Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Язык романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Фото пользователя Вера Андреевна Ивченко
Submitted by Вера Андреевна Ивченко on Fri, 31/01/2014 - 17:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ивченко Вера Андреевна
Место работы, должность: 

МКОУ Калачеевская СОШ №1, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

1.                  систематизировать знания учащихся о разных случаях постановки двоеточия в простом и сложном предложении; отработать умения правильно ставить знаки препинания в этих типах предложений; учить находить БСП в тексте и вычерчивать их схемы;

2.                  познакомить учащихся с особенностями языка романа М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» (на примере главы « Тамань»); доказать, что язык романа прост, точен, великолепен, выразителен.

3.                  развивать логическое мышление, устную и письменную речь школьников;

4.                  воспитывать любовь к родному языку, художественной литературе, творчеству писателя.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник русского языка, роман М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени», рабочие тетради, лист – задание по русскому языку ( Приложение), карточки, словарь С. И. Ожегова, словарь иностранных слов.

Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор, компьютер.

 

Краткое описание: 
<p>В основу урока положен материал по литературе &laquo;Язык романа &laquo; Герой нашего времени&raquo;. Для исследования выбрана повесть &laquo; Тамань&raquo; с целью отобрать нужные предложения и отрывки повести по теме &laquo; Двоеточие в бессоюзном сложном предложении&raquo; для подтверждения языковых особенностей. Хорошо продуманные формы и виды работ позволяют уделить внимание не только средствам выразительности, но и в том числе словарю, грамматике, орфографии. В процессе урока ведётся подготовка к ГИА, прививается чуткое отношение к слову, закрепляются умения школьников работать со словарем и текстом. Презентация к уроку, листы-задания на каждого учащегося помогают быстро, интересно и содержательно провести урок. Работа над языком писателя вырабатывает у учащихся художественный вкус, умение эстетически оценивать произведение, учит ценить слово, по-настоящему уважать его, относиться к нему внимательно и бережно.</p>

             

Ход урока.

I.Организационный момент.

Вступительное слово учителя (слайд №1).

- Литература. Русская литература. И перед нами встают образы великих мастеров слова: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета… Имя Михаила Юрьевича Лермонтова и его произведения широко известны в России и за её пределами. « Никто ещё не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою»,- говорил о языке Лермонтова Н. В. Гоголь.  А. П. Чехов утверждал: « Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова». И это действительно так.

Вот и  возьмём эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку эти слова и постараемся доказать, что А. П. Чехов был прав.

II. Сообщение целей урока (слайд №3).

 Работа в тетрадях (число, классная работа, тема, эпиграф) (слайд №2, №4).

-Роман « Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – великолепное произведение, а глава « Тамань» - одно из самых поэтических  творений русской классической прозы (слайд №5). Говоря о языке романа, нужно отметить, что он отличался точностью в употреблении слова, простотой построения фразы. М. Ю. Лермонтов не употреблял ни архаизмов, ни славянизмов, крайне редко прибегал к иностранной речи, диалектным словам и то только тогда, когда это необходимо для характеристики тех или иных героев. Например.

 

III. Работа по карточкам.

                                                                  Карточка №1.                                                 

Найдите в словарях и выпишите лексические значения слов ундина, малороссийское наречие, верста, бешмет.(1 учащийся, закрепляется задание  А – 2 ГИА)

 

 

Карточка №2.

Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы; укажите способы связи слов в словосочетаниях; придумайте БСП по его началу (учащиеся повторяют материал к ГИА В-2, В-9).

 

Скверный г..родишко (согл.)

проб..рался по крутизне (управ.)

совершенно сл..пой (прим.)

стоял (не) подвижно (прим.)

камыш..вую крышу (согл.)

взволнова(н, нн)ое море (согл.)

что(то) похожее (согл.)

бежит (в)припры..ку (прим.)

заг..релой кожи (согл.)

(не)чистое место(согл.)

 

Скверный городишко принял меня плохо……..(: я долго не мог найти квартиру).

