Уважаемые участники 3 группы! Это страница на который Вы защищаете данное утверждение.
Участники группы № 1 приводят аргументы опровергающие данное утверждение.
Интерактивные методы – это все давно известное, но в «новой упаковке»
Аргументы «ЗА»
ФИО участника со ссылкой на профайл
Аргументы «ПРОТИВ»
ФИО участника со ссылкой на профайл
Интерактивные методы (их активное применение) - это методическое веление времени, которое связано с хорошо забытым старым типом взаимодействия учителя и ученика, подразумевающим активный искренний интерес друг к другу, к познанию существующих в мире поблем, противоречий и загадок, постижению смысла, поиску истины путем общения и рефлексии в процессе учебно - познавательной деятельности.
История применения интерактивных методов действительно не нова. Всплеск развития и использования в России активных и интерактивных методов обучения приходится на период масштабного реформирования школьного образования в 20-е годы XX века. Особо стоит отметить проектный метод, лабораторно-бригадный метод, работу в парах сменного состава, производственные и трудовые экскурсии и практики. Эти методы были в то время передовым словом в педагогике и основывались не только на российском, но и на зарубежном опыте. Дальнейшую разработку интерактивных методов мы можем найти в трудах В.А. Сухомлинского (60-е годы), а также в творчестве учителей - представителей «педагогики сотрудничества» (70-е и 80-е годы) - Ш.А. Амонашвили, В.Ф.Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой и др. Однако их творчество было скорее исключением, чем правилом в насаждавшейся сверху массовой классно-урочной схеме («комбинированный урок»). Лишь после перестройки интерактивные методики начинают пробивать себе жизнь в школах России.
Интерактивность очень сложно реализуема без современных компьютерных технологий, поэтому по-настоящему интерактивными ранее занятия быть не могли. Кроме того, появление новых технических средств и технологий влечёт за собой появление новых методик, которых в принцире не могло быть ранее в "докомпьютерную" эпоху.
В 20-е гг. XX века начали внедряться новые методы школьной работы. Большое влияние в этом процессе оказал опыт западной школы, а именно: инновации ученых (А. Лай, Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи и др.) В этот период классно-урочная система образования отрицалась как пережиток прошлого, где проявлялись деспотия, формализм, пассивный характер обучения, и инновационная общеобразовательная школа должна была строиться на новых демократических началах.
Общеобразовательные учебные заведения использовали новейшие достижения реформаторской педагогики, оригинальные методы обучения и воспитания. В отличие от принудительного классно-урочного преподавания с жестким расписанием, новая система строилась на произвольной и творческой работе детей в лабораториях. Задания составлялись в трех вариантах: для сильного, среднего и слабого ученика. Это помогало учащимся выбрать свой вариант и темп работы. Наибольшее развитие новый метод получил в школах крупных городов и школах-коммунах где имелась достаточно хорошая материальная база и квалифицированные педагогические кадры. Разработанные и адаптированные формы (бригадно-лабораторная, звеньевая) отличались коллективной направленностью освоения учебного материала, и по своим образовательным потенциалам не уступали зарубежным аналогам. Новые методы косвенно помогали разрушить стереотипы традиционного школьного образования, изменить подходы к построению системы обучения в сторону гуманизации. На данном этапе, мы наблюдаем тоже самое.
Интерактивные методики - это современный подход к образовательному процессу. В век новых технических достижений - это стало возможным и крайне необходимым. Овладев данной технологией учитель повышает свою креативность и конкурентноспособность.
Возникает по-настоящему новая и непростая для освоения профессиональная компетенция учителя - переносить в зависимости от целей курса акцент с приоритета содержания на приоритет освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию. Эта компетенция учителя относится к методологическим и управленческим умениям высокого уровня сложности.
