Предмет «Русский язык»
Раздел «Морфология»
Подраздел «Имя числительное»
Тема «Порядковые числительные»
Тематический элемент «Употребление в речи имен числительных»
Краткое описание ЦОРов
Виртуальный урок. Местонахождение в ЕК: Русский язык/ Инновационные учебные материалы/ «Русский язык. 5-7 класс»/ Тема 9. Порядковые числительные. Правописание и склонение порядковых числительных / Мультимедиа урок/ Порядковые числительные. Правописание и склонение порядковых числительных»
Условия для проведения урока
Оборудование: компьютерный класс / медиатека / домашние компьютеры учеников / один компьютер в классе.
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и материалами виртуального урока): владение компьютером, умение работать с проекционным оборудованием, детальное знакомство с выбранными ресурсами ЕК и методикой организации проектной деятельности.
Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием инновационного учебника): владение компьютером, умение пользоваться инструментарием учебника, предназначенным для ученика, стандартными редакторами (Word, Publisher), средствами Интернета.
Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера
Роль учителя: организоватьпроектную деятельность учеников на основе инновационных учебных материалов по русскому языку ЕК и материалов интернет-сайтов, обеспечить ее результативность, стимулировать ее выполнение, поставив цель, сформулировавконкретные задачи по поиску, отбору и адаптации отобранных материалов; организовать контроль усвоения.
Роль компьютера: обучающая, информационная, контролирующая, инструментальная.
Роль ученика: выполнив поставленные учителем задачи, прийти к определенным выводам и затем, сформулировав их в ходе коллективного обсуждения проблемы, показать способность на основе этих выводов в результате проектной деятельности решать задачи более высокого, творческого уровня.
Подготовка к уроку
Информационные ресурсы:
Виртуальный урок «Порядковые числительные. Правописание и склонение порядковых числительных»
Сайт «Государственный музей-памятник Исаакиевский собор»
На основе дополнительныхматериалов учитель может организовать проектную деятельность учащихся. В качестве примера приводится проект «Юный экскурсовод». Задачей учеников станет подготовка рассказа об одной из достопримечательностей. Важно, что при работе над этим проектом, ученики должны проявить не только языковую компетенцию, но и речевую, коммуникативную, культуроведческую. В ходе работы развиваются также компетенции в области поисковой деятельности (поиск необходимой информации, ориентация в Интернете), а также навыки работы с компьютером как инструментом творчества: предполагается, что свои работы ученики оформят с помощью редактора Microsoft Office Publisher или Microsoft Office PowerPoint.
Результаты проектной деятельности учеников выносятся на коллективное обсуждение. Лучшие работы выставляются на странице сайта.
Обеспечить работу учеников над проектом помогут Формы организации проектного задания.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Заполняются учителем, распечатывается и раздается ученикам.
Форма 1.
проект «Поздравляем с праздником»
|
Что нужно сделать
|
Что можно использовать
|
Когда должно быть готово
|
Кто это будет делать
|
1. Выйти на сайт http://www.cathedral.ru
|
Word --
PowerPoint --
Publisher --
Paint --
Internet +
неважно --
|
сроки могут варьироваться, т. к. темп прохождения материала разный
|
желательно сформировать группы, выполняющие одно и тоже техническое задание.
|
2. Перейти по ссылке на информационную страницу «Сампсониевский собор»
|
Word --
PowerPoint --
Publisher --
Paint --
Internet +
неважно --
|
3. Найти и скопировать нужные для составления презентации или буклета тексты и иллюстрации
|
Word +
PowerPoint +
Publisher +
Paint --
Internet +
неважно --
|
4. Сократить тексты, оставив наиболее интересную и важную фактическую информацию
! Не забудьте, что мы изучаем тему «Имя числительное»
|
Word +
PowerPoint --
Publisher --
Paint --
Internet --
неважно --
|
5. Подготовить сценарий презентации или буклета
|
Word --
PowerPoint --
Publisher --
Paint --
Internet --
неважно +
|
6. Подготовить презентацию или буклет
|
Word --
PowerPoint +
Publisher +
Paint --
Internet --
неважно --
|
7. Подготовить выступление с опорой на презентацию или материалы буклета
|
Word --
PowerPoint --
Publisher --
Paint --
Internet --
неважно +
|
Форма 2.
ЧТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ
|
CD
|
|
ИНТЕРНЕТ
|
www.cathedral.ru
Интернет Clip Gallery Live
http://go.mail.ru/index1.html Картинки
|
ДРУГОЕ
|
Консультация учителя
|
VI.Ход урока:
1. Выход на сайт «Государственный музей-памятник Исаакиевский собор»
2. Выход на информационную страницу «Сампсониевский собор»
3. Поиск и сбор необходимых для составления презентации или буклета текстов и иллюстраций
Учитель помогает учащимся найти нужные материалы, направляя их поиск.
