Submitted by Наталья Фёдоровна Ткачёва on Tue, 01/04/2014 - 22:06
Ход урока
1. Огрмомент ( сообщение темы и целей урока)
Эпиграф:
Нет слова, которое бы так замашисто, бойко не вырывалось из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово…
Н.В.Гоголь.
- А какое оно, русское слово?
- К какой части речи относятся эти слова?
2. Актуализация опорных знаний.
1. Запись и анализ предложения: На песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, неподвижно сидела большая белая чайка, подставив грудь алому сиянию зари, и медленно расширяла свои длинные перья навстречу морю.
Учащиеся дают общую характеристику предложения, объясняют знаки препинания, графически выделяют обособленные члены предложения.
2. Задание классу:
- Найдите в предложении наречия.
- На какие вопросы они отвечают?
- К чему относятся?
- Вспомните, что обозначают наречия. Определите значение наречий в предложении.
3. Сообщение ученика (индивидуальное задание) - презентация по теме «Наречие».
Наречие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? Поступить (как?) благородно, уехать (куда?) далеко, очень вежливый ( в какой степени?), сделал ( почему?) невзначай.
Общее грамматическое значение : признак действия или признак другого признака.
Морфологические признаки: не имеет рода, числа, падежа, не склоняется.
Синтаксическая роль: в предложении бывает обстоятельством. Береги честь смолоду. Может быть сказуемым: В лесу было тихо и сумрачно. Определением: Он любил макароны по- флотски.
3. Изучение нового материала. Роль наречий в речи.
1. Работа в группах по материалу учебника §59
Класс делится на 4 группы, каждая из которой получает задание (3-4 мин.):
1 группа: ознакомиться с текстом упр. 359 об этимологии наречия, объяснить связь между глаголом и наречием; работа с толковым словарем: значение слова «живописует».
2 группа: о роли наречий - 1-3 абзацы текста упр. 360;дополнить текстовый материал своими примерами, показывающими роль наречий в речи;
3 группа: 4-6 абзацы ; дополнить своими примерами;
4 группа: вставить на месте пропусков наречия ( на материале упр. 363), определить, какую роль они играют в предложениях.
2. Выступление учащихся. Учащиеся каждой группы рассказывают о происхождении наречия, о роли наречий в речи, приводят свои примеры. По ходу сообщений на доске составляется план текста. Делаются обобщающие выводы.
- Наречия на –о,-е стали формироваться как особый вид с середины XIX века. Термин «наречие» связан с латинским названием «adverbium», где ad-к, для, при, verbium- глагол. Название этой части речи показывает, что наречие обычно поясняет глагол.
Наречия «живописуют» глагол (конкретизируют, расширяют представление о глаголе).
Наречия - эпитеты.
Уточняют признак прилагательного, дают дополнительную характеристику.
Основное свойство наречий.
Употребление в различных типах речи.
4. Закрепление изученного.
1. Работа с текстом упр. 361- чтение отрывка из рассказа А.П.Чехова «Степь».
- С какой целью, по-вашему, автор использует много наречий?
- Как это связано с типом речи? Что обозначают данные наречия?
- Лингвистический эксперимент: перечитайте текст, исключив наречия. Сравните эти два текста. Что изменилось?
Учащиеся делают вывод о том, что наречия в тексте используются писателем неслучайно. Ему важно было передать звучание песни, с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно это действие. Наречия придают тексту точность, образность, выразительность. Отмечается также, что наречия являются средством связи предложений, а наречия, входящие в состав составного именного сказуемого, нельзя опустить, нарушается смысл предложения.
2. Задание: выпишите из текста наречия с типом строения: глагол + наречие, причастие + наречие, деепричастие + наречие, наречие + наречие; обозначьте главное и зависимое слово.
- Словам каких частей речи подчиняется наречие и каким способом связи присоединяется к ним? (примыкание)
3. Наречия - эпитеты.
- Писатели и поэты часто используют наречия как эпитеты, как средство выражения основной мысли. Убедимся в этом, прочитав стихотворение П.Панченко. Текст проецируется на экране.
Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым.
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым.
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.
- Автор при помощи наречий призывает задуматься о своей жизненной позиции.
2. Работа с упр. 362.
- Выпишите 5 предложений, в которых наречия употреблены в переносном значении и становятся выразительным средством речи.
( Таинственно луна сквозь тонкий пар сияет. Торжественно и царственно стояла ночь. Солнце мирно догорало за рекой. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. Береза по-детски встряхивает ветвями.)
5. Подведение итогов урока.
6. Задание на дом. Упр. 366, повторить степени сравнения прилагательных. Инд. задание: подобрать пословицы и фразеологизмы с наречиями, сделать вывод об их роли.