Автор:
Козлицкая Ирина Владимировна
Место работы:
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 посёлка Каменский Красноармейского района Саратовской области»
Мастер-класс «ТОУУ – технология оценивания учебных успехов»
Цель:
- систематизировать знания учителей о системе оценивания (в соответствии с ФГОС);
- познакомить с целями, задачами и приёмами использования ТОУУ – технологии оценивания учебных успехов.
Оборудование (у учителя):
- Интерактивная доска со страницами плана-конспекта урока ОГ.
- Конспект мастер-класса.
- План урока обучения грамоте и письму (Приложение № 1).
- Дидактический материал к уроку ОГ: пособие «Поезд» с человечками-звуками, печатной буквой, элементами строчной и заглавной буквы; карточки «Схема предложения», наборное полотно с фишками «Схема слова»; касса букв классная; Пропись № 2; Букварь.
- Макет Рабочего журнала учителя.
- Личный еженедельник первоклассника.
- ПАМЯТКА «ТОУУ: инструменты оценочной деятельности».
- Электронные приложения: № 1 – Правила оценочной деятельности, № 2 – Рефлексия: виды и способы, № 3 – Оценочная самостоятельность, Рабочий журнал учителя, конспект мастер-класса, Памятка «ТОУУ: инструменты оценочной деятельности», Полезные ссылки.
Оборудование (у присутствующих):
- ПАМЯТКА «ТОУУ: инструменты оценочной деятельности».
- План урока и карточки к нему.
- Дидактический материал к уроку: конверты «Схема предложения», наборное полотно с фишками «Схема слова»; кассы букв.
Ход мастер-класса
- Оргмомент. Самопредставление учителя.
- Объявление темы и цели мастер-класса.
- Актуализация знаний по теме:
- Необходимость перехода к новой системе оценивания учебных достижений школьников.
Если до недавнего времени основной целью обучения являлось формирование предметных знаний, умений и навыков, то в инновационном образовании во главу угла поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это, в свою очередь влечет за собой изменения подходов к системе оценивания учебных достижений школьников.
Существующая система оценивания несовершенна и может негативно влиять на школьников. Традиционная школа предлагает всего два однозначно положительных балла, и ученики часто не понимают оценки учителя, говоря: «Вы мне тройку несправедливо поставили», «Почему у него пять, а у меня четыре?». Таким образом, этап контроля порождает львиную долю тех стрессообразующих факторов, которые необходимо снять в соответствии с принципом психологической комфортности.
В традиционной практике определение оценок и отметок – монополия учителя. Будучи заложником этой традиции, учитель даже на очень хорошем проблемно-диалогическом уроке на этапе контроля прерывает равноправный диалог и сбивается на монолог наставника. Понятно, что в таком случае ученик не овладеет самооценкой никогда. Это противоречит принципу обучения деятельности, так как умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки – неотъемлемый этап любой деятельности. Без них невозможно осознать, достигнут результат или нет и что нужно изменить, чтобы его достичь. Современный педагог должен учить деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.
- Недостатки системы оценки (до принятия ФГОС).
1. Новые развивающие личностно-ориентированные образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами.
2. Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям.
3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок.
4. Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников.
5. Традиционное оценивание дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию.
- Проблемы при введении новой системы оценки учебных достижений школьников:
– неготовность учителей к изменению (разрушению) привычной оценочной практики;
- многие учителя не владеют методиками оценки; психологически не готовы к переменам;
– есть опасение возникновения значительных перегрузок учителей и учащихся при изучении «новой» системы оценки, что может вызвать ряд негативных последствий (увеличение времени на оценочные процедуры может повлечь уменьшение активного времени обучения);
– дефицит методического обеспечения.
- Презентация технологии оценивания (ТОУУ):
1.Знакомство с целью, задачами и особенностями данной технологии.
Новая система оценки ставит перед учителями ряд конкретных вопросов: Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?