Примеры материалов:
Неадаптированные тексты (со страницы сайта)
Текст 1.
Исторический символ России
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге – один из немногих памятников культовой архитектуры первой половины XVIII века, сохранившихся до наших дней. Первая деревянная Сампсониевская церковь начала строиться по повелению императора Петра I в конце ноября 1709 года, в память одного из важнейших сражений петровской эпохи – Полтавской баталии, и была освящена в 1710 году.
В те времена было принято увековечивать великие деяния и битвы триумфальными арками или колоннами. Но царь-реформатор Петр Алексеевич справедливо решил, что русскому человеку ближе и понятнее будет вновь построенная церковь. А поскольку шведы были разбиты 27 июня 1709 года, в день поминовения Преподобного Сампсония Странноприимца, храм был назван Сампсониевским.
Символично, что на стенах колокольни собора установлены чугунные доски с текстами речей и приказов Петра I до и после Полтавского сражения. Вот что начертано на доске, расположенной на южной стороне колокольни:
«Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества, Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу Веру и Церковь. Не должна вас смущать слава непобедимости неприятеля, которой ложь вы доказали не раз своими победами. Имейте в сражении перед собою правду и Бога, защитника вашего, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога; жила бы только Россия, благочестье, слава и благосостояние ея».
Не случайно местом строительства храма была выбрана Выборгская сторона Петербурга. Первая деревянная Сампсониевская церковь, возведенная в 1710 году, располагалась рядом с Выборгской дорогой, ведущей в то время на северо-запад, во владения шведского короля. Направляясь на поля сражений Северной войны и проходя мимо этого храма, войска поднимали свой боевой дух и испытывали чувство гордости за победу русского оружия.
В начале XVIII века эта церковь находилась в отдалении от административного центра города, и это оказалось удобным для открытия здесь в 1711 году первого городского кладбища. Рядом с храмом Преподобного Сампсония Странноприимца нашли последнее упокоение первые петербургские архитекторы Д.Трезини, А.Шлютер, Ж.-Б.Леблон и Г.И.Маттарнови, скульптор К.Б.Растрелли, первый русский экономист И.Посошков, живописцы Л.Каравак и С.Торелли.
Рядом с собором сохранился памятник, о котором К.Ф.Рылеев писал в своем поэтическом цикле «Думы»:
Сыны Отечества! В слезах
Ко храму древнего Самсона!
Там за оградой, при вратах
Почиет прах врагов Бирона!
Отец семейства! Приведи
К могиле мученика сына;
Да закипит в его груди
Святая ревность гражданина!
Казненные «враги Бирона» А.П.Волынский, А.Ф.Хрущов и П.М.Еропкин были захоронены возле храма по приказу Анны Иоанновны. Позже по указу императрицы Екатерины II здесь была установлена мемориальная плита, а в 1885 году поставлен памятник по проекту скульптора М.А.Щурупова.
Уникальность Сампсониевского собора заключается в смешении архитектурных форм допетровской эпохи и элементов европейской архитектуры. Общий стиль храма – «анненское барокко», вместе с тем завершение колокольни восьмигранным шатром с окнами-«слухами» можно отнести к зодчеству Москвы, Ярославля и Соликамска XVII века.
Особую ценность представляет главная достопримечательность храма – резной золоченый иконостас, выполненный в лучших традициях русской деревянной пластики и резьбы первой половины XVIII века. Сохранилось редчайшее собрание иконописи первой половины восемнадцатого столетия, в том числе подписные образа И.Квашнина и А.Поспелова.
Особо отмечено было историческое значение Сампсониевского собора в 1909 году, когда Российская империя отмечала 200-летие Полтавской победы. Торжества завершились открытием напротив колокольни памятника Петру Великому работы М.Антокольского. Тогда же на южном и северном фасадах колокольни были установлены мемориальные чугунные доски с текстами обращения Петра Алексеевича к воинам – участникам Полтавской баталии.
Таким образом, и площадь перед собором, и территория храма были включены в единую историко-культурную зону вокруг старейшего духовного центра Санкт-Петербурга.
В 1999 году, после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, в Сампсониевском соборе был открыт государственный музей-памятник.
Учитывая многочисленные пожелания верующих и обращение настоятеля Сампсониевского собора Иоанна Малинина, в настоящее время в храме проводятся праздничные богослужения, а также службы по субботним и воскресным дням.
|
Текст 2.
Святой Сампсоний Странноприимец
Сампсоний Странноприимец – исторический персонаж. Родился в Риме, по-видимому, в середине V в. н.э. Родители его, будучи богатыми и знатными, дали Сампсонию блестящее образование. В совершенстве овладев врачебным искусством, он бескорыстно лечил бедняков. После смерти родителей, которые оставили ему большое наследство, Сампсоний отпустил на волю всех своих рабов и переехал из Рима в Константинополь, где занимался благотворительностью, раздавая милостыню бедным.
