Автор:
Якушина Екатерина Викторовна
Место работы:
К.п.н, старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования ИСМО РАО
Контакты:
http://mediaeducation.ru/
Факторы обеспечения преемственности основного и дополнительного образования в контексте образовательных стандартов второго поколения (на примере исследовательских работ учащихся сельской школы)
Согласно образовательным стандартам второго поколения, основная цель современного образования - обеспечение развития и саморазвития личности каждого ученика в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих. Она может быть реализована через формирование у учащихся, прежде всего, универсальных учебных действий, направленных на личностное и познавательное развитие учащихся.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании Российской Федерации" дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Основное образование, в свою очередь, направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
То есть дополнительное образование является важной частью системы общего образования, его дополнением, компонентом интеллектуального и творческого развития личности, без которого невозможно дальнейшее самоопределение человека и выбор жизненной позиции.
Дополнительное образование, по сути, отличается целеполаганием и содержанием образовательной деятельности, методиками и программами обучения.
Одним из интересных форм дополнительного образования можно назвать исследовательские работы учащихся, важными положительными сторонам которых является творческое взаимодействие учителя и учащихся в неформальной обстановке – на природе, на предприятиях и прочих исследовательских объектах. Это позволяет задействовать эмоционально-волевую сферу при передаче учителем социально-бытовых норм поведения, культурного наследия, опыта и традиций.
В процессе исследовательской работы учащиеся не только получают информацию, но и учатся осмысливать и критически оценивать ее. Но самым главным является то, что они учатся правильно интерпретировать, преобразовывать полученные сведения и практически применять в жизни.
Дополнительное образование тесно связано с окружающей социальной средой. Основными задачами дополнительного образования в этой связи являются:
- Приобретение учащимися нового социального опыта
- Включение в социальные отношения
- Освоение социальных ролей
- Формирование навыком поведения в социуме
О том, что дополнительное образование взаимосвязано с общим говорит тот факт, что умения формируются на основе уже полученных учащимися знаний, творческая деятельность предполагает овладение некоторой суммой знаний и умений в данной области творчества. То есть каждый из элементов содержания образования выполняют определенные функции в воспитании и обучении.
В исследованиях, проведенных ученым-педагогом Володаром Викторовичем Краевским, отмечается, четыре основных структурных элементов содержания, тождественного социальному опыту:
1. Опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов
Усвоение знаний об обществе, природе и технике, способах деятельности и мышлении обеспечивает формирование в сознании школьника истинной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной, исследовательской и практической деятельности
2. Опыт осуществления известных способов деятельности
Данный опыт проявляется в форме умений действовать по образцу. В содержание этого опыта включается система общих интеллектуальных и практических навыков и умений. Она, в свою очередь, является основой конкретных видов деятельности и обеспечивает способность подрастающего поколения к сохранению культуры народа
3. Опыт творческой деятельности
Этот опыт требует самостоятельного применения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных, умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. Этот вид социального опыта обеспечивает у молодого поколения развитие способностей к дальнейшему развитию культур
4. Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений
Нормы отношения к окружающему миру, к самому себе и другим людям предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера.
В качестве примера исследований, проведенных в рамках дополнительного образования, приведем работы небольшой сельской школы (50 учеников), расположенной во Владимирской области, в 25 километрах от районного центра, города Собинки, в с. Березники. Несмотря на то, что Березниковская основная школа находится в сельской глубинке, в ней работают очень сильные творческие учителя. Они способные «завести», заинтересовать детей не только материалами из школьной программы, но и побудить их проводить собственные исследовательские проекты, помогающие глубже понять и освоить учебную программу, применить полученные знания в жизни, социализироваться и стремиться к освоению всего нового и интересного.
Учащиеся школы с большим удовольствием участвуют в различных исследованиях по биологии, экологии, ОБЖ, физике, химии. В данном случае дополнительное образование доступно для всех без исключения, Так как обучение в этой школе построено по разновозрастному принципу, в одной и той же команде могут оказаться учащиеся разных классов. У учащихся наблюдается высокая мотивация к интеллектуальному познанию и творчеству. Большая часть учащихся данной школы хорошо осознает потребность в получении образовании на протяжении всей жизни.
Так как исследования проходят во внеурочной обстановке, это способствует снятию эмоционального напряжения у детей, восстановления сил, умений работать в коллективе и прислушиваться к чужому мнению, разделать общую точку зрения и высказывать свою.
Также важным является овладение средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе работы – дети ищут информацию в различных информационных источниках – энциклопедиях, Интернете, фотографируют объекты исследований на цифровую аппаратуру, представляют результаты в виде презентаций, сайтов, публикаций.
Таким образом, в процессе дополнительно образования реализуются практически все медиаобразовательные задачи.
В исследовательских работах учащихся этой школы происходит усвоение всех вышеперечисленных элементов социального опыта, формируется любовь и забота о родном крае, уважительное отношение к природе, вырабатываются морально-этические нормы поведения в обществе, умения действовать самостоятельно, перенося элементы социального опыта в личный.
Благодаря правильно организованному процессу и личным качествам педагогов школы, подобные формы дополнительного образования реально готовят учеников к дальней шей жизни, помогают определиться с выбором профессии и сами вносить вклад в усовершенствование текущей ситуации.
Рассмотрим две исследовательские работы, проведенные в данной школе:
* * * * *
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: ИССЛЕДОВАНИЕ ФЛОРЫ И ФАУНЫ СЕЛЬСКОГО ПРУДА «КАРПЯТНИК»
Работа опубликована в научно-методическом журнале Вопросы Интернет Образования http://vio.uchim.info/Vio_109/cd_site/articles/art_3_1.htm
-
Исследовательская работа учащихся: РАССЕЛЕНИЕ ПОПУЛЯЦИЙ БОБРОВ В ОКРЕСТНОСТЯХ СЕЛА БЕРЕЗНИКИ
Работа опубликована в научно-методическом журнале Вопросы Интернет Образования http://vio.uchim.info/Vio_114/cd_site/articles/art_4_1.htm
* * * * *
Итак, в исследовательских проектах четко прослеживается реализация деятельностного подхода.
Формируются все четыре вида универсальных учебных действий – личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные УУД обеспечивают постановку задачи исследовательской деятельности учащихся исходя из уже имеющихся знаний и планирования конечного результата, мобилизации собственных сил на решение той или иной исследовательской задачи. Познавательные УУД включают общие медиаобразовательные умения работать с информацией, включая ее получение, оценку и представление, а также формирование обобщенных знаний. Коммуникативные УУД обеспечивают умения учащихся общаться с другими людьми, проводить опросы, ориентироваться на позиции других людей и отстаивать свою, продуктивно работать как ос сверстниками, так и со взрослыми людьми.
В результате исследовательской деятельности учащиеся школы овладевают новыми знаниями и интеллектуальными умениями, пополняют свою духовную сферу, совершенствуют компетенции личности, учатся самостоятельно учиться и саморазвиваться.
Но, помимо этого, подобные исследовательские проекты выполняют еще и самую главную задачу – учат бережно относиться к истории, природе и традициям. Дети, которые сами участвуют в таком виде деятельности, учатся, прежде всего, думать! Почему зарастают реки, пруды и озера, почему пропадает рыба, портится воздух, почему вымирают целые деревни? Они уже не будут сорить на брегах озера, и не дадут это делать другим, возможно организуют субботник или еще что-то полезное для своей Малой Родины… Именно они в ответе за наше будущее, не потеряем ли мы даже то, что имеем сейчас?
|