В.В. Анненков:
«… от гонки за ИКТ к осознанному отбору их минимума, необходимого и достаточного для решения содержательных задач своей жизни. От освоения всё новых и новых инструментов к целенаправленным проектам в профессиональной деятельности и в быту с помощью инструментов, отобранных для эффективного ответа на вызовы жизни».
Попробую сформулировать одно, на мой взгляд важное, замечание по содержанию Программы.
Изучать (исследовать) какой-либо объект без измерений его характеристик (оценок) - значит быть в плену субъективных суждений.
"Дигитальный двойник" и др. категории без четких критериально-функциональных характеристик - только метафоры.
Квалиметрия ИКЛ, конечно, во многом будет качественной.
Насколько правомерен такой показатель, как временная шкала освоения сервисов ИКТ
и действий с ними предстоит, по моему мнению, еще обсуждать.
Поскольку программно-технический базис (инструментарий ИКТ) определяет возможный потенциал развития ИКЛ,
можно начать с количественной оценки его состава. Например, по формуле, предложеной А.А. Киселевой
K=N1∙α1∙β1+N2∙α2∙β2+N3∙α3∙β3,
где Ni– количество используемых сервисов,
αi– весовой коэффициент, учитывающий функциональные возможности сервисов и инструментов Интернет,
имеетвозрастающеезначение от 1 до 3 от первой группе к третьей;
β имеет значение равное 2, если сервис используется как в зоне поставщика, так и в зоне потребления
образовательных услуг, в альтернативном случае β=1.
Учет производится по трем группам сервисов: хранения, создания и структуризации контента;
активизации учебной деятельности; сервисов, поддерживающих сетевую модель обучения.
Литература
Киселева А.А.Непрерывное повышение квалификации педагога в персональной образовательной
сфере. Автореф. дисс. канд. пед. наук, Новокузнецк: КузГПА, 2012. – 24 с.
В приложении есть несколько примеров применения формулы для ПОС учителей
с различным уровнем освоения средств ИКТ.
Так, учителю-логопеду достаточно (пока) небольшого количества сервисов
( и нет необходимости в "погоне"), а преподавателю ИПК требуется больший арсенал.
Хочу подчеркнуть, что формула не претендует на окончательное решение, и к ИКЛ
относится только опосредовано. Но это попытка количественной характеристики,
что важно (на мой взгляд).
|
На: Квалиметрия ИКЛ?
Вячеслав Алексеевич, с большим интересом познакомилась с предложенным материалом.
Он ценен уже потому, что содержит попытку количественной характеристики овладения ИКТ педагогом.
Согласна с тем, что такой инструмент оценивания необходим.
Но усомнюсь в заложенном в данной формуле выводе, что чем больше сервисов использует педагог, тем выше его ИК-компетентность. Может, сказываются идеи ВВ, которые уже проникли в нас, что лучше использовать немногие, но наиболее полезные и эффективные сервисы, чем бездумно гнаться за новыми?
В этом же убедил проект "ЭОР", в котором освоение сервисов было заложено концептуально. Благодаря проекту, в моем арсенале их накопилось довольно много. Тогда казалось, что чем больше будет выбор, тем лучше.
Что в результате? Большинство сервисов так и не нашли своего применения. Реально используется только то, что помогает в работе.
А теперь представьте, что предложенный способ оценивания моей ИК-компетентности входит в жизнь. Его начнут использовать при аттестации, делать на его основе выводы о моем профессионализме. И? Правильно, результат будет обратным. Я включусь в гонку за количество. Хорошо ли это?
Конечно, Вы можете сказать, что критиковать легче, чем предлагать что-то новое. Но я не критикую, лишь пытаюсь разобраться.
Дорогу осилит идущий!
На: Квалиметрия ИКЛ?
Вопрос в заголовке, конечно, не нужен. Квалиметрия ИКЛ - это актуальная проблема для самодиагностики и для сравнительных измерений социального и человеческого капитала разных людей.
25 февраля поместил в блоге размышления о самодиагностике ИКЛ, где предложен инструмент для структуризации модели ИКЛ и шкалирования векторов по секторам. Наверно, если заняться проблемой квалиметрии ИКЛ специально, современные средства поиска позволят довольно быстро обнаружить варианты количественных решений, может быть, и примеры из практики.
Коллега по ФИРО Ю.И.Лобанов предлагает подходы к количественной оценке достижений из области школьной физики (прикреплённый файл). Как видите, в моём круге общения проблему видят и над ней работают. Приглашаю учителей,если в своих поисках в Интернет обнаружат практики количественной оценки состояний личной культуры, сообщать ссылки на страницу Модуля по ИКЛ.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)