Предмет
«Русский язык»
Раздел «Морфология»
Подраздел «Имя числительное»
Тема «Количественные числительные»
Тематический элемент «Образование и правописание имен числительных»
Краткое описание ЦОРа
Местонахождение в ЕК: Русский язык/ Инновационные учебные материалы/ «Русский язык. 5-7 класс»/ Тема 3. Образование и правописание имён числительных/ Мультимедиа уроки/Образование и правописание имён числительных:
Мультимедиа урок с участием виртуального класса. Поддерживает тему «Образование и правописание имён числительных». Содержит новый материал и материал для повторения.
Условия для проведения урока
Оборудование: проектор + экран или интерактивная доска.
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и материалами виртуального урока): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с выбранной мультимедиа презентацией.
Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием инновационного учебника): не требуется. Если в качестве компонента урока запланирована работа в компьютерном классе, то от учащихся потребуется минимальное знакомство с компьютером (мышь, клавиатура).
Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера
Роль учителя: организовать коллективную работу учеников с виртуальным уроком, на основе включения их в работу виртуального класса. Проверить результативность этой работы.
Роль компьютера: обучающая, информационная, контролирующая.
Роль ученика: принимать активное участие в работе виртуального класса, выполнять задачи, поставленные виртуальными персонажами и учителем, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения.
Подготовка к уроку
Информационные ресурсы:
Виртуальный урок «Образование и правописание имён числительных».
Дополнительные материалы:
- Таблица «Классификация числительных по составу»
- Словарь примеров «Имя числительное»
Ход урока:
№
|
Действия учителя
|
Методический комментарий
|
1.
|
Учитель открывает первый кадр интерактивного урока-презентации. На экране – название урока-презентации и таблица с разными по составу числительными, сгруппированными по разрядам, с указанием грамматического значения и вопросов, на которые они отвечают.
|
Назвав тему урока – «Правописание числительных», учитель еще раз напоминает учащимся о том, что не всегда, не во всех типах текстов числительные можно записывать цифрами, следовательно, перед каждым человеком, стремящимся быть грамотным, встает проблема овладения правописанием слов этой части речи. Можно упомянуть о трудностях, с которыми сталкиваются при употреблении числительных в устной и письменной речи не только учащиеся 6 класса, но и выпускники, и даже взрослые люди.
Необходимо обратить особое внимание на то, что умение «видеть» строение числительных очень помогает в их правильном употреблении и правописании. Затем учитель привлекает внимание учащихся к названию урока – «От образования к написанию» и предлагает учащимся поработать над темой в сотрудничестве с виртуальным классом.
|
2.
|
Учитель активизирует кнопку «запустить» на экране урока-презентации.
Виртуальный персонаж-учитель после краткой преамбулы предлагает выполнить «Задание на пятёрку» – сгруппировать числительные по составу, переместив в другую таблицу.
Способ работы с заданием: зависит от желания учителя, от уровня владения учениками средствами ИКТ, от степени оснащенности кабинета техникой:
· в классе один компьютер или компьютер и проекционное оборудование. Учитель вызывает ученика к экрану, и он (самостоятельно или с помощью класса) выполняет задание / учитель сам производит действия с компьютером после коллективного обсуждения и коллективного вывода;
- компьютерный класс с локальной сетью, проекционное оборудование. Каждый ученик решает задачу самостоятельно. Выбранные учителем работы демонстрируются на экране и обсуждаются;
- компьютерный класс, в котором места учеников оборудованы пультами управления интерактивной доской. Учитель просит одного из учеников выполнить задание.
|
До выполнения задания учитель проводит предварительную работу: просит детей сравнить таблицы, указать, на каких основаниях классифицируются числительные в Таблице 1 (по разрядам) и по каким группам их нужно распределить для заполнения Таблицы 2 (по составу). Затем обращает внимание учащихся на то, что названия групп числительных в Таблице 2 сами по себе содержат подсказку. Затем дети анализируют языковой материал Таблицы 1, сравнивают числительные. Учитель привлекает внимание учащихся к первым трем строкам таблицы, стимулирует обсуждение, направляя его в нужное русло (одно слово-числительное – один корень, одно слово-числительное – два корня, одно слово-числительное – два слова). Учитель суммирует наблюдения учащихся. Таким образом активизируются знания учащихся, полученные на предыдущих этапах обучения; до объяснения нового материала ими предпринимается попытка осмыслить уже известный языковой материал под новым углом зрения; открывается возможность проявить способность к языковой догадке; происходит знакомство с универсальным алгоритмом выполнения любого задания (внимательный анализ предлагаемого материала, вывод и лишь затем – действия по выполнению).