В Образовательной системе «Школа 2100» задались этими вопросами ещё 7 лет назад, когда была разработана и апробирована технология оценивания учебных успехов (образовательных достижений) - ТОУУ.
Технология оценки учебных успехов (достижений) была разработана в рамках эксперимента Российской Академии образования в 2004-2007 годах под научным руководством академика РАО, доктора психологических наук Д.И.Фельдштейна, и утверждена заключением РАО. Координатор проекта - Дмитрий Даимович Данилов. Вот оценка, которую дали специалисты РАО ТОУУ: «В Образовательной системе «Школа 2100» … разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими новой технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности».
Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100»
Основные задачи новой технологии:
Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть современными целями образования.
Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Технология оценивания образовательных достижений направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
Авторы технологии предлагают учителям алгоритмы деятельности учащихся, алгоритмы формирования умений самооценки учащихся для удобства разбитые по этапам. Очень важно, что внедрение модели оценивания возможно с любого этапа обучения. Время перехода от этапа к этапу выбирает сам учитель в зависимости от уровня продвижения именно этого класса. Педагогу дается возможность, введя базовую модель ТОУУ, расширить её алгоритмами, формирующими и развивающими навыки самооценки и самоорганизации учащихся, вводя расширенную конфигурацию технологии.
Авторским коллективом создан технологический пакет, обеспечивающий новую технологию оценки учебных успехов соответствующими материалами:
рабочий журнал учителя Образовательной системы «Школа 2100» (перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д.),
дневникишкольника для начальной школы и для основной школы,
сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания будут соотнесены с уровнями успешности и умениями таблиц требований,
электронные диски к учебникам «Школа 2100», включающие электронные проверочные работы и электронный журнал.
2. Изучение ключевых элементов технологии.
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действий для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать». (Коллективная работа с приложением «Правила оценочной деятельности»)
3. ТОУУ в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок.
1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение.
Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.
Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы.
Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы:
– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)
– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка - обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)
3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.
К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи учитель, например, может предложить ученику в тетради или в дневнике/еженедельнике нарисовать кружок и закрасить его любым цветом.
Примечание: подробнее см. в издании «Личный еженедельник первоклассника», с. 123-128 (изд. «Баласс»).
V. Практикум по конструированию урока обучения грамоте и письму с использованием ТОУУ.
1) знакомство с планом практикума: у каждого присутствующего находится часть плана-конспекта из 2-х этапов (полный текст – у группы из 4-х человек). В конверте есть карточки с описанием инструментов оценочной деятельности и вопросами для формирования алгоритма самооценки. Учитель проводит показ этапа урока, а присутствующие выбирают подходящие, на их взгляд, карточки. При этом можно пользоваться ПАМЯТКОЙ «ТОУУ: инструменты оценочной деятельности».
2) совместное конструирование урока обучения грамоте и письму всеми учителями (фронтальная работа, работа в группах, парах и индивидуально). Одновременно идёт проверка по интерактивной доске.
VI.Рефлексия: что получилось? В чём были трудности? Каких знаний недостаточно? Какие навыки приобрели?
VII.Выводы: какими должны быть границы применения системы оценки?
Все эти нововведения, как и любые другие, несут в себе скрытые риски. Это, прежде всего, риски перегрузки детей и преподавателей, ошибки при исполнении, которые могут извратить цель и идею неправильной реализацией: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Чтобы не допустить этого, необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки. Перечислим эти границы.
1. Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого - к сложному.
2. Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться по ходу её внедрения в жизнь, будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
3. Сокращение до минимума числа отчётных документов и сроков их обязательного заполнения учителем. Для того чтобы не загрузить педагога дополнительной непосильной бумажной работой, необходимо использовать два средства:
– обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при консультации и выборочном контроле учителя;
– внедрение новых форм отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, что требует свободного доступа учителя начальной школы к компьютеру, сканеру, принтеру.
4. Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в кнут. Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.
5. Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.
6. Ещё раз подчеркнём, что личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, а только по классу в целом. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, незачёт по патриотизму» и т.п.
Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение, сможет, как минимум позволить:
– осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь;
– использовать эту связь как форму поощрения, но не наказания; стимулировать умение сосредоточиться в большей степени на известном, чем на неизвестном учащимся;
– отмечать с её помощью даже незначительные успехи, позволяя школьникам продвигаться в собственном темпе;
– ориентировать ученика на успех;
– опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учеников (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.
Ссылки:
- Образовательные технологии ОС «Школа 2100» (в том числе – технология оценивания учебных успехов)
http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/
http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/ocenka.php
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)). Д.Д. Данилов
http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/osn_programma1.php
- Конспекты уроков по ФГОС для учителей 1 класса (с описанием на каждом уроке ТОУУ)
http://www.school2100.ru/pedagogam/vdru/
Этапы урока
|
Урок обучения грамоте и письму «Гласный звук [Ы], буква Ы»
|
План урока
|
Инструменты безотметочного оценивания
|
Алгоритм самооценки
|
?. Актуализация знаний
|
Пособие «Теремок»: разделите слова на слоги и разместите картинки по этажам (рысь – 1 слог, 1-й этаж; сыр, мышь, рыба, тыква, машины). Назовите ударный слог в каждом слове.
|
Словесная оценка
Коллективная самооценка
|
- Кому было легко … (определять ударный звук и слог)?
- Кто мог бы с таким заданием справиться самостоятельно?
- Кому будет трудно, мы обязательно поможем.
|
??. Постановка учебной проблемы.
Открытие нового знания
|
Вопрос: какой звук слышался под ударением во всех этих словах? [ы]
Пособие «Поезд»: посмотрите, не этот ли звук едет в первом вагоне? Расскажите о нём. Кто может быть во 2 вагоне? (буква ы) На что она похожа? Кто в 3 вагоне? (элементы буквы ы).
Какая же сегодня тема урока? Глядя на поезд, составьте план урока.
|
Словесная оценка
Коллективная самооценка
|
- Ребята, что мы сейчас сделали? (Мы спланировали свою работу на урок, определили тему урока.)
- Кому из вас уже легко составлять план?
- А зачем мы это делаем?
|
???. Развитие умения применения
нового знания.
1.Работа со схемами (слова, предложения)
|
Пособие «Схема слова»: составьте схему слова СЫР. У доски такую же работу будет выполнять … Люба. Я тоже составлю схему. Потом мы проверим свою работу.
Проверка звуковой схемы: гласные – слоги, ударение – над гласной, согласные – глухие – звонкие, твёрдые -мягкие.
Обозначаем звуки буквами, звук [ы] - буквой Ы. Читаем слово.
|
Проверка по образцу у учителя
Проверка по индивидуально выполненной у доски работе
|
- Что мы сейчас делали?
- Кому было легко?
- Кто мог бы с таким заданием справиться самостоятельно?
- Кому помогали мои вопросы?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
- Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
|
2.Работа в Прописи: письмо новой буквы.
|
Пособие «Поезд» и элементы буквы Ы: конструируем букву Ы строчную.
Пишем её в воздухе под счёт, на табло на доске, на табло в прописи.
Пишем 1 строку: элементы Ы; 2 строку: Ы и 2 наклонных; 4 строку: Ы и точка (для фиксации расстояния).
|
«Светофор»
«Барометр настроения» (смайлики)
«Волшебная линеечка»
|
- Какую работу мы сейчас выполняли?
- Кто с ней справлялся легко?
- Кому ПОКА было трудновато?
- Кто или что вам помогало справиться?
- В правом нижнем углу нарисуйте кружок. Покажите цветом, как бы вы оценили свою работу в прописи: «выполнено хорошо» заштрихуйте зеленым цветом, «выполнено с недочетами» - жёлтым.