На собственные средства он основал дом для странников, в которых, не щадя сил своих и времени, содержал и лечил больных и нищих, чем заслужил особую милость патриарха, возложившего на Сампсония сан пресвитера.
Славе и известности целителя и чудотворца Сампсония способствовал император Юстиниан, спасенный врачевателем от тяжелой болезни. На императорские средства были построены странноприимный дом и больница, возглавляемые Сампсонием. Умер он в 530 г. н.э.
|
Текст 3.
Петр I Алексеевич (1672–1725)
Сын царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. После смерти бездетного царя Федора Михайловича был возведен на престол в обход своего старшего единокровного брата Иоанна.
Император с 22.10.1721 года.
Преобразования Петра I коснулись всех сторон общественной жизни России.
Своим Указом 1723 года Петр Алексеевич окончательно превратил крестьян в собственность помещиков, закрепил дворянскую собственность на землю и право передавать всю недвижимость в наследство одному из сыновей.
Петровские реформы государственного аппарата превратили Россию в чиновничье-дворянскую монархию. Вместо Боярской думы появился Сенат, вместо приказов – коллегии, контрольный аппарат представляли прокуроры. Духовный аппарат возглавил Святейший Синод (Духовная коллегия), подконтрольный правительству. Созданы были регулярные армия и флот.
Петр I ликвидировал церковную монополию на образование, при нем в России впервые появилась светская литература. Он открыл Морскую академию и Академию наук, первый в России музей Кунсткамеру с библиотекой, при этом царе вышла первая русская газета «Ведомости».
Умер Петр Алексеевич 28 января (по ст. ст.) 1725 года.
|
Текст 4. Бирон
Эрнст Иоганн Бирон (1690-1772), граф, фаворит императрицы Анны Ивановны, обер-камергер ее двора; герцог Курляндский (с 1737). В 1730-40 пользовался неограниченным доверием императрицы Анны Ивановны. Проводимая Бироном политика привела к засилью иностранцев, разграблению богатств страны, жестокому преследованию недовольных и т. д. После дворцового переворота 1740 арестован и сослан. В 1761 помилован императором Петром III.
Иллюстрации
Общий вид собора
2. Внутреннее убранство собора
3. Портрет Петра I
Петр I
(худ. И. Никитин)
|
Памятник Петру I
около Сампсониевского собора
|
4. Сокращение и адаптация основного текста, отбор наиболее интересной и важной информации
Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся при работе с неадаптированным текстом; демонстрирует приемы адаптации.
Результат совместной работы по адаптации текста:
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге – один из немногих памятников архитектуры первой половины XVIII века, сохранившихся до наших дней. Храм начал строиться в по повелению императора Петра I в 1709 году в память Полтавской баталии. Шведы были разбиты 27 июня 1709 года, в день поминовения Преподобного Сампсония Странноприимца, поэтому храм был назван Сампсониевским.
Храм располагался рядом с Выборгской дорогой, которая вела на северо-запад, во владения шведского короля. Направляясь на поля сражений Северной войны и проходя мимо этого храма, войска поднимали свой боевой дух и испытывали чувство гордости за победу русского оружия.
В начале XVIII века эта церковь находилась в отдалении от административного центра города, и это оказалось удобным для открытия здесь в 1711 году первого городского кладбища. Возле храма по приказу императрицы Анны Иоанновны были захоронены казненные враги ее фаворита – Э.И. Бирона.
Архитектура Сампсониевского собора уникальна – в ней сочетаются архитектурные формы допетровской эпохи и элементы европейской архитектуры.
Особую ценность представляет главная достопримечательность храма – резной золоченый иконостас первой половины XVIII века.
Особо отмечено было историческое значение Сампсониевского собора в 1909 году, когда Российская империя отмечала 200-летие Полтавской победы. Торжества завершились открытием напротив колокольни памятника Петру Великому работы скульптора М. Антокольского.
В 1999 году, после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, в Сампсониевском соборе был открыт государственный музей-памятник.
5. Выбор эпиграфа
Следует обратить внимание учащихся на отрывок из стихотворения К.Ф. Рылеева, который может послужить эпиграфом к готовящимся материалам (к презентации). Можно попросить учащихся подобрать другой эпиграф.
Исторический символ России
Сыны Отечества! В слезах
Ко храму древнего Самсона!
Там за оградой, при вратах
Почиет прах врагов Бирона!
Отец семейства! Приведи
К могиле мученика сына;
Да закипит в его груди
Святая ревность гражданина!
