Официальный сайт mixzona 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Горбунова Л.Н. Технология модерации как средство организации внеаудиторной деятельности группы специальности «Информационные системы (по отраслям)»

Автор: 
Горбунова Лидия Николаевна
Место работы: 
преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Краевой политехнический колледж» г. Чернушка, Пермский край

Технология модерации как средство организации внеаудиторной деятельности группы специальности «Информационные системы (по отраслям)» (из опыта работы куратора ГБОУ СПО «КПК»)

,

 Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения направлены не только на получение знаний и умений, но также на развитие общих и формирование профессиональных компетенций, как на цель и результат образовательного процесса. В стандартах  компетенции представлены как способность применять знания и  умения, личностные  качества и практический опыт для успешной деятельности в определённой профессиональной области.

Умение учиться, было востребовано во все времена, в профессиональной школе - особенно. Вероятно, это  умение  должно,  быть сформировано к окончанию школы.  Однако, часто  на практике, это не подтверждается.

Куратор, как участник образовательного процесса может целенаправленно содействовать культурному росту студентов, формированию мотивации к обучению.

Для педагога-куратора возможность общения со студентами в соответствии со своими жизненными установками, целями и задачами, это еще и одна из ступеней профессионального роста.
В соответствии с целями современного образования ставлю и цели кураторской деятельности:

  • организация работы  коллектива;
  • развитие  коммуникативных, организаторских, аналитических способностей студента;
  • формирование профессиональных качеств будущего специалиста.

В условиях сменившейся образовательной среды студентам приходится осмысливать свою новую социальную роль и адаптироваться к:

  • учебному процессу
  • новому коллективу
  • избранной профессии,
  • новым условиям жизни

Большая ответственность при этом возлагается на куратора группы. Чтобы совершенствовать личность студента, куратор должен быть сам профессионалом, эрудированным и интересным человеком.
Цель моей кураторской деятельности на первом курсе: формирование профессионально важных качеств студентов через деятельность сплоченного коллектива.

Поскольку адаптироваться гораздо легче в небольшом коллективе, использую технологию модерации - технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

На первом  организационном собрании формирую подгруппы по 5-6 человек, по алфавитному списку. Затем даётся задание студентам: каждая подгруппа выбирает себе модератора - формального лидера. Хорошо, если при этом модератор является одновременно формальным и неформальным лидером.
Функции модератора обсуждаются, утверждаются на общем собрании группы: чаще всего это координирующие, контролирующие, организаторские при проведении любых мероприятий и в повседневной деятельности.

Модератор выполняет различные функции и роли: для передачи информации он - референт; необходимо регулировать отношения, возникающие между участниками подгруппы, - он консультант; надо повлиять на повышения качества обучения - модератор руководит рабочим процессом в группе. В значительной степени, эффективность деятельности подгруппы находится в зависимости от:

  • отношения модератора к процессу обучения;
  • характера отношений внутри подгруппы.

В связи с этим, модератор должен владеть не только коммуникативными навыками, но и навыками управления различными процессами.
Взаимодействие с группой черезмодераторов,  развивает навыки делового общения между студентами, позволяет проявить студентам организаторские способности, совершенствовать  культуру поведения, развивать способность к восприятию информации, стимулировать  готовность к кооперации с одногрупниками, учит работать в коллективе.
Все эти компоненты способствуют быстрой и успешной адаптации студентов и мотивации к обучению.
На первом курсе для ускорения процесса адаптации модераторы со своей подгруппойразрабатывали и проводили  классные часы. Темы выбирали сами, в соответствии со своими способностями и желаниями, интересами. «Дресс-код», спортивные соревнования между подгруппами, Татьянин день, посиделки в кафе, 8 Марта, День информатики.
Для формирования коллектива,  акцент на первом курсе делался на групповые мероприятия:

  • занятия в фитнес клубе «Спорт Люкс»,
  • мастер-класс работы на компьютере,
  •  участие в различных конкурсах (Новогодние электронные открытки, фотографии «Весна идёт»),
  • оказание технической поддержки в работе с компьютерами людям с ограниченными физическими возможностями,
  • посещение спектакля Чернушинского театра,
  • выпуск стенгазет,
  • участие в Неделе специальности,
  • малые Олимпийские игры,
  • отчёт «Лето без проблем»,
  • мастер-класс  приглашённого стилиста «Мой стиль»- и др.

