Автор:
Черемных Валентина Андрияновна
Место работы:
учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 1» г.Черушка Пермского края
Приемы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии
Одной из развивающих технологий, которую я активно использую в работе, является технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), разработанная учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. В России технология РКМЧП начала апробироваться с 1997 года в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
Проектируя урок, вне зависимости от избранной технологии, определяю, чему дети должны научиться, какие качества предполагается развивать и воспитывать у школьников на каждом учебном занятии. Урок географии, организованный с использованием технологии критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком, так как данная технология уделяет особое внимание когнитивным (познавательным) педагогическим целям:
- знание (употребляемых терминов, конкретных фактов, понятий);
- понимание (изученных фактов; интерпретация материала);
- применение (использование понятий в новых ситуациях);
- анализ (проведение разграничений между фактами и мнениям, причинами и следствиями);
- синтез (написание творческой работы, составление плана исследования);
- оценка (оценивание логики построения материала).
Хотелось бы остановиться на формировании познавательных УУД при изучении географии, используя технологию РКМЧП. Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановки и решения проблемы:
- Синтезирование, сравнение;
- Подведение под понятие, выведение следствий;
- Установление причинно-следственных связей;
- Построение логической цепи рассуждений;
- Доказательство, выдвижение гипотез;
- Постановка и решение проблемы.
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности. (2)
Приведу фрагмент урока в 8 классе по теме: «Развитие форм рельефа».
На первой стадии урока – стадии вызова, стадии самостоятельной актуализации имеющихся знаний и смыслов по теме, пробуждения познавательной активности в связи с изучаемой темой, - использую приём «Кластер». Кластер будет отражать имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме. А это позволит диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Благодаря полученным знаниям из предыдущих курсов географии, средств массовой информации, ученики сказали, что рельеф – совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм.
Следующий этап урока - стадия реализации смысла, организация активной работы с информацией, самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями, переживание эффекта приобретения - своеобразная поддержка для развития мыслительных навыков, фаза непосредственной работы с текстом. На представленном уроке этот этап посвящён организации вдумчивого чтения текста «Развитие форм рельефа. Внутренние и внешние процессы и связанные с ним стихийные явления», работе с номенклатурой.(3) При чтении текста учебника, я попросила учеников делать на полях пометки "V" – известная информация, "+" – новая информация, "?" – непонятная информация, « - » - информация, идущая вразрез с имеющимися знаниями, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки стали заголовками граф таблицы.
Таблица 1
В таблицу сведения из текста (факты, понятия, номенклатура) заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Параллельно идет работа с картой (номенклатура).
Завершающая стадия урока – рефлексия, самостоятельная систематизация нового материала, «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. На данном уроке дети изучили новые понятия, поэтому ученикам предлагаю написать синквейн (пятистрочный белый стих).
Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк.
1. Одно слово – имя существительное тема синквейна.
2. Два слова – прилагательные или причастия, которые могут быть соединены союзами или предлогами, раскрывающие тему.
3. Три слова – глаголы, описывающие действия, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.
4. Четыре слова – фраза (предложение), которая выражает своё отношение к теме синквейна или содержащая вывод или цитата, крылатое выражение.
5. Одно слово – ассоциация к теме синквейна, восклицание.
Дети используют различные источники информации.
Методика:
1. Объяснить правила написания синквейна;
2. Привести несколько примеров синквейна;
3. Сформулировать тему;
4. Зафиксировать время на написание синквейнов;
5. Заслушать варианты (по желанию учеников)
Дети используют различные источники информации.
Методика отрабатывается на нескольких уроках. Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах. Когда методика будет отработана, работу начинать с темы (пункт 3).
На данном уроке дети делятся на 6 групп, каждой дается понятие.
Приведу примеры синквейнов, составленных учениками:
1.Рельеф
Расчлененный, разнообразный
Поднимается, опускается, изменяется
Неровности суши и дна океанов
«Каркас природы»
2.Равнины
Плоские, холмистые
Простираются, заболачиваются, заливаются
Характерно небольшое колебание высот
Просторы
3.Горы
Складчатые, глыбовые
Возвышаются, белеют, дымятся
Формируются в тектонически активных областях
Сильно расчлененные участки
4.Кряж
Приподнятый, вытянутый
Возвышается, размывается, разрушается
Гряды холмов и низких гор
Возвышенность
5. Вулканы
Действующие, потухшие
Извергаются, грохочут, сжигают
Выброс лавы, огня и пепла
Гора
6.Оползни
Каменистые, подвижные
Сползают, смещаются, разрушают
Возникает на крутых склонах
Движение
Заслушиваются варианты синквейнов.
Урок заканчивается практической работой по карте.
Домашнее задание: на основе полученных на уроке знаний, дополнить кластер, выполненный в начале урока.
Библиографический список
- Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс – М.: «ВАКО», 2005, 288 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[ сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. – (Стандарты второго поколения).
- Раковская Э.М. География: природа России: Учеб. для 8 кл. общеоб.учр. -М., 2003
- Википедия ru.wikipedia.org›
|