После обсуждения учитель предлагает выполнить задание.
|
3.
|
Результат выполнения задания.
|
После выполнения «Задания на пятерку» и подтверждения правильности полученного ответа учитель подводит итоги, и просит учащихся еще раз, более точно сформулировать свои наблюдения с опорой на Таблицу «Правильный ответ». Затем просит учащихся подобрать свои примеры для этой таблицы. Называя примеры, учащиеся должны ясно и четко произносить числительные: этот вид работы входит в тренировку артикуляционного аппарата.
|
4.
|
Учитель активизирует кнопку «запустить» на экране урока-презентации и переходит к сцене 3. В этой сцене таблицу с правильным ответом анализирует виртуальный учитель. В процессе анимированного объяснения выделяются части простых и составных числительных. В сцене 4 речь идет о сложных числительных.
|
Особое внимание обращается на то, что составное числительное – это одно слово, части которого пишутся раздельно.
|
5.
|
Активизируя кнопку «запустить», учитель переходит к сцене 5.
|
С этой сцены начинается анализ строения простых числительных с точки зрения этимологии.
Этимологический анализ простых числительных позволяет подойти к изучению орфограммы «Удвоенная согласная в числительных».
Вопрос на экране адресован учащимся, учитель организует обсуждение. Анализируя информацию на экране, класс отвечает на вопрос: «Почему одиннадцать пишется с двумя н?».
Учитель еще раз обращает внимание учащихся на числительное «одиннадцать» (два Н) и затем на группу заимствованных числительных (два Л).
|
6.
|
При активизации кнопки «запустить», происходит переход к сценам 7 и 8, в которых обсуждается правописание числительных с непроизносимой согласной. Работа с этими сценами идет аналогично: вопрос на экране обсуждается классом, затем к обсуждению подключаются «виртуальные ученики».
|
|
7.
|
Сцена 9 посвящена центральному орфографическому правилу раздела «Правописание мягкого знака в числительных». На экране – вопрос классу, стимулирующий работу по анализу, сравнению, сопоставлению языкового материала таблицы. (сцена 10).
|
Учащиеся имеют возможность проявить наблюдательность, самостоятельно обнаружив, например, что Ь пишется либо в середине числительного, либо на конце, но никогда и там и там. Сильные ученики могут обратить внимание на то, что слева в таблице помещены простые числительные, а справа – составные, и в середине этих составных числительных пишется мягкий знак. Учитель направляет обсуждение, комментирует ответы учащихся. Затем активизирует кнопку «запустить» и выводы, полученные в классе, подтверждаются ответом виртуального «ученика» и выводом виртуального «учителя»
|
8.
|
Продолжением обсуждения изучаемого правила становится сцена 11, где один из виртуальных «учеников» предлагает подсказку (практическое правило), с помощью которой в сомнительных случаях можно избежать ошибки.
|
|
9.
|
По активизации «запустить» учитель переходит к сцене 12. Один из виртуальных «учеников» ставит вопрос, имеющий прямое отношение к особенностям текстов разных стилей и жанров. Этот не совсем корректный вопрос учитель обсуждает вместе с классом.
|
ВАРИАНТ 1
Учитель сразу обращает внимание учащихся на слово «всегда» в вопросе и объясняет, что в научных, учебных, научно-публицистических и в большинстве деловых текстов числительные записываются цифрами, но в художественных текстах и некоторых вилах деловых документов, связанных с передачей денег и ценностей, – словами. При желании на экране можно продемонстрировать заранее отобранные тексты из Словаря примеров «Имя числительное». Затем предлагает посмотреть сюжетную анимированную сценку (сцена 12), в которой персонаж заполняет расписку о получении посылки.
ВАРИАНТ 2.
Учитель знакомит учащихся со сценой 12, и затем дает свой комментарий.
|
10.
|
Последняя сцена урока (сцена 13) может быть использована для коллективного объяснения и комментирования на основе полученных на уроке знаний тех ошибок, которые допустил в расписке «безграмотный» Аистенок.
|
Учитель помогает учащимся в этом объяснении, стараясь не выходить за рамки урока. Основная цель – проверить, знают ли учащиеся правописание количественных числительных в начальной форме, поскольку их правописание в падежных формах станет темой следующих занятий.
|
11.
|
В конце урока учитель напоминает о том, что в учебнике (нижний правый угол экрана) находится вся необходимая информация и дает домашнее задание.
|
|
Домашнее задание:
Вариант 1.
1. Отобрать из Словаря примеров «Имя числительное» тексты и предложить учащимся найти в них простые, сложные и составные числительные, оформив результаты работы в таблице.
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
|
простое
|
составное
|
сложное
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 2.
1. Предложить для выполнения творческое задание :
Подготовьте сообщение на тему «Классификация числительных по составу». Используйте таблицу и словарь примеров.
2. Материал для выполнения задания:
- Таблица «Классификация числительных по составу»
- Словарь примеров «Имя числительное»
- Самостоятельное учебное исследование на уроке при содействии учителя
|