Автор:
Маланицева Анна Васильевна
Место работы:
преподаватель биологии ГБОУ СПО «КПК» г. Чернушка, Пермский край
Использование информационных технологий в преподавании биологии
Общеобразовательный предмет «Общая биология» в колледже преподается студентам на первом курсе. Имея минимум часов в учебном плане, каждому преподавателю необходимо в полном объёме выполнить все задачи обучения. Современные студенты все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из других источников: интернет-ресурсов, телепрограмм. Использование информационных технологий значительно помогает повысить не только уровень успеваемости и качества знаний каждого студента, но и уровень их мотивации.
Широкие возможности при подготовке и проведению уроков представляют электронные учебники.
В своей работе использую следующие электронные пособия:
- Серия «Электронные уроки и тесты» (по темам);
- Учебные электронные издания: 1 С – «Общая биология»;
- Курс «Биология: 1 С - репетитор + варианты ЕГЭ»;
- Учебные электронные издания «Лабораторный практикум. Биология 6 -
11 класс».
Положительные особенности электронных пособий:
- удобное поурочное представление теоретического материала;
- наглядная форма представления курса;
- большое разнообразие фотографий, иллюстраций, видеофрагментов;
- словарь биологический терминов, дополнительная справочная информация, биография учёных и др.
Планируя урок по электронным учебникам необходимо чётко спланировать работу каждого обучающегося. Для этого заранее готовлю карточки – инструкции, где обозначены все вопросы, на которые надо найти ответы, рассмотреть рисунки и схемы, какие данные надо найти и занести в тетрадь.
Электронный учебник можно использовать на разных этапах урока:
Для изучения нового материала электронный материал эффективно использую при объяснении сложного для понимания студентами материала, а также при недостатке необходимых методических пособий.
Тема урока: Биополимеры. Нуклеиновые кислоты.
Задачи: Познакомить студентов со строением и функциями нуклеиновых кислот, образованием двойной цепи ДНК. Сформировать понятие о принципе комплементарности.
Знание белков даёт возможность путём сравнения приступить к формированию понятия строения и функций нуклеиновых кислот. Прежде всего, необходимо обратить внимание на строение нуклеотидов, которые состоят из азотистых оснований, пентозного сахара и остатка фосфорной кислоты. Анимации и видеофрагменты могут помочь студентам лучше разобраться в строении мономеров нуклеиновых кислот, их соединения в цепи.
Другие анимации по уроку:
- принцип комплементарности»;
- репликация ДНК;
- виды РНК, строение т-РНК;
- распространение РНК в клетке.
В конце урока после краткого обобщения проверяю качество усвоенного материала. Для этого использую упражнения, располагающиеся в конце урока электронного учебника.
Следовательно, электронное пособие обеспечивает мне, как, лектору, поддержку, как в проведении лекции, так и в ее подготовке. Выделяю следующие полезные возможности: интерактивная презентация с возможностью перехода в любой фрагмент и возврата к кадру, из которого был произведен переход; просмотр анимационных и видеофрагментов; возможность прерывания и запуска с любого фрагмента пособия; отдельно можно рассматривать режим автоматического представления материала, где программа полностью заменяет лектора, т.е. можно использовать режим самостоятельного изучения материала.
Для закрепления изученного материала. По материалам электронного учебника можно спланировать самостоятельную работу студентов на уроке.
Тема урока: «Мейоз – способ образования репродуктивных клеток».
Задачи: Дать понятие о мейозе как способе деления клетки, ведущем к образованию гаплоидного числа
хромосом в гаметах, показать биологическое значение кроссинговера.
Изучение мейоза целесообразно проводить в сравнительном плане с митозом, отмечая черты сходства и различия этих процессов деления.
Для закрепления изученного материала студенты работают по электронному учебнику. Урок по этой теме состоит в нём из нескольких страниц, где размешён необходимый текстовый и графический материал. На некоторых страницах имеются аудиозаписи, которые при желании студенты могут прослушать.
В конце каждого электронного имеется раздел «Проверь свои знания», где даются упражнения для закрепления и контроля полученных знаний. Выполнив их, каждый студент получает информацию о качестве полученных знаний и всегда может вернуться назад для устранения своих ошибок.
Большую помощь при обобщении изученного материала могут оказать учебные фильмы, которые разработаны по многим темам. Например: «Многообразие животного мира», «Законы наследственности», «Онтогенез», «Экология и мы» и другие.
Для контроля знаний. При проверке знаний использую электронные опросники и тесты. Они удобны в использовании, так как дают быструю автоматизированную обработку полученных результатов.
Процент правильных ответов даёт студентам представление о том, как они усвоили материал, и какие пробелы в знаниях они имеют. А результаты всей группы в целом позволяют преподавателю спланировать повторение изученной темы по отдельным вопросам.
Даже самый полный учебник не в состоянии вместить в себя весь объем информации, которая может понадобиться студенту по данному предмету, всегда требуется дополнительная литература. С появлением Интернета и бурным развитием тематических сайтов и порталов различного назначения стало возможным найти практически любую информацию, подключившись к сети и сделав несколько запросов к поисковым системам. Но и с подобной системой поиска информации возможны определенные сложности.
В данном случае преимуществом электронного пособия является то, что весь (или большая его часть) необходимого для освоения дисциплины материала собрана в одном месте и студентам не приходится тратить время на поиск этого материала по различным источникам. Кроме того, студент может провести самопроверку усвоенного материала, если учебное пособие содержит тестовые задания для проверки знаний.
Таким образом, электронные учебные пособия могут использоваться как в контексте лекции, так и в качестве материалов для самостоятельной работы студентов. Последнее особенно важно в условиях развития дистанционных форм образования. Сейчас работаю над размещением курса «Генетика» на платформе Moodle, в ближайшее время студенты могут выполнять часть самостоятельных работ дистанционно.
Несмотря на все преимущества, которые вносит в учебный процесс использование электронных учебных пособий, следует учитывать, что электронные пособия являются только вспомогательным инструментом, они дополняют, а не заменяют преподавателя.
Список литературы
1. Волков В.В., Тихонов А.Н., Шудегов В.Е., Федотов В.И., Проблемы повышения эффективности использования технологий мульдимедиа в образовании требуют безотлагательного решения.//Вестник образования № 10, 2006. с.38-41.
2. Компьютер в работе педагога: Учебное пособие/Под ред. Н.Ю.Пахомовой. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: «МарТ», 2005. – с.63-65.
3. Кудряшова Т.Б. Электронные средства обучения: в чем их преимущества над традиционными?//Директор школы № 7, 2004.- с.32-33.
4. Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя. – М.: Школьная пресса, 2004.- 80 с.
|