 

- Язык служит прекрасным средством характеристики героев романа. Каждому из них свойственны определённые особенности речи. Так язык Печорина прекрасно характеризует его сложную, противоречивую натуру. Склонность к размышлениям, рассудочность Печорина хорошо выражена в его метких афоризмах. Наоборот, речь его приобретает образный и картинный характер, становится поэтичной, когда он говорит о природе или общается с женщинами. Писатель показывает нам гибкий, эмоциональный язык героя, сохранив всю живость разговорной речи. Например.

 

                                                  Карточка №3.

Расставьте в предложении знаки препинания, выполните полный синтаксический разбор предложения.( повторение задания  В – 3)

 

Под вечер остановив в дверях девушку я завёл с нею разговор Скажи-ка мне красавица что ты делала сегодня на кровле?

 

- Каждое слово в романе метко и выразительно.   Несмотря на то, что иногда предложения кажутся громоздкими, автор находит простые и точные слова, чтобы передать, например, портрет ундины.

 

IV. Объяснительный диктант (см. лист - задание).

           Всё было для меня обворожительно: необыкновенная гибкость её стана, особенное, только ей свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос.

 

- Объясните знаки препинания в предложении, дайте его характеристику. (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное, осложнено обобщающим словом с однородными членами).

 

Работа по вариантам (слайд №6).

    

1   вариант.     

Выписать грамматическую основу предложения (задание В – 3, ГИА), начертить схему предложения (Всё было обворожительно: гибкость стана, наклонение головы, волосы, отлив кожи, нос). [  O :  O,  O,  O,  O  и  O ].

             / \          / \                 

            O, O    O и O

          

2   вариант.     

Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой (задание В – 6, ГИА). Укажите слова с чередующимися гласными в корне (задание А - 5, ГИА). (Грамматическая основа – 1, корни с чередующимися гласными в словах – наклонение, загорелой).

 

- М. Ю. Лермонтов стремился к чистоте русской речи, поэтому в его романе часто можно встретить слова с исконно- русским написанием (полногласием). Найдите в предложении слова с полногласием и произведите их морфемный анализ (частичное выполнение заданий А -6, А – 7 ГИА). (золотистые, обворожительно, волосы, головы).

 

ВЫВОД.

- Когда в простых предложениях ставится двоеточие?                 

 (Двоеточие ставится после обобщающего слова перед  однородными членами и при отсутствии предшествующего обобщающего слова, если необходимо предупредить читателя о последующем перечислении).

 

Проверка работы у доски по карточкам (выборочно или частично, важно подвести к анализу знаков препинания в предложениях и выводу) (слайд №7).

 

ВЫВОД.

- В каком случае в предложениях с прямой речью ставится двоеточие?

(В предложениях с прямой речью двоеточие ставится в том случае, если слова автора стоят перед прямой речью).

 

- Назовите случаи постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (слайд №8).

(Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях:

 1)  второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом (между частями предложений можно вставить союзы потому что, так как);

2)  второе предложение разъясняет или раскрывает содержание первого (в этом случае можно вставить а именно);

3) второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов (в этом случае можно вставить союзкак);

4)  в первом предложении есть глаголы видеть, слышать, знать, чувствовать и т.д.( или они опускаются в предложении), которые предупреждают, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-либо описание (в этих случаях можно вставить союз что);

5)  второе предложение представляет собой прямой вопрос. Например: Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?)

 

- Вот сегодня на уроке мы и продолжим закрепление материала по данной теме.   Опираясь на богатство народного языка, М. Ю. Лермонтов использовал достижения стиха и прозы. Как и Пушкин, он добивался точности и ясности каждой фразы, её отточенности. Поэтому заметно стремление поэта к более простому  языку, прямо называющему предметы и явления. По воспоминаниям Д. В. Григоровича в повести «… не найдёшь слова, которое можно было бы выбросить или вставить…» Вот, например, как описывает М. Ю. Лермонтов в повести встречу Печорина со слепым мальчиком.

 

V. Комментированное письмо.

Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию; перепишите, расставляя знаки препинания; объясните их постановку. Начертите схемы 1 и 2 предложений.(Отработка задания В – 9, ГИА) (слайд №9).

 

1.Я привстал и взглянул в окно кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. 2. Меня однако поразило одно слепой говорил со мною малороссийским наречием а теперь изъяснялся чисто по-русски. 3. Я всё не мог заснуть передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. 4. Я засветил серную спичку и поднёс её к носу мальчика она озарила два белые глаза. 5. Я с трудом спускаясь пробирался по крутизне, и вот вижу слепой приостановился потом повернул низом направо. 6. И вот мне послышалось что-то похожее на рыдание слепой мальчик точно плакал, и долго, долго. (М. Ю. Лермонтов)

 

1. (Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. ( В предложении ставится двоеточие, т.к. в первой части опускается глагол и увидел (можно вставить союз что). [ O и O ]:[ O и O ]. )  2. Меня, однако, поразило одно: слепой говорил со мною малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по-русски. (В предложении выделяется запятыми вводное слово однако; ставится двоеточие, т.к. второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание (а именно); ставится запятая при однородных членах. [ …, вв. сл., …]:[ O, а O ].)     3. Я всё не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (В предложении ставится двоеточие, т.к. во второй части указывается  причина того, о чём говорится в первой части ( можно вставить союз потому что.)  4. Я засветил серную спичку и поднёс её к носу мальчика: она озарила два белые глаза. (В предложении ставится двоеточие, т.к. в первой части опускается глагол и увидел.)  5. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо. (В предложении выделяется обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; ставится двоеточие, т.к. в первой части предложения есть глаголвижу (можно вставить союз что); ставится запятая при однородных членах). 6. И вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго ). ( В предложении ставится  двоеточие, т.к. второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание (а именно ).

 

ВЫВОД. В этом упражнении мы повторяли и закрепляли правило постановки двоеточия в БСП. (Вывод формулируют учащиеся).

 

- Богатство языка романа основывается на личном отношении Лермонтова к кавказской природе. Превосходный знаток Кавказа, писатель даёт в романе  « Герой нашего времени» ряд зарисовок. Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время даются в задушевных, лирических тонах. Поэтому  пейзажи помогают понять внутренний мир героев, их настроение, переживания. Эпитеты и сравнения не усложняют описаний, а лишь оживляют их, делают поэтически выразительными.

 

VI. Комплексный анализ текста (см. глава « Тамань» романа М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» стр. 388).

 

 …  вот показалась между горами волн чёрная точка; она то увеличивалась, то уменьшалась. Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решивший в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольным биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот, я думал, она ударится с размаха об берег и разлетится вдребезги; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима.

 

-Какой пейзаж описывает автор?

- Все ли слова в данном тексте вам понятны?

- Как можно озаглавить этот отрывок? ( «Лодка в бушующем море», « Бедная лодка»… )

- С какими словами обычно сочетается слововолны? (ласковые, бегущие, а ещё большие, высокие, грозные, страшные…).

- Какую известную картину напоминает данный пейзаж? ( Картина Ивана Константиновича Айвазовского « Девятый вал» ( слайд №10).

- Кто ещё из великих деятелей искусства обращался к теме моря (бушующего, грозного моря)?

VII. Проверка домашнего задания (слайд №11).

     Иван Константинович Айвазовский – русский живописец-маринист. На своих романтических картинах « Девятый вал» ,1850 г., « Бушующее море», « Бурное море», «Буря», « Буря на море ночью» и др. (всего около 50 картин) художник изображает необъятное величие и буйную мощь морской стихии, отвагу борющихся с морем людей. К теме моря обращались и великие мастера слова: В. А. Жуковский в элегии « Море» и А. С. Пушкин в элегии « К морю». Шум моря, его звуки, крики чаек привлекали и композиторов. Так появились произведения « море в музыке» М. К. Чюрлёниса, Н. А. Римского-Корсакова. Например, « Окиан-море синее» из оперы « Садко» Николая Андреевича Римского-Корсакова. ( На фоне музыки звучат отрывки   стихотворений:

                                    Прощай, свободная стихия!

                                    В последний раз передо мной

                                    Ты катишь волны голубые

                                    И блещешь гордою красой.

                                                           А. С. Пушкин

 

                                    Когда же сбираются тёмные тучи,

                                    Чтоб ясное небо отнять у тебя –

                                    Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

                                    Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу.

                                                           В. А. Жуковский )

- Найдите в тексте слова, которые бы ярко характеризовали картины И. К. Айвазовского.

(Горы волн, медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, бедная, ныряла…)

- Это языковые особенности русского языка. Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору передать чувство страха, опасности, угрозы для жизни?

(Метафоры (хребты волн, горы волн, выскакивала из пропасти среди брызгов пены); эпитеты (бедная лодка, чёрная точка);

сравнения (ныряла, как утка; взмахнув веслами, будто крыльями);

 

восклицательное предложение (восхищение отвагой пловца);

инверсия (отважен был пловец; важная должна быть причина, его к тому побудившая).

- Найдите в тексте БСП, объясните знаки препинания в нём.

 (В первом предложении между частями БСП ставится точка с запятой, т.к. второе предложение более распространено.)

 

- Обильно насыщенный изобразительно-выразительными средствами (эпитетами, сравнениями, метафорами, олицетворениями, восклицаниями и т.д.), язык романа « Герой нашего времени» сыграл большую роль в развитии русского литературного языка.

 

VIII. Тесты. (Отработказадания В - 9, ГИА самостоятельно) (слайд №12).

Найдите бессоюзное сложное предложение.

 

А. Я взошёл в хату две лавки и стол да огромный сундук возле печки составляли всю          её мебель.

Б. Месяц светил в окно и луч его играл по земляному полу хаты.

В. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.

Г. Я не мог полагать чтобы это существо сбежало по отвесу берега.

 

Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого ставится двоеточие.

 

А. Я стал звать хозяина молчит.

Б. Дверь отворилась из хаты повеяло сыростью.

В. Я поднял глаза на крыше моей хаты стояла девушка.

Г.  Спустя несколько минут с противоположной стороны показалась фигура она     подошла к слепому и села возле него.

 

Укажите предложение, соответствующее схеме: [       ]: [ пояснение ].

 

А. Я встал накинул бешмет опоясал кинжал и тихо вышел из хаты навстречу мне        слепой мальчик.

Б. Этим не кончилось целый день она вертелась около моей квартиры.

В. Тут он ещё больше встревожился и наклоняясь ко мне сказал шёпотом Здесь нечисто!

Г. Он был слепой совершенно слепой от природы.

        (Ответы: 1 – А, 2 – В, 3 – Б.)

 

IX. Фронтальная беседа (слайд №13).

- Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?

- Назовите случаи постановки двоеточия в БСП.

- Назовите основные особенности языка романа М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». (Точность в употреблении слова; простота построения фразы; обильное использование изобразительно-выразительных средств; меткость, ясность, выразительность языка при описании природы, портретов и речи героев.)

 

-  Вот поэтому язык романа « Герой нашего времени» восхищал крупнейших мастеров слова. « Никто ещё не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою»,- говорил о Лермонтове Н. В. Гоголь. Язык романа - это плод большой работы автора. Простой, точный, меткий, выразительный, он до сих пор восхищает нас и заставляет снова и снова перечитывать страницы замечательного произведения.

 

X. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания (слайд №14). Выписать из гл. « Княжна Мери» 7 БСП, объяснить постановку знаков препинания в них. (Задание выполняет «слабая» группа учащихся). Написать сочинение-рассуждение (задание С 2.2) на тему « Язык романа М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени».

 

XI. Оценки за урок.

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.ppt 593.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн