Официальный сайт ysaa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Герасименко О.Н. Особенности организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС основного общего образования МБОУ гимназии № 10 г. Челябинска

Автор: 
Герасименко Ольга Николаевна
Место работы: 
МБОУ гимназия №10, г. Челябинск

Особенности организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС основного общего образования МБОУ гимназии № 10 г. Челябинска


Гимназия №10  в числе первых в Челябинской области начала апробацию ФГОС НОО  в 2008 году. Следовательно,  в 2012 году вопрос об апробационном  введении ФГОС основного общего образования встал ребром. Необходимо было решить, будут ли дети, обученные  в рамках новых образовательных стандартов  в начальной школе, продолжать их освоение  в основной? Взвесив все «за»  и «против», мы решили, что более логичного варианта введения ФГОС просто не существует, именно поэтому  с 1сентября 2012 года наша гимназия снова в числе первых  в Челябинской области начала апробацию ФГОС основного общего образования.

Вопросов, как всегда  у первых, оказалось больше, чем ответов на них, но был уже собственный опыт введения ФГОС, были учителя и дети, которые через это уже прошли. Одной из проблем, сложной  с точки зрения содержания  и организации, стала внеурочная деятельность учащихся.

На основании своего опыта работы мы составили алгоритм действий по организации внеурочной деятельности  в  основной школе.

ПЕРВЫЙ ШАГ  - СОЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ.  АНАЛИЗ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Если внеурочная деятельность была организована на этапе начального общего образования, то, наш взгляд,  необходимо соблюдение принципа преемственности. Преемственность не должна заключаться только  в продолжении тех курсов, которые были  в начальной школе, так как эти курсы в большинстве своём учитывают  и возрастные,  и целевые особенности. Но преемственность должна прослеживаться на уровне выполнения миссии школы, и на уровне выполнения планируемых результатов воспитания  и социализации учащихся,  а следовательно, и на уровне реализации основных образовательных программ.

Так,   в основных образовательных программах начального общего  и  основного общего образования есть разделы «Программа формирования культуры здорового  и безопасного образа жизни»  и «Организация работы по формированию экологически целесообразного здорового и безопасного образа жизни» соответственно. Мероприятия, запланированные  в рамках данных разделов, направлены на формирование  у учащихся представления о здоровом образе жизни, экологической культуре (в основной школе)  и возможностях управления своим физическим  и психологическим состоянием.

В рамках реализации данного направления  в начальной школе  учащимся  предложен курс «Психологическая азбука» (1-4 классы, авт. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.),  а  в основной школе  - «Тропинка  к своему Я» (5-6 классы, авт.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.). Ниже  в таблице приведём примеры соблюдения принципа преемственности  в организации  внеурочной  деятельности начального  и основного общего образования.


Начальное общее образование

Основное общее образование

Лего-конструирование (1-4 классы),
Программирование (1-3 классы),

Лего-конструирование (5-6 классы)

Исследовательская деятельность краеведческой направленности (4класс),
Исследовательское обучение младших школьников (1-3 классы),
Техническое моделирование (1-3 классы),
Развитие познавательных способностей (1-4 классы),
Проектная деятельность (1-4 классы),

Исследовательская деятельность (5-9 классы),
Развитие интеллектуальных умений (5 класс),
Учимся мыслить творчески (6 класс),
Методы решения творческих задач (7 класс),
Учимся работать  с информацией (8 класс),
Проектная деятельность  (6-9 классы)

Психологическая азбука (1-4 классы)

Тропинка  к своему «Я» (5-6 классы),
Поведение человека  в экстремальных ситуациях: как защитить себя  и своих близких (7 класс)

Ритмика (1 класс),
Классический танец(2-4 классы),
Шумовой оркестр (1-2 классы),
Хор (1-4 классы),
Оркестр (3-4 классы),
Народно-сценический танец (2-4 классы),
Искусство (3 классы),
Учимся играть в театр (2-3 классы)

Классический танец (5-9 классы)
Народно-сценический танец (5-9 классы)
Историко-бытовой танец (5-9 классы),
Хор (5-9 классы),
Оркестр (5-9 классы)

К тайнам слова (3-4 классы)

Музыкальная литература (5-8 классы),
Литературный кружок (5-9 классы)

 

Школьное телевидение (SchoolTV) (5-9 классы)
«Лидер»: школьное самоуправление (5-9 классы)

