Официальный сайт travelspo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Туктакиева Э.А. Формирование универсальных учебных действий обучающихся через освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности

Автор: 
Туктакиева Эльвира Ауисовна
Место работы: 
учитель информатики первой квалификациионной категории МБОУ СОШ №1 г. Чернушка Пермского края

Формирование универсальных учебных действий обучающихся через освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности


Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться – это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»). Кроме того, стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

 

Первым пунктом Содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования является Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, которая должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.[2]

 

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. А по своей структуре она предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития мышления, интуиции, воображения; способствует формированию положительной самооценки; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности. [1]

 

На  уроках «информатики и ИКТ» метод творческих проектов я использую во всех параллелях 8-11 классов.

 

В 8-м  классе при изучении темы «Устройство ПК» учащиеся свой проект реализуют в виде  информационных буклетов, созданных в текстовом редакторе. Данный проект является итоговым уроком по данной теме, выполняется в парах. Ученики дома подбирают нужные им картинки устройств ПК, находят соответствующую информацию по этим устройствам, продумывают дизайн буклета, а на уроке все это систематизируют и готовят защиту. Затем проходит защита проектов, выясняются новые понятия, задаются вопросы. Таким образом, обобщаются  теоретические знания по устройствам компьютера и проверяются умения работать в текстовом редакторе. Кроме этого приобретается опыт публичного выступления.

 

В 9-м классе при изучении темы «Разработка Web-сайтов с использованием языка HTML» учащиеся сначала создают базовый сайт по заданиям учебника Н.Д. Угриновича, а затем, происходит разработка своего мини сайта на интересующую их тему.

 

В 10-м классе (по программе Н.Д. Угриновича) эта тема рассматривается на более высоком уровне. Учащиеся в течение нескольких уроков создают полноценный сайт с интерактивными элементами на интересующую их тему.

 

 В 10-м классе большое внимание уделяется работе с графической информацией. Это, наверное, самая любимая тема у большинства учеников. Создаются коллажи, рисунки, посвященные какой-либо теме,  анимационные открытки, небольшие анимационные сюжеты на свободную тему (юноши часто выбирают темы спорта, экологии, машин, а девочки - музыку, моду).

 

В 11-м классе при изучении темы «Защита информации от вредоносных программ» вся проектная деятельность осуществляется в программе PowerPoint  в виде презентаций. Старшеклассники по несколько человек (в зависимости от количества учащихся в группе) разбиваются на группы, выбирают тему и проводят исследования с последующей защитой с использованием презентации. Таким образом, работая в малых группах, парах идет распределение труда между участниками проекта. Этот опыт помогает учащимся социализироваться. Большая часть работы проходит самостоятельно, периодически ученики отчитываются, показывая промежуточные результаты. Затем назначается день выступлений, и ребята выступают в роли учителя, представляя каждый свою тему, остальные конспектируют, задают вопросы. На следующем уроке я провожу опрос по всей теме.

 

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

 

В 9-м  классе при изучении темы «Математическое моделирование» ученики создают модели и путем учебного исследования выбирают способы и методы расчета числа рыб в пруду с интервалом в год.

 

В 11-м классе обучающиеся исследуют физические модели: движение тела, брошенного под углом к горизонту; биологические модели: изменения численности популяций различных живых существ; геоинформационные модели: численность населения в странах мира; оптимизационное моделирование в экономике: раскрой листов материала; модели логических устройств: полусумматора; информационные модели управления объектами: разомкнутой и замкнутой системами управления.

 

Таким образом, учебно-исследовательская и проектная деятельность дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, дети с удовольствием выполняют творческие  проекты и эксперименты. Каждый трудится в своём темпе, формируются универсальные учебные  навыки. Проектная и исследовательская деятельность позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учитель, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни.

 

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках информатики является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.[3]

 

Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
Библиографический список

  1. Информатика 9-11 классы. “Проектная деятельность учащихся» .Э.С.Ларина. Издательство «Учитель» Волгоград. 2009г.
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (содержит перечень УУД). Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
  3. Карабанова О.А., Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. Статья. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250
  4.  "Новое образование". Журнал Центра современных образовательных технологий" №1(2) 2012г.
  5.  Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал “Эйдос”, 2005, http://www.eidos.ru/journal/2005/
  6. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». // http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн