Музей в чемодане - интерактивные методики в музейной педагогике
Ответов - 65
пн, 25/03/2013 - 00:25
Елена Евгеньевна Воробьёва
На сайте с: 31/10/2008
Баллы: 3694
Коллеги! В этом форуме мы обсуждаем и предлагаем интерактивные методики в музейной педагогике!
"В моей школе есть Музей. Являюсь его создателем и руководителем". Эти слова могут написать многие из нас, из тех, кто зашел на страницу форума.
Как сделать, чтобы Музей работал по-новому, чтобы в него спешили дети, чтобы им было интересно? Одной из полезных и интересных форм является идея "Музея в чемодане". Я прочитала о ней случайно, нашла в недрах Интернета, когда занималась подготовкой плана работы школьного научного общества, а также историко-краеведеского кружка на новый учебный год. Всегда хочется поучиться у коллег. И если встречаются интересные мысли - это здорово!
Идея активно внедряется в практику работы не только Государственных Музеев, но и школьных, и даже библиотек.
источник фотографии
Процитирую отрывок из статьи А.Н. Терехова из Челябинска:
В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа – музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.
Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, тестами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан.
Особенности этой формы музейной деятельности можно показать на примере Детского музея в Нюрнберге, который, не имея собственного помещения, активно работает на базе детских садов, школ, библиотек, реализуя более 20 программ: «Мастерские», «Техника», «Быт 1900 г.» и т.д. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.
Часто в качестве примера приводят программу об истории письменности – «В мастерской переписчика». «Музей в чемодане» развёртывает в пространстве класса мир средневековых предметов – старинных книг, пергамента, письменных принадлежностей, которыми дети могут воспользоваться, чтобы написать старинные тексты. Эту программу реализуют и на базе других музеев. В настоящее время данная форма музейной работы получила широкое распространение в России.
Большой интерес вызвал мобильный вариант выставки «Я и другой», которая экспонировалась примерно в десяти российских городах. Этот проект предполагал ввести в обычную школьную педагогику интерактивную настольную экспозицию, которая рассказывала бы о самобытности различных культур и этносов. Настольная экспозиция (фабула которой представляет путешествие) включает сложенные вдвое листы картона с рисунками, текстами и игровыми заданиями. Листы размещаются на столах и могут быть быстро развёрнуты. Школьники (от 10 до 14 лет) покупают билеты и начинают путешествие по выставочному пространству – включаются в те или иные жизненные ситуации во время путешествия к сверстнику из другой страны, знакомятся с традициями разных стран, с предметами, представляющими различные культуры. Чемодан с игрой-экспозицией остаётся в школе, и ученики всех классов могут дополнять игру и его наглядные пособия по ходу своего обучения. Учителя получают «Материалы для учителя», позволяющие продуктивно использовать и совершенствовать экспозицию.
Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам).
Научными сотрудниками музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (СПб) разработана развивающая программа для школьников. В «Музей в чемодане» входят самые различные музейные экспонаты. Ученики выбирают любой предмет и делают свои предположения, как он мог попасть к Анне Ахматовой или Николаю Гумилёву. В классе тишина. Все ищут разгадку старинной коробочки из-под чая, флаконов для духов серебряного века. Благодаря «Музею в чемодане» из музея Анны Ахматовой ученики узнают о специфике литературного музея, имеют возможность побывать в антикварной лавке, учатся работать с архивами, изучают письма и воспоминания.
Необычный проект «Музей в чемодане» для музея был осуществлён в музеем-заповедником «Кижи» под названием «Полевая почта». Участники – ветераны Великой Отечественной войны, их дети и внуки – выбирали свои семейные реликвии, составляли справочные тексты к экспозициям, многие из которых были дополнены рисунками, стихами и сочинениями о войне. Многие уникальные экспонаты были размещены в деревянных ящичках и вещмешках. В отличие от традиционных музейных выставок после закрытия «Полевой почты» экспонаты вернулись к своим владельцам-ветеранам и их семьям.
«Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.
Добро пожаловать в ... чемодан, или Музей в библиотеке ( опыт из Мурманска)
Фотографии с их сайта
Фильм Музей в чемодане
Об опыте переносной экскурсии можно прочитать в статье
Переносная экскурсия «Музей в чемодане», автор -Дригота Вера Васильевна Место работы: ГОУ СОШ № 414 г. Москвы. Занимаемая должность: руководитель школьного музея им. Ю.А. Гагарина
Вещи могут многое рассказать детям. Мне показался близким и интересным опыт учительницы физики Комаровой Ирины Юрьевны, который был опубликован на сайте "Фестиваль педагогических идей" и назван ею также Музей в чемодане.
Вот фотография из приложения к ее работе
ею подготовлены сменные тематические выставки ( источник там же)
Комментарий был изменен с момента создания (Елена Евгеньевна, пн, 25/03/2013 - 02:39).
У нас в школе к сожалению музея нет, но с ребятами бывали на экскурсиях и вот один опыт очень понравился. Были мы в доме- музее Н.Е.Жуковского (Владимирская область, Собинский район) - "отца русской авиации".
Кроме обычной экскурсии с экскурсоводом, нас ожидал приятный сюрприз. Нашу коллегу переодели в платье того времени и она в качестве хозяйки провела небольшую с нами беседу-викторину.
Кульминацией экскурсии стало чаепитие на знаменитой террасе Жуковских. Мы сидели за длинным столом, пили чай, сваренный по рецепту семьи Жуковских с травами и , так сказать погружались в ту эпоху. Словно заглянули в гости, а хозяева где-то задерживались. А с террасы просматривался замечательный вид.
Думаю такие элементы интерактива и в работу школьного музея можно включить.
Не теряйте голову! А вдруг жизнь захочет вас ещё по ней погладить?
Виолета Амаяковна! Спасибо Вам за интересные материалы и рассказ о поездке в дом-музей Жуковского. Наши владимирские музеи очень активно используют такие приемы и и формы работы с детьми. В Палатах столько замечательных экскурсий и вечеров. В этом году выпускной сына проходил в Палатах, и частью праздника стал Бал. Где разучивали бальные танцы, игры, пели романсы, учились приглашать на танец и вежливо отказывать. Выбирали записную красавицу. Замечательный и запоминающийся Праздник получился! Согласна, что и в школе мы должны проявлять больше творчества. Стенды трудно потрогать, а вот с вещами можно "говорить" и действовать.
Вот некоторые фотографии, но качество фильма. к сожалению,
было низкое.
Комментарий был изменен с момента создания (Елена Евгеньевна, пн, 25/03/2013 - 20:22).
Елена Евгеньевна, по лицам ребят видно, что им это нравится. Хотя они и чувствуют себя несколько не в своей тарелке. Но одежда тех времён обязывает!
Я ещё добавила бы, что в музее Жуковского традиционно ещё и свадьбы играют в старинном стиле. На следующий день после нашего приезда как раз должно было проходить это действо. Настаящая свадьба со всеми старинными традициями. Нас тоже приглашали посмотреть приехать, но к сожалению мы не смогли.
Не теряйте голову! А вдруг жизнь захочет вас ещё по ней погладить?
Елена Евгеньевна, я новичок в деле музейной педагогики. Идея "Музей в чемодане" - и проста, и доступна, и не требует ни каких особых затрат. С большим интересом прочитала статью, предложенную Вами. Спасибо.
Багдашина Ольга Юрьевна, организатор "ОЛимп - Балаково"
Какое интригующее название! Как-то сразу потянуло меня заглянуть в такой "Музей в чемодане"! Даже сам чемодан - это уже экспонат, если учесть, что современные дети привыкли к рюкзакам.
Идея показалась интересной, а главное интерактивной. Ведь дети мир познают не только зрительно, но и через осязание. А тут можно потрогать, пощупать, рассмотреть со всех сторон, если это журнал, то ещё и полистать и почитать.
Решается и другая проблема - проблема помещения для музея. Такой "музей" можно и в классе организовать. Опять же перенести его в соседний кабинет для изучения.
Не теряйте голову! А вдруг жизнь захочет вас ещё по ней погладить?
Коллеги! В этом форуме мы обсуждаем и предлагаем интерактивные методики в музейной педагогике!
"В моей школе есть Музей. Являюсь его создателем и руководителем". Эти слова могут написать многие из нас, из тех, кто зашел на страницу форума.
Как сделать, чтобы Музей работал по-новому, чтобы в него спешили дети, чтобы им было интересно? Одной из полезных и интересных форм является идея "Музея в чемодане". Я прочитала о ней случайно, нашла в недрах Интернета, когда занималась подготовкой плана работы школьного научного общества, а также историко-краеведеского кружка на новый учебный год. Всегда хочется поучиться у коллег. И если встречаются интересные мысли - это здорово!
Идея активно внедряется в практику работы не только Государственных Музеев, но и школьных, и даже библиотек.
источник фотографии
Процитирую отрывок из статьи А.Н. Терехова из Челябинска:
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294