Место работы:
преподаватель специальных дисциплин 1 квалификационной категории ГБОУ СПО «Краевой политехнический колледж» г. Чернушка, Пермский край
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ»
В работе представлена возможность использования кейс-технологии, как практико-ориентированного аспекта современного образования в условиях реализации новых ФГОС-ов, в процессе преподавания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация».
«В настоящее время ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности» - (Байденко В., Болотов В.А., Борисенков В.П., Сериков В.В.).
Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности.
Для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход, который ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций.
Суть кейс-технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Представленный для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию. Во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. В третьих, требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений.
Возможность использования кейс–технологии в преподавании дисциплины «Метрология».
Главным условием использования кейс–метода в обучении той или иной дисциплине, является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения студентами.
Противоречия, используемые для разработки ситуаций и заданий в преподавании “Метрологии”, могут быть между:
- известными и новыми для студентов фактами;
- имеющимися у студентов знаниями и теми, которые нужны для решения задачи;
- многообразием знаний и необходимостью выбирать лишь такое, использование которого может обеспечивать правильное решение задачи,
- сложившимися способами использования знаний и необходимостью видоизменить эти способы в новых практических условиях;
- теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;
- знаниями студентов и теми требованиями, которые предъявляются к ним при решении проблемной задачи, (студент убеждается, что его знаний начинает недоставать или они элементарны, у него возникает потребность в приобретении новых теоретических знаний и практических умений),
- новыми условиями использования своих знаний, т.е. поиск путей применения знаний на практике.
Студент оказывается в состоянии затруднения, вызванного осознанием этого противоречия, в его мышлении зарождаются вопросы, отражающие суть возникших проблем. Разрешить возникшие трудности студент может лишь в результате собственной познавательной или исследовательской активности.
Использование кейс–метода позволяет ввести студента в состояние интеллектуального напряжения, вызывающего потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу дисциплины «Метрология», обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.
Методика преподавания дисциплины «Метрология»
по кейс–технологии
Средством для достижения поставленных целей преподавания «Метрологии» является кейс, как пакет документов для работы студентов.
Структура и содержание кейса:
- предъявление темы программы и урока, проблемы, вопросов, задания;
- подобное описание практических ситуаций;
- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
Учебно–методическое обеспечение:
- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
- рекомендации “Как работать с кейсом”;
- литература основная и дополнительная;
- режим работы с кейсом;
- критерии оценки работы по этапам.
Порядок (алгоритм) работы:
№ п/п |
Наименование этапа УЗ
|
Время этапа УЗ
|
1
|
Подготовка к занятию преподавателем и студентами
|
Домашняя работа
|
2
|
Организационная часть. Выдача кейса
|
5
|
3
|
Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом. Получение дополнительной информации
|
10
|
4
|
Проверка усвоения теоретического материала по теме
|
10
|
5
|
Работа студентов в микрогруппах
|
30
|
6
|
Дискуссия (коллективная работа студентов)
|
15
|
7
|
Оформление студентами итогов работы
|
15
|
8
|
Подведение итогов преподавателем
|
5
|
Методика каждого этапа.
1. Подготовка к занятию преподавателем и студентами. На этом этапе преподаватель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывается:
- учебный материал большого объема запоминается с трудом;
- учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие;
- выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.
2.Организационная часть традиционна по своему содержанию и методике проведения.
3. Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом. Студенты на данном этапе занятия работают с учебно – методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации.На этом этапе каждый студент должен знать, что делать и как работать с практическими ситуациями.
4. Проверка усвоения изученного материала. Так как студенты самостоятельно по кейсу изучают новый материал, необходимый для выполнения практического задания, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)
5. Работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс-методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как студенты разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу. Студенты слушают друг друга, говорят сами, записывают, анализируют полученный результат, при этом спорят, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии.
6. Дискуссия. Особое внимание при работе в малых группах обращаем на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование. Результатом дискуссии является принятие единого, наиболее оптимального принятого после обсуждения экспертами совместно с преподавателем решения.
7. Оформление студентами итогов работы. На данном этапе происходит исправление замечаний, сделанных экспертной группой и преподавателем, внесение исправлений в чертежи. Наличие данного этапа не обязательно при условии правильного выполнения задания всеми группами. Можно совместить этот этап с дискуссией или подведением итогов.
8. Подведение итогов преподавателем. Этот этап также можно совместить с дискуссией. На этом этапе принимается коллективное решение проблемы, ситуации, поэтому студенты должны знать как, когда, в каком виде оформляется их решение.
Технологическая карта учебного занятия
с использованием кейс–технологии обучения
Раздел программы: Обеспечение качества продукции.
Тема раздела: Ответственность за нарушение государственных стандартов при производстве продукции
Тема занятия: Закон «О защите прав потребителей», цель, функции и применение
Цель занятия:
1) Знакомство студентов с Федеральным законом «О защите прав потребителей», его целями и областью применение.
2) Развитие самостоятельности у студентов в работе.
3) Развитие умения работать с нормативными документами.
4) Формирование коммуникативных качеств студентов.
5) Воспитание культуры речи.
Оснащение:
- ФЗ «О техническом регулировании» №184 от 27 декабря 2002 г. (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 01.05.2007 N 65-ФЗ) 10 шт.
- ФЗ «О стандартизации» №51154-1 от 10 июня 1993г. (в ред. Федеральныхзаконов от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.07.2002 N 87-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ) 10 шт.
- ФЗ «О защите прав потребителей» (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ) 10 шт
- Кейс № 6 – 10 шт.
- Медиапроектор, экран
Межпредметные связи: Право.
Этапы занятия:
Метод обучения: беседа.
1. Взаимное приветствие.
2. Отметка присутствующих.
?I. Актуализация и объяснение нового материала.
Методы обучения: проблемный, объяснение, демонстрация кейса, слайдов, работа с нормативными документами.
1. Записать тему занятия.
2. Указать цель занятия.
3. Объяснить правила работы с кейсом.
4. Указать критерии оценки.
5. Назначить экспертов.
?I?. Самостоятельная работа.
Метод обучения: частично–поисковый.
Прочитать кейс.
Найти новый способ решения проблемы.
IV. Проверка усвоения.
Метод обучения: эвристический.
Работа в микро группах, наблюдение, инструктаж.
Обсудить результаты работы с кейсом.
Выделить лучший проект решения.
Отработать групповые варианты модели решения проблемы.
Подготовить материал для дискуссии.
V. Закрепление.
Показ вариантов дискуссии.
Выслушать вариант решения проблемы каждой микро группы.
При этом полученные знания корректируются, уточняются, дополняются.
Нахождение оптимального решения проблемы.
VI. Подведение итогов
Метод обучения: беседа.
Выбрать лучший вариант решения проблемы.
Отметить работу в микро группах.
Оформить результаты дискуссий.
Выставить оценки.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
- Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?//Обучение за рубежом,№7,2000
- Маргвелашвили Е.О месте "кейса" в российской бизнес-школе //Обучение за рубежом,№ 10, 2000
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование,1998. – 256 с.
- Смолянинова О.Г.Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов
- Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ
|