Интерактивные методы обучения - начали разрабатываться с 20-х годов ХХ века. Главный смысл их - педагогическое взаимодействие, т.е. обмен деятельности "учитель"-"ученик", что также актуально и в данный момент. Постепенно внедряясь и разрабатываясь многолетний опыт преподавания свидетельствует о том, что в существующих методиках очень много положительных моментов. Думаю, что понятие "новая упаковка" - это то, что называется "техническим прогрессом." В наше время появляется все больше возможностей у педагога к разнообразию и применению ИМО. Только направлены они на более широкое педагогическое взаимодействие не только учителя с учеником, но и учеников друг с другом. Мне кажется, что ИМО на данном этапе находятся в стадии ПРОГРЕССА!
И все-таки интерактивные методы - это принципиально новые методы обучения, важнейшими составляющими которых является способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно конструировать собственные действия. В интерактивном методе обучения педагог общается не напрямую с каждым учеником и не со всем классом сразу, а опосредованно с каждым обучающимся через учебную группу. В ходе этого общения происходит не только процесс познания, процесс личностного роста обучающихся, нои процесс взаимодействия личностей, где каждый имеет право высказать свои точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль.Поэтому это не "новая упоковка", а новое в методике обучения.
В нашем обществе происходят и, наверно,будут происходить изменения всех сторон жизни в государстве. Все эти прогрессивные изменения коснулись естественно процесса образования, который должен быть приведен в соответствие с потребностями общества в высоко квалифицированных кадрах, с прочными и глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации.Применение интерактивных методов обучения обязательное условие для воспитания молодежи с активной позицией в жизненых обстоятельствах, критически мыслящих, способных к пониманию других людей и сотрудничеству, возрастающей личной ответственностью за свое самообразование, самосовершенствование и карьерный рост.
Интерактивное обучение имеет глубокие корни. Вопросы групповых форм учебной деятельности ставились на протяжении ряда лет. Групповая форма возникла как альтернатива традиционным методам обучения. Уже в 60-х годах появился интерес к групповым формам в связи с изучением познавательной активности, самостоятельности обучающихся. А далее направления исследований углубились и всё больше подтверждалось, что групповые, коллективные и индивидуальные формы работы влияют на познавательную активность учащихся. Групповая форма работы компенсирует все недостатки франтальной и индивидуальной работы. отношения между учителем и учениками преобретают признаки сотрудничества. Таким образом действительно интерактивные методы известны нам давно, но сейчас на них смотрят по новому ,с использаванием ИКТ.
Нельзя не согласиться с этим утверждением. Так как во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Применение в практике преподавания интерактивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируется все ключевые компетенции:
умение брать на себя ответственность при принятии решений,
толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков,
умение работать с различными видами информации,
способность постоянно повышать свое образование и т.д.
Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.
Трпебуется много времени на подготовку к уроку.Психологически не все учащиеся готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы.Учащиеся могут сопротивляться новому подходу в обучению.
Особенность интерактивного обучения состоит в том, что учащийся в процессе взаимодействия с другими учащимися и педагогом овладевает системой опробированных способов деятельности по отношению к себе и обществу в целом, осваивает механизм поиска знаний. Поэтому знания, полученные таким путем являютсяи инструментом для самостоятельного их добывания. Значит,цель интерактивных методов - создание учителем условий, при которыхучащийся сам будет открывать,приобретать и конструировать знания. И это принципиальное отличие от традиционных форм обучения.
На мой взгляд интерактивные методы были всегда, однако сейчас существуют новые подходы к организации учебного процесса, которые дают возможность быть активным ученику, накапливать свой жизненный опыт.
Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг человека, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей среды. Интерактивные методы позволяют превратить урок в урок открытия истины, поиска этой истины в совместной деятельности детей и учителя. Интерактивные методы позволяют не просто передавать готовый опыт музыкальной деятельности, накопленный в истории существования человечества, а быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.
Интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы,создателя условий для инициативы учащихся.Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
Интерактивные методы не всегда могут преодолелеть нежелание ученика включаться в процесс обучения. Для некоторых учащихся групповая работа становится способом ничего не делать. Новые методики разрушают у некоторых детей привычные стереотипы процесса обучения, что приводит к внутреннему дискомфорту. Черезмерное увлечение интерактивом может увести от главной цели урока - получения знаний по определенной теме. Если преподователь недостаточно хорошо владеет интерактивными методиками, то урок может превратиться в простую анархию.
Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение, отношение формируются на основе и в связи с таким опытом. Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося.
Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым интерактивные методы наиболее способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия, позволяют педагогу стать настоящим лидером, а не ментором-администратором. Считаю, что интерактивные методы обязательно нужно использовать на уроках.
Интерактивное обучение не всегда основано только на опыте, некоторые знание и умения могут приобретаться только в процессе урока. Процесс нахождения правильного ответа не может основываться только на опыте учащегося. т.к уччитель все равно направляет решения ученика в нужное русло.
Интерактивные методы обучения - это хорошо забытое старое, ведь в России ещё в 20-х годах практиковалось использование этих методов обучения.Особо стоит отметить проектный метод, лабораторно-бригадный метод, работу в парах сменного состава, производственные и трудовые экскурсии и практики. Эти методы были в то время передовым словом в педагогике и основывались не только на российском, но и на зарубежном опыте. Разработка интерактивных методов присутствует в работах Сухомлинского (60-е годы), и позже в работе учителей-новаторов В.Ф.Шаталова, Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильина и других (70-80 годы). Интерактивные методы в XX веке - это организованное учебное взаимодействие непосредственно между людьми.
Современная интерактивная методика обучения - это не только общение между людьми, участниками образовательного процесса (учитель, ученики), но и обучение построенное на общении с компьютером и посредством компьютера. В этом, по-моему мнению, и состоит " новая упаковка" интерактивных методов.
Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения. В процессе педагогической деятельности учитель постоянно учится сам, идет с обществом и временем в едином теме, не имеет права отставать, должен быть востребованyым, интересным. Зачем «коренным образом» меняться, если учитель меняется ежедневно от урока к уроку, от жизни не оторван.
Наверное, каждого учителя волнует вопрос: как провести интересно урок, преподнести новый материал, чтобы было можно заинтересовать весь класс (даже равнодушных детей), как заставить каждого работать с полной отдачей. Здесь назревает необходимость применения на уроках интерактивных методик, которые в данный момент считаются не только современными, но и необходимыми, так как нам жизнь диктует своё, не стоять на ровном месте, а двигаться вперёд, стремиться к более совершенному, новому. Многое зависит от учителя, как он стремиться осваивать механизм поиска знаний. Использование интерактивных методик даёт толчок к эмоциональной отзывчивости, направляет ученика к творческой и познавательной активности на уроке, а также способствует формированию учебной мотивации.
Несмотря на преимущество интерактивных методов, они никогда не заменят слово учителя, его умения, опыт, профессиональные возможности. Считаю, что не всегда интерактивные методы эффективны, если излагается трудный материал. Это изучение нового материала, прослушивание музыкального произведения.
В школьном возрасте дети отдают предпочтение интерактивным методам, которые учат их новым формам жизни и деятельности, обогащают восприимчивость детей, повышают интерес, воображение и мышление. Они учатся применять свои знания на практике, пользоваться ими в разных условиях. Выполнение заданий хорошо запоминается им. Эффективность их в том, что происходит перестройка поведения ребенка, он становится, как будто, другим, это его захватывает.Формируются положительные качества, трудолюбие, лучшее усваивание предмета.
.Ведущий (учитель) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность учителя уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся.
С одной стороны с этим можно согласится, вк технологий и информации. Но если вспомнить, то интеративные методики существовали давно. так как при данной методике происходит взаимодествие которое было и прежде. Просто новое технологическое оснащение и новое название, которое не было до настоящего временни.