Школа – пространство проб и ошибок.
Еще в XIX веке Марк Твен вложил в уста своего героя Гекльберри Финна слова: «Я не могу допустить, чтобы школа помешала мне получить образование».
Какой же она должна быть эта школа, чтобы не сломать природное желание маленького человека познавать.
С первого марта объявлен набор в первые классы во всех образовательных учреждениях страны.Готовы ли сегодняшние родители ответить однозначно на вопрос чего они хотят от школы, кроме присмотра за детьми – вопрос, не требующий серьезной дискуссии: нет, не готовы! Их не учили этому. Они все как один учились по единому расписанию все одиннадцать лет своей школьной жизни, они все как один заучивали одни и те же правила и теоремы, они все выполняли, как правило, одинаковые для всех домашние задания. Выбора-то особого и не было. В современной школе выбор есть.
В норме как раз школа должна стать пространством безопасных социально приемлемых проб для ребенка, чтобы на собственном опыте он научился делать ответственный выбор во всем. И новые стандарты в начальной и основной школе на это нацелены.
Мне понятна тревога родителей о будущем своих детей, на сегодняшний день наша задача как педагогов помочь им, вооружив основой представлений о современном образовании сегодня.
Первые классы нашей гимназии еще с 1 сентября 2008 года работают в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Этот первый опыт учителей-первопроходцев, настолько ценен, что его трудно переоценить. Содержание образования мы сводим сегодня не к минимуму или максимуму объема информации, а к тому, чтобы вооружить ученика системой универсальных действий, связанных с освоением основ содержания образования. В связи с этим главным является формирование творческой личности, способной к активному действию, овладевающей такой ключевым умением, как умение учиться.
Работая на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учителя начальной гимназии стремятся «поднять детей из-за парт». В ходе конкретной деятельности первоклассников осуществляется преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую, что определяет личностное, социальное, познавательное развитие учащихся. Этому способствуют экскурсии, мероприятия, которые проводятся совместно с районной детской библиотекой, музыкальной школой, гимназическим историко-краеведческим музеем, детско-юношеской спортивной школой. У ребят формируется оценочное отношение к своим поступкам и, что немаловажно,– к собственному здоровью.
Формирование личности сегодня невозможно без создания активной среды практической деятельности ребят, такой среды, которая моделировала бы элементы нашего социума - общественные отношения в которые ребенку предстоит вступать в самостоятельной жизни.
Мы помним о том, что «путь совершенствования не имеет конца». Нам помогают современные подходы к развитию содержания образования, а вектор развития определяет цель – воспитание творческого человека, умеющего успешно выстраивать свое поведение в современном информационном пространстве, способного к саморазвитию, личностному, профессиональному, жизненному самоопределению.
Иначе не способные выбирать свою образовательную траекторию в школе дети вырастут во взрослых, которые не способны к адекватному и ответственному выбору вообще.
|