Автор:
Камышанова Елена Анатольевна
Место работы:
ведущий консультант ИРО по вопросам развития системы образования, старший преподаватель кафедры филологического образования ИРО г.Екатеринбург.
Формирование читательской грамотности - ресурсный потенциал личностно-ориентированного обучения
«Однажды звери в лесу собрались и решили открыть школу. Среди них были кролик, птица, белка, рыба и угорь, и они сформировали совет директоров. Кролик настаивал, чтобы в программу занятий вошел бег. Птица настаивала, чтобы в программу занятий вошло летание. Рыба настаивала, чтобы в программу входило плавание, а белка говорила, что абсолютно необходимо внести вертикальное лазание по деревьям. Они объединили все эти вещи и составили расписание занятий. Потом они стали настаивать, чтобы все животные изучали все предметы. Хотя кролик и получал пятерки по бегу, с перпендикулярным лазанием по деревьям у него были трудности. Он постоянно падал на спину. Довольно скоро он получил какое-то повреждение мозгов и бегать больше не мог. Оказалось, что вместо пятерки по бегу он получает тройку, а по перпендикулярному лазанию, конечно, всегда единицу. Птица очень хорошо летала, но когда ей пришлось рыть норы в земле, она не могла делать этого хорошо. Она постоянно ломала клюв и крылья. Очень скоро она стала получать тройки по летанию, единицы по норокопанию и испытывала адские трудности в перпендикулярном лазании. В конце концов первым по успеваемости животным в классе оказался умственно отсталый угорь, который делал все наполовину. Но учредители были довольны, потому что каждый изучал все предметы, и это называлось "широким общим образованием" (вариации на тему сказки Р.Х.Ривз «Школа зверей»).
Уважаемые коллеги, вижу усмешку на ваших лицах: «Сами учитесь в такой школе!» И вы правы: подобное образование: «передача учащимся готовых знаний, подлежащих заучиванию и безусловному принятию к действию. Активным в школе должен быть прежде всего педагог, ученики обязаны сидеть тихо, быть внимательными и выполнять его распоряжения» - давно уже считается отжившим свой век. Подобная история есть у Ошо. И в конце – неутешительный вывод: «… Мы действительно пытаемся заставить каждого делать то же самое, что и все остальные, и поэтому разрушаем потенциал каждого быть самим собой. Разум умирает в подражании другим».
Сегодня родители очень серьезно относятся к тому, какую школу и учителя выбрать для своего ребенка. Все мы хотим, чтобы основной задачей учебного учреждения было «обучение, обеспечивающее право каждого школьника на индивидуальное развитие, максимальное раскрытие его психологического, интеллектуального и творческого потенциала». Такой подход в образовании называется личностно-ориентированным обучением. «Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций» (Н.А.Алексеев).
Сегодня в российских школах целостное развитие личности является приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте (ФГ ОС). Обеспечивается оно, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения личностью новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
И родитель, и учитель, и школа заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок был успешным. От того, насколько у него сформированы универсальные учебные действия, в первую очередь зависят его результаты обучения (результаты обучения – это то, что будет знать, понимать и будет в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании процесса обучения.
В России современными критериями проверки результатов обучения являются контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена. Насколько успешно ученик сдаст этот экзамен, зависит от того, сумел ли коллектив педагогов создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках каждому. Ведь только формирование всех УУД в комплексе позволит ребенку реализовать свои способности в полной мере.
Читать статью целиком в .pdf
|