ВТОРОЙ ШАГ – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Если система дополнительного образования ОУ является развитой, современной, то нельзя не учитывать её возможностей. Основной задачей внеурочной деятельности, по мнению И.М.Логвиновой, является создание единой образовательной среды. Гимназия №10  и до введения  стандартов  на протяжении многих лет занималась решением этой проблемы: созданием единого образовательного пространства на основе интеграции основного  и дополнительного образования.  Специфика гимназии – в  углублённом изучении предметов образовательной области «Искусство»,  а именно музыки  и хореографии. Через систему дополнительного образования изначально была организована деятельность творческих коллективов гимназии, таких как хоры учащихся младших  и старших классов, оркестры русских народных инструментов, ансамбль скрипачей, вокальные ансамбли, театр танца «Классика», хореографический коллектив «Уралочка»  и т.д. Следовательно,  в основу художественно-эстетического направления внеурочной деятельности мы положили те курсы, которые изначально были организованы  в гимназии через систему дополнительного образования.

Начальное общее образование

Основное общее образование

Ритмика (1 класс),
Классический танец (2-4 классы),
Шумовой оркестр (1-2 классы),
Народно-сценический танец (2-4 классы),
Хор (1-4 классы),
Оркестр (3-4 классы)

Классический танец (5-9 классы)
Народно-сценический танец (5-9 классы)
Историко-бытовой танец (5-9 классы),
Хор (5-9 классы),
Оркестр (5-9 классы)

ТРЕТИЙ ШАГ  - ИСПОЛЬЗУЕМ КАДРОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Анализ кадровых возможностей при организации внеурочной деятельности является неотъемлемой частью этого процесса. В данном случае мы учитываем не только учительские возможности, но  и возможности служб сопровождения. Начинаем анализ  с тех направлений внеурочной деятельности, которые не реализуются силами педагогов дополнительного образования. В нашем случае это направления «Физкультурно-спортивное и оздоровительное», «Социальное», «Духовно-нравственное», «Общеинтеллектуальное».

При формировании общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности предлагаем оттолкнуться от планируемых результатов освоения междисциплинарных программ: 1. Формирование универсальных учебных действий; 2. Формирование ИКТ-компетентности; 3. Основы учебно-исследовательской  и проектной деятельности; 4. Стратегии смыслового чтения  и работа  с текстом. Исходя из этого, задаёмся поиском соответствующих программ  и педагогов, которые смогут их реализовать. Мы за основу взяли сборник Криволаповой Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012г.   и пособие этого же автора «Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы». Данную программу мы реализуем через следующие курсы:  «Развитие интеллектуальных умений» (5 класс), «Учимся мыслить творчески» (6 класс), «Методы решения творческих задач» (7 класс), «Учимся работать  с информацией» (8 класс). Работу по данным программам логичнее всего распределить между следующими педагогами:


Курс внеурочной деятельности

Педагог, который может реализовать программу

Развитие интеллектуальных умений (5 класс)

Педагог-психолог, учитель математики, учитель информатики

Учимся мыслить творчески (6 класс)

Педагог-психолог, учитель русского языка  и литературы

Методы решения творческих задач (7 класс)

Педагог-психолог, преподаватель основам ТРИЗ

Учимся работать  с информацией (8 класс)

Учитель информатики

В процессе организации учебно-исследовательской  и проектной деятельности учащихся также необходимо исходить из кадровых возможностей. В каждой школе на том или ином уровне исследовательская  и проектная работа ведётся, реферативно-исследовательские работы, учебные  и социальные проекты представляются. Именно поэтому на начальном этапе целесообразно предложить реализацию исследовательской  и проектной деятельности школьников педагогам, имеющим необходимый опыт. Исходя из этого, мы создаём несколько групп учащихся для занятий исследовательской деятельностью: 1 группа занимается исследовательской деятельностью на краеведческом  материале (педагог дополнительного образования, краевед); 2 группа – на этнографическом материале (учитель истории); 3 группа – на литературном материале  (учитель литературы).

В процессе планирования проектной деятельности  с учащимися перед нами встала кадровая проблема: не нашлось ни одного учителя, который бы взялся за реализацию учебных проектов. Выход из сложившейся ситуации мы увидели следующий: все учителя, работающие  в 5 классах, планируют  и разрабатывают  с учащимися по 1 учебному проекту  в рамках внеклассной работы по предмету. Данные проекты могут быть представлены  в рамках научно-практической конференции учащихся. Задача администрации организовать обучение педагогов основной школы  по направлению «Проектная деятельность».

Формируя социальное направление, также используем кадровые возможности:  в гимназии эффективно функционирует ученическое самоуправление для учащихся 6-11 классов под руководством педагога дополнительного образования, мы вводим пропедевтический курс внеурочной деятельности «Лидер»: школьное самоуправление» для учащихся 5 классов  с перспективой работы до 9 класса.