К.Ф.Рылеев
6. Подготовка сценария презентации или буклета
Кадр 1.
Исторический символ России
|
|
Сыны Отечества! В слезах
Ко храму древнего Самсона!
Там за оградой, при вратах
Почиет прах врагов Бирона!
Отец семейства! Приведи
К могиле мученика сына;
Да закипит в его груди
Святая ревность гражданина!
К.Ф.Рылеев
|
Кадр 2.
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге – один из немногих памятников архитектуры первой половины XVIII века, сохранившихся до наших дней. Храм начал строиться в по повелению императора Петра I в 1709 году в память Полтавской баталии.
|
|
|
Шведы были разбиты 27 июня 1709 года, в день поминовения Преподобного Сампсония Странноприимца, поэтому храм был назван Сампсониевским.
|
Кадр 3 (скрытый). Гиперссылка от Петра I.
Петр I Алексеевич (1672–1725)
Портрет работы художника И. Никитина
|
Император с 22.10.1721 года.
Преобразования Петра I коснулись всех сторон общественной жизни России.
Своим Указом 1723 года Петр Алексеевич окончательно превратил крестьян в собственность помещиков, закрепил дворянскую собственность на землю и право передавать всю недвижимость в наследство одному из сыновей.
Создал регулярные армию и флот, ликвидировал церковную монополию на образование, открыл Морскую академию и Академию наук, первый в России музей Кунсткамеру с библиотекой.
При Петре I в России впервые появилась светская литература, начала выходить первая русская газета «Ведомости».
Умер Петр Алексеевич 28 января (по старому стилю) 1725 года
|
Кадр 4 (скрытый). Гиперссылка от Преподобного Сампсония Странноприимца
Святой Сампсоний Странноприимец родился в Риме в середине V в. н.э. В совершенстве владел врачебным искусством, бескорыстно лечил бедняков, занимался благотворительностью, раздавая милостыню бедным.
|
|
На собственные средства Сампсоний основал дом для странников, в котором содержал и лечил больных и нищих. Вылечил императора Юстиниана от тяжелой болезни, заслужив славу целителя и чудотворца. Умер в 530 г. н.э.
|
Кадр 5.
|
Храм располагался рядом с Выборгской дорогой, которая вела на северо-запад, во владения шведского короля.
Направляясь на поля сражений Северной войны и проходя мимо этого храма, войска поднимали свой боевой дух и испытывали чувство гордости за победу русского оружия.
|
Кадр 6.
В начале XVIII века эта церковь находилась в отдалении от административного центра города, и это оказалось удобным для открытия здесь в 1711 году первого городского кладбища. Возле храма по приказу императрицы Анны Иоанновны были захоронены казненные враги ее фаворита – Э.И. Бирона.
|
Кадр 7 (скрытый). Гиперссылка от Э.И. Бирона.
Граф, фаворит императрицы Анны Ивановны, обер-камергер ее двора; герцог Курляндский.
В 1730-40 пользовался неограниченным доверием императрицы Анны Ивановны. Проводимая Бироном политика привела к засилью иностранцев, разграблению богатств страны, жестокому преследованию недовольных.
После дворцового переворота 1740 арестован и сослан.
В 1761 помилован императором Петром III.
|
Эрнст Иоганн Бирон (1690-1772)
|
Кадр 8.
|
Архитектура Сампсониевского собора уникальна – в ней сочетаются архитектурные формы допетровской эпохи и элементы европейской архитектуры.
|
Кадр 9.
|
Особую ценность представляет главная достопримечательность храма – резной золоченый иконостас первой половины XVIII века.
|
Кадр 10.
Особо отмечено было историческое значение Сампсониевского собора в 1909 году, когда Российская империя отмечала 200-летие Полтавской победы.
|
|
Торжества завершились открытием напротив колокольни памятника Петру Великому работы скульптора М. Антокольского.
|
Кадр 11.
В 1999 году, после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, в Сампсониевском соборе был открыт государственный музей-памятник.
|
7. Подготовка презентации или буклета
На этом этапе учитель может предложить учащимся заранее подготовленный шаблон презентации или буклета.
8. Подготовка выступления с опорой на презентацию или материалы буклета
Учащиеся могут составить вопросный или тезисный план своего выступления.
9. Обсуждение результатов работы и коллективная оценка
ОЦЕНИ РАБОТУ
|
|
|
ЧТО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БЫЛО ЛУЧШЕ?
|
ПРАВИЛЬНО
|
ДА
НЕТ
НЕ ВСЕ
|
|
|
ПОНЯТНО
|
|
|
|
ИНТЕРЕСНО
|
|
|
|
КРАСИВО
|
|
|
|
КАКУЮ ОЦЕНКУ ПОСТАВИТЬ?
|
Выбери из списка
|
|
|
|