Автор:
Батраков Алексей Леонидович
Место работы:
педагог высшей квалификационной категории, директор МБОУ «СОШ № 1» г.Черушка Пермского края
Современные подходы к организации образовательного процесса в контексте реализации ФГОС второго поколения
Процесс внедрения федерального государственного образовательного стандарта в учебный процесс должен быть последовательным и целенаправленным. И мы осознаем, что основная ответственность за успех в этом деле лежит в первую очередь на администрации школы, регулирующей образовательный процесс в ОУ.
Когда мы читали предварительные публикации о стандарте и получили принятый стандарт, сравнили его со старым, было ощущение, что поменяться должно все. Текст встревожил всех. Но когда подробно изучили документ, разобрались в идеологии нового образовательного стандарта, поняли, что нам не придется начинать с нуля.
Стандарт аккумулирует все лучшее, что было разработано за последние годы, предполагает ряд серьезных инноваций в образовательном процессе, а наша школа и так работает уже много лет в режиме развития. Нам помогало все: и пять лет работы педколлектива над внедрением метода проектов, технологии дистанционного обучения в образовательный процесс, и обобщение опыта работы школы по здоровьесберегающим технологиям, и активизация исследовательской деятельности со школьниками, и презентации материалов новых стандартов для учителей на семинарах и педсоветах, и разъяснение содержания новых образовательных стандартов среди родителей.
Имеющийся опыт стал важным подспорьем на пути к достижению цели: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности. При определении стратегии действия педагогическим коллективом был определён ряд задач и мероприятий по их решению:
1. Обновление содержания образования, совершенствование образовательного процесса на основе внедрения в практику продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребёнка и совершенствование педагогического мастерства учителя: реализация программы перехода начальной школы на ФГОС нового поколения. Решая эту задачу, мы в первую очередь организовали обучение всего педагогического коллектива на курсах Прикамского социального института по теме «Психолого-педагогическое обеспечение реализации ФГОС» и на курсах ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» по теме «ФГОС общего образования: идеология, содержание, технологии введения», несколько педагогов прошли курсы повышения квалификации как тьюторы. Это позволило настроить педагогов на готовящиеся изменения в системе образования, определить роль педагога в процессе реализации новых стандартов и вооружить их инструментом (первоначально - на теоретическом уровне, а затем и на практике).
2. Приведение методического обеспечения учебных предметов, учебных планов и программ в соответствие с требованиями ФГОС. Административной командой и коллективом учителей проделана большая работа по совершенствованию методического обеспечения реализации ФГОС: разработана модель введения новых стандартов в ОУ, подготовлен пакет документов для педагогов, реализующих стандарты второго поколения на I и II ступени общего образования; разработаны и утверждены соответствующие локальные акты (например, положение о рабочей программе). Это стало нормативно-правовой базой деятельности.
3. Совершенствование материально-технической базы. Эта одна из серьёзнейших задач каждого руководителя постепенно решается и в нашем ОУ. В соответствии с требованиями к материально-техническому обеспечению образовательного процесса оборудованы кабинеты в начальной школе, оснащены лабораторным оборудованием кабинеты химии и физики, совершенствуется оснащённость и других учебных кабинетов. В 2013-2014 учебном году, благодаря поддержке краевого министерства спорта, в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы» в школе будет построен современный стадион, что существенно улучшит качество проводимых спортивных мероприятий.
4. Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Процесс учения мы рассматриваем как процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Поэтому и моделируем образовательное пространство под ученика и ориентируем на саморазвитие и самосовершенствование обучающегося путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Отсюда – программный подход к решению всех задач и реализации всех направлений работы школы, здесь берёт начало активное использование технологии исследовательской деятельности в учебной деятельности и во внеклассной работе, метод проекта, практикоориентированные курсы и занятия.
5. Оптимизация учебных и внеклассных занятий за счет использования новых педагогических технологий (ИКТ, проблемного обучения, метода проектов и др.) в образовательном процессе. Метод проекта за три минувших года стал одним из ведущих в системе организации не только учебных занятий, но и во внеклассной деятельности. За два последних года школа дважды стала победителем конкурса социальных и культурных проектов ООО «ЛУКойл» в номинации «Экология». В 2012 году за счёт средств гранта был преобразован ландшафт у парадного входа в здание школы: совместными усилиями учащихся и педагогов пришкольный участок был вскопан, подготовлен к посадке и засажен декоративными растениями. Уход за ним в течение летних каникул осуществляли сами ребята. В 2013 году состоялась торжественная закладка яблоневого сада. Это и дань уважения традиции (когда-то в нашей школе такой сад был), и включение учащихся и учителей в практическую деятельность в рамках реализации проекта. Нужно отметить, что и сами учащиеся пробуют свои силы в разработке проектов. Так, благодаря победе одиннадцатиклассницы Кобелевой Юлии в районном конкурсе социальных проектов, в 2013 году в школе появился настоящий, оборудованный современной техникой радиоузел.
6. Повышение эффективности проведения всех видов учебных занятий, качества обучения учащихся. Для решения поставленной задачи мы привлекли учителей к изучению технологий, отвечающих требованиям ФГОС. С 2012 года педагогами МБОУ «СОШ №1» на муниципальном уровне ведётся работа двух проблемно-творческих групп (по технологии исследовательской деятельности и технологии РКМЧП). В этих группах идёт активное изучение теории по определённой технологии и введение её приёмов в практику преподавания. Это позволяет учителям настроиться на то новое содержание, которое диктует стандарт; познакомиться с современными образовательными технологиями; апробировать новые знания на практике. Внутри групп и сегодня идёт интересная работа: проводятся мастер-классы, идут открытые уроки, изучается опыт коллег через вебинары и видеоуроки. Одним из результатов можно считать повышение мотивации у учащихся к выполнению домашних работ, положительная динамика качества знаний. Кроме того, школа является участником реализации ряда программ краевого и муниципального уровня: мы активно используем форму дистанционного обучения в работе с детьми с ОВЗ, со старшеклассниками (проект «Телешкола»), с учащимися 9-11 классов школ района (проведение сетевых дистанционных курсов для учащихся школ района – с 2009 года).
7. Совершенствование технологий и методик работы с творческими и одаренными детьми, системная подготовка к предметным олимпиадам. Среди приоритетных направлений развития школы – работа с одарёнными детьми. В ОУ разработана соответствующая программа, согласно которой ведётся исследовательская и проектная деятельность, работают творческие объединения, реализуются программы элективов, курсов по выбору и т.д. У каждого классного руководителя на руках – план индивидуального развития личности учащегося (ПИРЛ), который моделируется, корректируется в триединстве учителя, обучающегося и его родителей. Этот документ – основа деятельности в течение года, маршрутный лист ученика. Результатом такого подхода является то, что учащиеся нашей школы ежегодно занимают призовые места на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников, активно принимают участие в предметных молодёжных чемпионатах и становятся их призёрами на муниципальном уровне, результативно участвуют в очных и дистанционных конкурсах. Кроме того, растёт количество детей, занятых дополнительным образованием в школе, что является показателем правильно смоделированной деятельности.
Что следует считать результатом нашей работы? Пока говорить о конкретном результате сложно. Но всё, что было сделано до введения нового стандарта, стало благоприятной почвой для дальнейшего развития. А проводимые администрацией мониторинги свидетельствуют о росте учебной мотивации у детей, повышении мотивации педагогов к освоению новых технологий, о низком уровне тревожности учащихся при переходе со ступени на ступень, об удовлетворённости обучающихся и их родителей результатами нашего общего труда.
Использованная литература
- Учебно-методический портал. http://www.uchmet.ru/library/material/145058/
|