Всё это дало положительный результат: участие студентов во всех мероприятиях группы и колледжа - 100%; рост качества успеваемости с 10% по итогам первого семестра до 36% по итогам второго семестра. Небольшое количество пропусков занятий без уважительных причин, и 100% перевод студентов на второй курс.
Таким образом, ко второму курсу почти сформировался работоспособный студенческий коллектив, способный решать поставленные задачи.
Главная цель кураторской деятельности на втором курсе: повышение мотивации к обучению, через организацию подготовки к выпускному квалификационному экзамену на рабочую профессию, «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», в соответствии с ФГОС.
Что для этого сейчас делается? Подписано партнёрское  соглашение с детским развлекательным центром «Аватар» на создание рекламной продукции (буклеты, афиши, ролики). Всю организационную работу выполняют в этом проекте модераторы.
Студенты привлекаются к организации информационно-технической поддержки мероприятий колледжа, их работа получает положительные отзывы.
Группа активно участвовала в интеллектуальных играх города. В рамках фестиваля классных часов провели соревнования между подгруппами по пейнтболу.
Важную роль играет организация дистанционного обучения, все подгруппы участвовали во Всероссийской эвристической дистанционной олимпиаде «ЭЙДОС» по информатике, одна из подгрупп заняла первое место, вторая – 5, третья – 7 место.
В этом учебном году группа в полном составе учится в Сетевом университете дистанционно на курсе «Web-конструирование» (руководитель председатель выпускающей комиссии по специальности «Информационные системы»). В течение третьего семестра студенты создали страницу курсового альбома и приняли активное участие (28 из 29 человек) в турнире «Проба пера» – создание персонального сайта, публично защитили свой проект.
В четвёртом семестре планируется ещё один турнир – «Не тегом единым». Все эти конкурсы российского уровня. При условии успешного обучения на курсе студенты получат удостоверения и дополнительные баллы на квалификационном экзамене на присвоение разряда по рабочей профессии.
Динамика качества обучения положительная: третий семестр мы закончили, имея 45 % качества обучения, уже 13 студентов из 29 обучаются на «4» и «5», и потенциал ещё не исчерпан.
В этом семестре студенты группы привлечены к организации проведения юбилея колледжа в рамках учебной дисциплины «Офисные технологии». Вся организационная работа возложена на модератора. Каждый студент получил индивидуальный оценочный лист, где будет отражена его деятельность. Эти листы, как и образцы предыдущих работ, систематизируются и будут представлены на квалификационном экзамене по окончании учебной практики на базе колледжа.
Активность, исполнительская дисциплина, инициатива студентов анализируется куратором и модераторами в балльно-рейтиговой системе.
Работа куратора как вид профессионально-педагогической деятельности обладает такими характеристиками, как целенаправленность и мотивированность. Однако основной её характеристикой является продуктивность.
Таким образом, можно сделать вывод, что преподаватель, выполняющий функции куратора студенческой группы, как менеджер, может эффективно работать: способствовать подготовке конкурентоспособного специалиста. А модераторы, активные помощники куратора, приобретают при этом универсальные навыки менеджерской деятельности и готовность к их применению в практических ситуациях. В современных условиях это важное профессиональное требование к специалисту по информационным системам.

Литература:

 

    • Профессиональные стандарты в области информационных технологий – М. : АП КИТ, 2008. – 616 с.: ил.табл.
    • Л. В. Кудашева «Роль куратора в формировании студенческого коллектива»  //СПО  (приложение), 2012. №1. С.152-155.
    • Е. П. Милойчикова«Об аспектах работы куратора учебного заведения среднегопрофессионального образования» //СПО (приложение), 2012. №3. С.83-86.
    • Н. Е. Эрганова. Методика профессионального обучения: Учебн.пособие.3-е изд., испр. И доп.- Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.-150 с.

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн