Место работы:
зав.отделением РИПОДО, к.п.н.. доцент кафедры математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания Челябинского государственного педагогического университета
Новые формы олимпиадных заданий для младших школьников
Мы живём в информационном веке, поэтому для современного человека необходимыми являются все формируемые в школе метапредметные умения: понимать условие задачи, анализировать большие объёмы данных, сопоставлять противоречивые сведения, анализировать данные в различных форматах, находить нужную информацию и т. д.. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначено, что сформированность метапредметных умений, как основы умения учиться, необходима для успешной жизни и учёбы.
Прочно вошли в практику начального образования олимпиады для младших школьников. Их целями чаще всего являются выявление интеллектуального потенциала олимпийцев. Безусловно, эти цели важны, но можно ли утверждать, что победители таких олимпиад способны успешно решать учено-практические задачи? Анализ этих противоречий способствовал тому, что у Шитяковой Натальи Павловны, доктора педагогических наук, появилась идея провести городскую олимпиаду краеведческой направленности для младших школьников 2, 3, 4 классов с новыми формами олимпиадных заданий. И проведенные факультетом учителей начальных классов совместно с городским управлением образования г.Челябинска такие олимпиады в 2011 и 2012 годах – отличная возможность испытать, как школьник может не только проявить свои знания, но и применить их в новой ситуации, проецируя на свой жизненный опыт.
Олимпиадные задания мы разделили на две группы: задания предметного и метапредметного уровня. Выполнение заданий предметного уровня позволяет ученику продемонстрировать, что он знает, а метапредметного уровня – как он умеет воспользоваться информацией и проявить степень владения способами действий. Школьникам были предложены несплошные тексты краеведческого содержания, ориентированные на социально значимые для детей события и учитывающие их гендерные интересы. Именно содержание текстов олимпиад являлось источником информации при выполнении заданий метапредметного уровня.
Олимпиаду для 2 класса выполняли 76 человек. Перед участниками олимпиады вторых классов была поставлена задача – проявить свою компетентность в применении краеведческого материала в социально значимых ситуациях. Два задания проверяли уровень краеведческих знаний и четыре задания – уровень предметных и метапредметных умений.
Можно констатировать, что 22% учеников знают название материка, государства, области и города, в котором живут, 8% – знают названия крупных городов области. Что касается предметных умений, то 32% учеников умеют пользоваться условными знаками, читать схему маршрута. Сформированность метапредметных умений проявилась следующим образом: 12% учеников умеют находить информацию, представленную в разных частях текста и владеют приемами поискового чтения; лишь 5% учеников показали умение анализировать информацию и группировать ее по определенным признакам.
Олимпиаду для 4 класса выполняли 90 человек. Перед участниками олимпиады четвертых классов была поставлена задача – проявить не только предметно-краеведческую и информационную компетентность при выполнении различных социально значимых ситуаций, но и творчество, умение аргументировать.
Более успешными (87%) ученики были в умении находить и фиксировать информацию, представленную в тексте в явном и неявном виде. Около трети участников проявили умение группировать информацию по разным основаниям, работать с разными источниками информации. 13% учеников смогли перевести схематическую информацию в текстовую с учетом заявленных условий. Лишь 10% участников показали умение приводить аргументы и 6% умение использовать знания в творческих ситуациях.
Приведем примеры некоторых несплошных текстов и олимпиадных заданий предметного и метапредметного уровней для учеников 2 и 4 классов.
Скачать статью в .pdf
|