В педагогике, да и в других гуманитарных науках и практиках широко используются термины естественных наук: физики, математики, биологии ...
Примеры: образовательное пространство, когнитивная сфера, информационная среда.
Ясно, что четкие, рационально определенные в своих науках термины приобретают другое значение, выступают в качестве метафор.
Смысл термина (понятие) становится зависим от контекста, в котором он употребляется.
В контексте информатизации нашей жизни и в педагогике широко используется понятие информационно-образовательная среда (ИОС). Много лет строим ЕИОС - единую ИОС, множество конференций этому посвящено. Как вариант употребляется также ИКОС - информационно-коммуникационная образовательная среда. Принятое определение достаточно дескриптивно: ИКОС понимается как совокупность объектов образовательного процесса (содержание, формы, методы, средства обучения и учебных коммуникаций) на базе информационных технологий, обладающая вариативными характеристиками и обеспечивающая субъектов образовательного процесса (обучаемый, преподаватель) возможностью конструирования учебно-познавательной деятельности 1. Компоненты ИКОС могут иметь меняющиеся характеристики и состояния, наделяя среду возможностью к адаптации к потребностям и способностям обучаемых. По мнению С.Х. Васильченко (защита кандидатской диссертации состоялась в 2012 г), в результате такой адаптации за счет увеличения степени влияния обучаемого на цели, содержание и ход (траектории) своего образования для каждого обучаемого создается своя персональная образовательная среда (ПОС).
В зарубежной литературе используются схожие термины: Online Learning Environment (OLE), Personal Learning Environment (PLE), Personal Learning Space (PLS). Здесь, правда, больший акцент на учебный процесс.
Подчеркнем: ПОС по С.Х. Васильченко это среда в среде, цель - обеспечение учебно-познавательной деятельности.
В том же 2012 г, на несколько месяцев ранее прошла защита кандидатской диссертации А.А. Киселевой 2, в которой использовано понятие персональной образовательной сферы. ПОС, но в качественно отличном варианте: как открытой социотехнической системы взаимосвязанных сервисов ИКТ, выбираемых педагогом в саморазвивающемся информационно-образовательном пространстве с целью обеспечения профессиональной деятельности и самообразования.
Сходство двух определений имеется, но важны качественные отличия: система в среде (во первых), цель: как познание (самообразование), так и педагогическая деятельность (во вторых). Дескриптивное определение в первом варианте и конструктивное во втором. От адаптации среды к активному преобразованию, конструированию системы в информационно насыщенной среде.
Здесь использован аппарат общей теории систем (см. Википедию), в котором среда рассматривается в соотношении с некоторой системой, как множество элементов, которые не входят в данную систему, но с которыми данная система может взаимодействовать.
Сфера в значении ограниченной области, по нашему с А.А. Киселевой мнению, лучше подходит для ПОС. В зависимости от подъема по "ступенькам" лестницы компетенций (приближения к ИКЛ), "объем" сферы возрастает. Граница сферы (ПОС) виртуальна, но ее прозрачность, проницаемость суверенно управляется автором, создателем ПОС.
"Элементарно, Ватсон!" - настройками конфиденциальности используемых сервисов. В понятии среды граница не определена, обычно среда считается безграничной (как и пространство).
1. Васильченко С.Х.Формирование персональной образовательной среды на основе информационных технологий для реализации индивидуальных траекторий обучения. Автореф. дисс. канд. пед. наук, М.: МГПУ, 2012. 24 с.
2. Киселева А.А.Непрерывное повышение квалификации педагога в персональной образовательной сфере. Автореф. дисс. канд. пед. наук, Новокузнецк: КузГПА, 2012. 24 с.
|