Автор:
Погромская Елена Анатольевна
Место работы:
педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ №9» г. Ноябрьска, ЯНАО.
Биологическая обратная связь в системе школьного образования
Стремительно развивающаяся информационная среда с каждым днем усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. В этих условиях остро встают вопросы повышения эффективности усвоения учащимися большого потока знаний, адаптации детского организма к повышающимся стрессовым нагрузкам. В целом, возрастает значимость сохранения психосоматического здоровья детей.
Статистика показывает, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Среди факторов, которые отрицательно влияют на здоровье детей, не последнее место занимают и некоторые традиционные формы организации образовательного процесса: недифиренцированный подход к обучению, завышенные требования учебной программы, опережающие развитие головного мозга ребенка, интенсификация учебного материала и т.д. Методы и формы обучения, одинаковые для всех, не учитывающие индивидуально-психологические особенности детей, провоцируют не только ухудшение здоровья, но и снижение успеваемости и мотивации к учению. По мнению известных отечественных ученых «... именно в традиционной школьной технологии и заключаются причины массовой утраты здоровья российскими школьниками...» Кроме того, нельзя забывать о том, что период школьного образования - это период формирования эмоционально-личностной структуры и выработки основных стереотипов поведения. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения. Детско-подростковый возраст - это тот уникальный сенситивный период, в который наиболее легко и естественно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.
Необходимо создавать комфортную, психологически здоровую образовательную среду для детей и подростков, путем внедрения научно-обоснованных, эффективных программ, способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и самопознания детей. Одним из конкретных практических шагов в этом направлении является программа «БОС - Здоровье». Метод биологической обратной связи (БОС) – это принципиально новый способ контроля и немедикаментозной коррекции нарушенных функций организма. В основе метода лежит обучение активному волевому управлению физиологическими функциями собственного организма под контролем электронных приборов. Иными словами, метод БОС направлен на активизацию внутренних резервов организма, развитие самоконтроля и саморегуляции путем формирования в центральной нервной системе физиологически адекватного управления функциями организма. Метод БОС не оказывает никакого физического или химического влияния на организм человека, являясь только регистратором происходящих физиологических процессов и практически не имеет ограничений.
В нашей школе, на протяжении нескольких лет работает кабинет БОС «Здоровье», где учащиеся проходят обучение диафрагмально-релаксационному дыханию по методу А.А. Сметанкина. Данная программа включает в себя упражнения, способствующие активизации и улучшению кровоснабжения головного мозга, профилактику зрительного утомления, снятие стресса и мышечного напряжения. А также, позволяет школьникам управлять своим здоровьем путем целенаправленного совершенствования механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов организма на медицинском, психологическом и социальном уровнях.
Использование программы БОС «Здоровье» имеет ряд положительных моментов:
- во-первых, метод БОС может гармонично сочетаться с любыми профилактическими и коррекционными методиками;
- во-вторых, во время занятий ребенок получает обратную связь, что позволяет ему влиять на результаты своей работы;
- в-третьих, использование игровых форм значительно повышает эффективность занятий за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребёнка;
- в-четвертых, как отмечают педагоги и родители, наблюдается положительная динамика в поведении детей;
- в-пятых, в результате применения диафрагмально-релаксационного дыхания улучшилось психоэмоциональное состояние, память, внимание, работоспособность, снизился уровень тревожности большей части детей;
- в-шестых, БОС - тренинг не только улучшает физиологические показатели, но и стабилизирует состояние ВНС, а в результате улучшается обучаемость ребенка, что в условиях школы является обстоятельством, которое нельзя недооценивать.
В школе технология БОС используется в различных программах психолого-педагогического сопровождения:
- в профилактической работе с учащимися параллели 1-х, 5-х и 10-х классов;
- в выпускных 9-х и 11-х классах;
- с учащимися группы «риска», инвалидами и опекаемыми;
- с педагогами.
Особое внимание, прежде всего, необходимо уделять учащимся параллели 1-х, 5-х и 10-х классов, так-как в этот период дети переживают процесс социально-психологической адаптации к новым условиям обучения. Основным признаком здоровья у человека является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам. По мнению М. Безруких (известного физиолога), у наших детей адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации) во всей популяции достаточно низкий. Это значит, что у такого ребёнка до тех пор, пока нагрузки посильны, этот сниженный адаптивный ресурс не дает о себе знать. Но как только ребенок оказывается в ситуации, с которой он не справляется (и эмоционально, и интеллектуально, и физически) наступает срыв, который приводит к резкому ухудшению психического и физического здоровья.
Результаты психологической диагностики адаптации учащихся параллели 1-х, 5-х и 10-х классов в конце учебного года показывают положительную динамику в психоэмоциональном состоянии учащихся:
- улучшается самочувствие, активность, настроение;
- снижается уровень ситуативной и личностной тревожности;
- повышается самооценка и уверенность в собственных силах;
- улучшается эмоционально-психологический климат в классных коллективах;
- формируется положительное отношение к школе, учебная мотивация.
Результаты проведённой работы показывают высокую эффективность метода Биологической обратной связи в системе школьного образования. Внедрение в учебно-воспитательный процесс данного метода помогает решать проблемы комплексного подхода к сохранению здоровья и оптимальному развитию личности ребёнка.
Список используемой литературы:
- Безруких М.М. Школа и здоровье: из истории проблемы// «Здоровье детей»-2003-№12.
- Никифоров Г.С. Психология здоровья – СПб., 2006.
- Степанов С.В. Здоровой школе – здоровый дух//»Школьный психолог»-2003 - №27-28.
- Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья – СПб:, Питер-2003.
|