- Каким цветом вы раскрасили свой кружок? Почему?
|
3.Работа в Букваре
|
Уточнение плана урока: будем читать слоги с новой буквой и уже изученными; будем учиться читать слова с новой буквой; составлять схемы предложения.
Прогностическая оценка: получится ли у меня прочитать слоги? А слова? Обмен мнениями с соседом. Работа в парах.
Самооценка: получилось?
Комплимент соседу.
|
Прогностическая оценка
Эмоциональный отзыв/«Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)
|
Вопросы к « сильному» ученику, озвучившему рассказ (начало формирования алгоритма самооценки):
- Что тебе нужно было сделать?
-Удалось тебе составить рассказ?
-Ты составил интересный рассказ или были недочёты? Ты составил всё сам или с помощью товарища?
- Что мы сейчас с тобой учились делать? (Сейчас мы вместе с …..(имя ученика) учились оценивать свою работу.)
|
4. Самостоятельная работа в Прописи
|
Зрительный диктант по 3 строке: и-ы
Пир, мышь, тигр, сыр, пирог, рысь, пион, тыква, вилка, рыба.
Сколько букв И? Сколько Ы?
|
Проверка по эталону-образцу
Самопроверка
«Светофор» (кубик)
«Волшебная линеечка»
|
- Какую работу вы выполняли самостоятельно?
- Расскажите, как вы работали?
- Легкое ли было задание? Почему?
- В правом нижнем углу нарисуйте волшебную линеечку и оцените свою работу.
|
5.Работа в парах на разных этапах урока
|
Букварь: Составление предложений о тиграх.
Пособие «Схема предложения»: составление схем составленных предложений.
Пропись: Письмо слогов РЫ, ПЫ, ТЫ с комментированием: хором с учителем, вместе с соседом по парте, самостоятельно.
|
Формирование алгоритма самооценки
Взаимопроверка прописей, схем и т.д./Оценка в парах/Оценочные суждения на основе критериев
«Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)
|
Вопросы к «сильному» ученику, озвучившему предложения:
- Что тебе нужно было сделать?
-Удалось тебе составить предложения?
- Ты составил всё сам или с помощью товарища?
- Что мы сейчас с тобой учились делать? (Сейчас мы вместе с ….. учились оценивать свою работу.)
- Понравилось ли вам работать в паре? Почему?
- Что вам понравилось у вашего друга?
- Скажите ему на ушко, что бы вы ему посоветовали, чтобы работа стала ещё лучше.
|
IV. Итог урока.
|
Назовите все изученные гласные звуки.
Какие из них указывают на мягкость согласного звука? Какие – на твёрдость согласного звука? Назовите звук, изученный сегодня. Кто может рассказать о нём? Какова его роль? (указывает на твёрдость согласного звука).
Выполнили мы план урока?
|
Барометр настроения (смайлики) – в Дневнике, в виде карточек
«Дерево творчества»
«Солнышко»
«Ёлочка настроения»
«Цветик-многоцветик»
«Сказочное дерево (поляна)»
«Почта»
«Моё состояние (лесенка)»
|
- Какие задания вам показались самыми легкими? Трудными?
- Над чем еще надо поработать?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Откройте дневник. Найдите сегодняшний день. Оцените своё настроение после урока (дня) смайликом.
- Что вы нарисовали?
- Почему? Что можно сделать завтра, чтобы ваше настроение стало еще лучше? (Если кто-то из детей не доволен своей работой).- Какие пункты плана мы выполнили?
- Какая работа вам понравилась больше всего? С какой было справиться труднее всего?
- Что нужно делать, чтобы преодолеть эти препятствия?
|
Примечание: в графе «Инструменты безотметочного оценивания» перечислены несколько возможных приёмов оценивания на каждом этапе урока. Присутствующие на мастер-классе выбирают один из приёмов.
Понятно, что алгоритм самооценки в развёрнутом виде невозможно применять на каждом этапе реального урока из-за ограниченного времени. Задача мастер-класса – показать возможное использование алгоритма на каждом этапе.
|