Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Галиева Е.В. Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) как средство повышения мотивации учащихся

Автор: 
Галиева Екатерина Викторовна
Место работы: 
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №1» г.Чернушка Пермского края

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо  (РКМЧП) как средство повышения мотивации учащихся



Современные  педагогические технологии ставят такие цели, как научить детей самостоятельно добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания  и самовыражения     личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности. Технология развития критического мышления через чтение и письмо  (РКМЧП) - это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач.

 

Применение  технологии РКМЧП дает возможность создания условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, роста учебной мотивации. Технология РКМЧП позволяет решать продиктованные ФГОС ООО задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:  вызова, реализации смысла, рефлексии.

Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации (т.е. мотива).

Главными задачами второй фазы технологии РКМЧП (фазы реализации смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания вопроса. На этой стадии происходит исследование языкового материала, анализ текста, что способствует развитию речевых, интеллектуальных, нравственных сторон личности ученика, созданию эмоционального настроя, повышению интереса к предмету.

Третья фаза призвана суммировать и систематизировать новую информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу и сформулировать вопросы для дальнейшего продвижения в информационном поле.

Наиболее частой и применяемой методикой является организация работы обучающихся с различными текстовыми источниками, а следовательно, могут быть успешно использованы на уроках гуманитарного цикла.  Обращение к источникам стимулирует интеллектуальную деятельность, познавательную активность, формирует творческое мышление и создаёт столь нужный мотив к получению новых знаний.

Процесс обучения становится деятельностным, а урок - инициативным.

Минувший учебный год в моей деятельности был посвящён изучению, апробированию приёмов технологии РКМЧП на практике и отслеживанию того, как изменяется мотивация к изучению литературы у учащихся 9А и 9Б классов МБОУ «СОШ №1». Планируя деятельность на год, я в первую очередь испытала потребность в изучении этой технологии, поскольку знакомство с нею на курсах повышения квалификации стало как раз тем самым мотивом: я обнаружила то, с чем мало знакома, но что хотела бы узнать. В течение года я вела активную работу в составе муниципальной проблемно-творческой группы «Технология РКМЧП: от теории – к практике», параллельно училась использовать приёмы на практике.
Так, от привычной постановки цели я перешла к приёму «Лови ошибку», который помогает развить у школьников критический подход к получаемой информации. От конспектирования – к таблице ЗХУ (Знаю – Хочу узнать – Узнал), к которой мы возвращались по окончании работы с темой. От нудного с точки зрения ребят чтения параграфа учебника – к чтению с пометами на полях («V» – знал, «+» - новое, «-» - новое, «?» - новое трудное, надо разобраться).

В арсенал используемых на уроках приёмов я включила приём «толстых» и «тонких» вопросов, например, при изучении «Мёртвых душ» Гоголя. При этом каждый из учащихся, составивший 5 «толстых» и 5 «тонких» вопросов, получил от одного из одноклассников его вопросы и дал ответы на них. Таким образом, поднятые темы пришлось осмыслить не раз. Синквейн стал интересной альтернативой сочинению (был предложен учащимся в ходе изучения «Героя нашего времени» Лермонтова). А от традиционной лекции или слова учителя перешла к лекции со стопами.

С особым настроением ребята отзываются на графические способы структурирования информации. Так, хорошо был принят приём «колесо проблем» (при изучении комедии «Недоросль» Фонвизина и «Горе от ума» Грибоедова), позволяющий  

Кроме указанных приёмов технологии РКМЧП, я включила в практику и работу по созданию интеллект-карт в процессе работы над отдельным текстом или над целой темой.
В 2012-2013 учебном году в рамках муниципальной проблемно-творческой группы мы с коллегами друг на друге учились использовать те или иные приёмы технологии, делились опытом их практического использования на уроке. В конце учебного года мною был проведён открытый урок, получивший положительные отзывы. Но для меня важнее не это. Важнее тот рост интереса к изучению предмета, который я наблюдала в течение года.

Каким образом я отслеживала повышение мотивации к изучению предмета? Основным инструментом для меня стало наблюдение. Что же изменилось за прошедший учебный год у моих девятиклассников? Во-первых, заметно разнообразились формы работы на уроке и формат домашнего задания, что повысило интерес ребят к его выполнению. Вопрос: «А что дома делать будем?» - звучит уже с большим интересом, нежели раньше.

Во-вторых, в два раза снизилось время выполнения долгосрочного домашнего задания. Если на работу над сочинением ребята обычно просят до нескольких дней, то, например, «колесо проблем», синквейн и другие  письменные задания готовы к следующему уроку. Отчасти это связано с заметно меньшим объёмом работы, отчасти – с оригинальной формой.

В-третьих, заметно улучшился эмоциональный фон на уроке. Ведь не секрет, что хотя по литературе экзамен и не обязателен, объём материалов для изучения и заданий (текстов для чтения, стихов для заучивания, письменных работ и т.д.) велик. На школьников это давит. Учителей держит в напряжении.

Данная технология помогает решить эту проблему.
Также для отслеживания ситуации дважды было проведено анкетирование учащихся: в начале учебного года и в конце. На вопросы отвечали 47 учащихся 9-х классов, с которыми я работала. Результаты анкетирования – в таблице 1.

Результаты анкетирования учащихся 9-х классов
Таблица 1


Вопрос

Начало учебного года

Конец учебного года

  • Интересно ли тебе на уроках литературы?

Да – 34 (72%)
Нет – 13 (28%)

Да – 39 (82%)
Нет – 8 (18%)

  • С удовольствием ли ты выполняешь домашнее задание по предмету?

Да – 19 (40%)
Нет – 28 (60%)

Да – 32 (68%)
Нет – 15 (32%)

  • Что заставляет тебя заниматься?

А.Не хочу получить «2»
Б. Мне интересно
В. Родители заставляют

 

А – 21 (44%)
Б – 19 (41%)
В – 7 (15%)

 

А – 16 (34%)
Б –  25 (53%)
В – 6 (13%)

  • Хотелось бы тебе, чтобы уроки литературы проводились чаще?

Да – 19 (41%)
Нет – 28 (59%)

Да – 27 (57%)
Нет – 20 (43%)

По результатам анкетирования можно сделать ряд выводов:

  • интерес к урокам вырос на 10%;
  • рост интереса к домашнему заданию составил 28%;
  • изменение мотивации сместилось в пользу интереса на 12%;
  • желание больше заниматься предметом увеличилось на 16%.

Возможно, это результаты того, что учащиеся впервые столкнулись с такими приёмами работы и в дальнейшем динамика будет не столь заметной, но на данном этапе я считаю задачу успешно выполненной.
Таким образом, наработанный практический опыт и положительные результаты деятельности предопределили для меня нишу и на этот учебный год. Меня интересует, каково влияние приёмов технологии РКМЧП на качество знаний.

Использованные материалы:

  1. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/ispolzovanie-metodicheskikh-priemov-tekhnologii-rkmchp-na-urokakh-predmeto
  2. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
  3. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
  4. Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
  5. Вишнякова Е.Е. «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Главное – заинтересовать чтением».

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн