Уважаемые коллеги! Приглашаем вас к обсуждению темы "Учебное сотрудничество". Предполагает ли сотрудничество специальную подготовку или это стиль жизни?
Ирина Ивановна! А что это такое " учебное сотрудничество"? Чей это термин? Чем "УС" отличается от учебной деятельности и сотрудничества (известных понятий в психологии и педагогике)?
Уважаемая Елена Вадимовна, термин этот, в свое время, ввела Г.А.Цукерман. Она говорила о взаимодействии участников образовательного процесса, т.е., безусловно, о сотрудничестве, но в рамках учебной деятельности, в процессе организации этой деятельности и с учетом особенностей учебной деятельности. Вот примерно так. Но, я думаю, в данном случае это можно рассматривать как контекстуальные синонимы.
Проблемой развития различных форм учебного сотрудничества в рамках учебной деятельности младшего школьника в системе РО занимаются давно, в частности в школе № 91 под руководством доктора психологических наук Г.А. Цукерман. Однако зачастую в школьной практике эта проблема понимается однобоко, т.е. исключительно как организация коллективных форм (групповая, парная работа на уроке).
Г.А. Цукерман определяет "учебное сотрудничество генетически как интерпсихическую форму существования умения учиться".
Таким образом, учебное сотрудничество рассматривается не просто как своеобразные "строительные леса" (форма организации учебной деятельности), а как ценная базовая способность для формирования у учащихся умения учиться.
Совершенно с Вами согласна, Наталия Владимировна! Именно поэтому и хотелось бы обратить внимание коллег на эту проблему, чтобы избегать излишней попуализазии формального подхода к сотрудничеству в образовательном пространстве. Также меня иногда смущает, когда с гордостью говорят, что используют в своей работе личностно-ориентированный подход...На мой взгляд, это норма во взаимодействии, а не заслуга. P.S.Всегда с удовольствием и интересом читаю Ваши комментарии. Рада, что наше общение, начатое при обучении, продолжается
Анна Анатольевна, мне думается, Вы очень близки в своем мнении с Виктором Константиновичем (см. комментарий здесь же). Нам, действительно, порой не хватает общения как на профессиональном уровне, так и на личностном со своими коллегами. И этот здорово, если возникает желание пообщаться, что-то обсудить, с кем-то посоветоваться. Да?
Учебное сотрудничество - это полное взаимодействие, взаимоопониманение во время работы на уроке. Учитель - "мостик", связывающий учеников, ученика (в отдельности), учителя и материал УМК, который через интерес усваивается ребёнком. "Подвинуть" к усвоению, дать самому радоваться открытию, совпадению с мыслями взрослого (автора учебника) - не это ли сотрудничество. При удачном сотрудничестве, радость от открытия нового должна "посетить" всех участников процесса:
учителя - материал, "без особых усилий" педагога, усвоен;
ученика - радость от успешного "узнавания";
автора учебника, изложившего материал доступно;
всего коллектива, не боящегося контроля.
Легче и быстрее "навязать" ученику знания, но будет ли от этого "радость познания"?
Уважаемые коллеги! Приглашаем вас к обсуждению темы "Учебное сотрудничество". Предполагает ли сотрудничество специальную подготовку или это стиль жизни?