Также  в гимназии  с 2012 года  реализуется проект «Школьное телевидение «SchoolTV», руководитель проекта становится преподавателем одноимённого курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов.

Самое сложное  в гимназии организовать работу физкультурно-спортивного и оздоровительного направления внеурочной деятельности из-за отсутствия свободных помещений для проведения занятий. Сетевое взаимодействие   с учреждениями спорта на настоящий момент невозможно из-за слишком высокой арендной платы за спортивный зал  и неудобного для  проведения занятий расписания. Исходя из того, что термин «здоровье» предполагает не только физическую составляющую, но и нравственную, для реализации данного направления мы предлагаем  в 5-6 классах курс «Тропинка  к своему Я», занятия  ведёт педагог-психолог;  а  в 7 классе   - курс «Поведение человека  в экстремальных ситуациях: как защитить себя  и своих близких», занятия будет вести учитель биологии  и ОБЖ. 

ЧЕТВЁРТЫЙ ШАГ – СОСТАВЛЯЕМ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программы внеурочной деятельности составляются либо при помощи методического конструктора, либо на основе изданных программ, либо на основе авторских программ. Но к оформлению всех программ предъявляются общие требования. Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного (общего) образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности;
2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;
3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
4) содержание курса внеурочной деятельности;
5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

ПЯТЫЙ ШАГ – ЗНАКОМИМ УЧАЩИХСЯ  И РОДИТЕЛЕЙ  С ПЕРЕЧНЕМ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАКРЕПЛЯЕМ ВЫБОР РОДИТЕЛЕЙ В ЗАЯВЛЕНИИ

Подготовительную работу по организации внеурочной деятельности учащихся  в основной школе  нужно начинать заранее,  в противном случае вместо начала сентября её удастся «запустить» только  в конце октября. Причины лежат на поверхности: 1)  необходимо познакомить детей со всеми предлагаемыми курсами; 2) необходимо, чтобы родители выразили своё согласие или несогласие по поводу тех курсов, которые выбирает ребёнок; 3) исходя из запросов учащихся, их родителей  и расписания педагогов, необходимо составить расписание внеурочной деятельности; 4)  в случае необходимости скорректировать работу в группах.

Мы начали подготовительную работу по организации внеурочной деятельности   в апреле 2012 учебного года. В это время были проведены родительские собрания, на которых родители учащихся 4-х классов были ознакомлены  с перспективным учебным планом (на 5 лет) и планом внеурочной деятельности.  В сентябре 2012 года на первом родительском собрании родителям учащихся 5-х классов было предложено заполнить заявление по выбору курсов внеурочной деятельности. Выступать перед родителями всем педагогам, ведущим курсы внеурочной деятельности, нецелесообразно, поэтому мы решили создать папку,  в которой кратко представлена информация о курсе, его цели, задачах, педагоге, конкретных мероприятиях.

Проблемы, которые возникли   в процессе организации внеурочной деятельности учащихся  5-х классов:

  1. Кадровая проблема: учителя начальной школы  с большим желанием соглашались вести курсы внеурочной деятельности, чем учителя основной школы. Причины такой ситуации разные: большая нагрузка учителей основной школы; нежелание разрабатывать новую программу поновым требованиям; нежелание осваивать новую программу, предполагающую компетентность не только  в своём предмете, но  и в смежных дисциплинах (общая эрудиция).   С кадровой проблемой смыкается проблема организации сетевого взаимодействия:  в начальной школе сетевое взаимодействие  с учреждениями дополнительного образования организовать проще за счёт ресурса воспитателей группы продлённого дня, именно они при содействии классных руководителей сопровождают детей  в учреждения дополнительного образования.  В основной школе этого ресурса нет, следовательно, без введения ставок тьютеровв штатное расписание учреждения организовать сетевое взаимодействие  с учреждениями культуры, спорта, дополнительного образования не представляется возможным.
  2. Материально-техническая проблема: проблема загруженности учебных помещений, как следствие – неудобное расписание для проведения занятий внеурочной деятельности.
  3. Временная проблема: загруженность учащихся основной школы не только на уроках, но и  в учреждениях дополнительного образования (кружки, секции); вследствие чего большее количество родителей, чем  в начальной школе, отказалось от всех курсов внеурочной деятельности.

Итак, процесс организации внеурочной деятельности, как всё новое, сопрягается  с проблемами, вопросами, которые требуют оперативного решения, но, мы уверены, что дорогу всегда осилит идущий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн