Официальный сайт jhealth 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Григорьева Е.Ф. Методика управления качеством языковой и лингвистической подготовкой учащихся

Автор: 
Григорьева Евгения Федоровна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Чамеревская СОШ» Судогодского района Владимирской области

Методика управления качеством языковой и лингвистической подготовкой учащихся

(Методические рекомендации)

                              
Презентация

В настоящее время современная педагогическая методика ищет новые рациональные пути обучения и воспитания школьников. Предлагаю педагогическому сообществу наиболее эффективные способы и приемы работы из собственной методической системы " Методика управления качеством языковой и лингвистической подготовкой учащихся через реализацию принципов личностно - ориентированного подхода к обучению".

Данный опыт работы предлагается вниманию учителей русского языка и литературы, уделяющих в своей деятельности особое внимание социальному заказу общества, реальным потребностям практики, учителям, испытывающим затруднения по оптимизации процесса преподавания  предметов «русский язык» и «литература», ориентирующих свою педагогическую деятельность на формирование устойчивой мотивации к предметам филологического цикла, развитие познавательных интересов и личностного потенциала   учащихся.

Начиная с 5 класса мои воспитанники ведут по русскому языку тетрадь - справочник, в которой  отражен способ «блочной подачи материала»* (примеч./ курсив – авт. опыта). Это одна из форм фиксации  и оценивания учебных достижений учащихся, формирования ключевых компетенций, инструмент самоконтроля,  систематизации ЗУН, ценный помощник при подготовке к итоговой аттестации.  
Идея использования такого инструмента не нова.В педагогическойпрактикеона широко распространена. К современным УМК есть приложения, отдельные печатные материалы справочного характера.
Отличительной особенностью тетради – справочника автора данного опыта является индивидуализированный подход учителя и учащихся к ее наполнению материалом лингвистического характера, способам оформления  содержания.

Ключевые темы языкознания (по стилистике языка, изобразительным средствам,  нормам правописания («НЕ с различными частями речи «, «Н и НН в различных частях речи», «Слитное и дефисное написание различных частей речи», «Чередование гласных в корне слова», «О и Е в различных частях речи» и др.) предлагаю учащимся объединять в отдельные блоки, что позволяет выстроить систему в изучении языка.  

Приемы работы с содержанием тетради – справочника.
1. Прочитай параграф учебника и составь кластер, таблицу, план, план – конспект, опорную схему предлагаемого теоретического материала учебника. (Такой вид работы можно проводить как в классе, так и дома.

______________________________________________________________
*данный  способ работы используется также на уроках литературы, МХК, во внеурочной деятельности.

 

Полученный продукт мышления, воображения, творческого преобразования обсуждаем в классе, вносим коррективы, записываем  в тетрадь – справочник.)

    IMG_0178               IMG_0179

2. Повтори материал по теме и составь устное высказывание на лингвистическую тему.
3. Создай  мини – проект  (индивидуализированный подход в работе с  материалом тетради – справочника, систематизирующий знания по определенной теме, языковому явлению).
4.Создание на базе материала тетради лингвистических проектов творческого характера -  продукта творческого преобразования лингвистической (языковой)  информации и т.д.

Автор данного опыта использует тетрадь – справочник в практике своей работы 33 года. Ее внедрение в учебный процесс имеет только положительные отзывы со стороны родителей и учащихся. Кроме того, языковой материал, «пропущенный через свое «я»», способствует более прочному, осознанному освоению родного языка. Отличительная особенность использования такого инструмента заключается в оптимизации процесса преподавания предмета «русский язык», т.к  высвобождается время от бессистемного, разрозненного (значит, бессмысленного – авт.) повторения, усвоения основ языка на разных этапах его преподавания (объяснение , систематизация, контроль  материала).

При использовании   способа  «блочной подачи материала» в целом речь идет об экономии учебного времени, системно – деятельностном подходе в  обучении.

Опорные схемы, таблицы, кластеры, планы - конспекты лингвистического материала, занесенного в тетрадь – справочник, являются как авторскими (учителя, учащихся), так и заимствованными (авторов УМК, лингвистических справочников разной направленности, методических пособий – передового педагогического опыта). Справочный материал составляется, дополняется, совершенствуется, углубляется на разных этапах учебного процесса.

Оформленный графически теоретический материал    полезен только в том случае, если является   частью целостной методической системы учителя.

Приемыработы с таким инструментом  представлены   на областном научно – практическом семинаре  «Новые формы контроля и диагностики учебных достижений учащихся»  (секция «Индивидуальная контрольно – диагностическая система учителя – словесника в системе мониторинга образовательного учреждения»).

Автору данного опыта работы в настоящее время известны передовые педагогические идеи В.Ф. Шаталова, выдающегося педагога - новатора современности, работавшего в этом направлении (до  90 – ых годов о его существовании не предполагала).

Общее в подходе: максимум информации при минимуме ее объема; максимум самостоятельности и максимум контроля; максимальная загрузка учителя и максимальное облегчение его труда. Ученики поставлены в такое положение, что на каждом этапе они предельно заинтересованы в работе.
Но, в отличие от его метода, основанного на готовой подаче учебного материала, зашифрованного  с помощью ключевых слов, букв-сигналов,

чертежей  (например, так http://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/000018.jpg),* мною используется авторский, индивидуализированный, творческий (учителя и ученика) подход в одном из способов подачи учебного материала.

Приведу пример поэтапных действий учителя при  создании продукта  учебной деятельности учащихся по русскому языку по теме «Имя существительное. Итоги темы.».

Учитель: 1.Дайте определение имени существительного с точки зрения семантики.
2.Перечислите постоянные признаки этой части речи, расскажите, что лежит в основе понимания того или иного морфологического признака.
3.Перечислите непостоянные признаки существительного. Охарактеризуйте их.
4.Какую роль имя существительное играет в предложении?
5.Подготовьте  устное выступление на лингвистическую тему «Что я знаю об имени существительном?»
6.Составьте план, таблицу, план – конспект, кластер, алгоритм вашего выступления (или иной продукт  преобразования лингвистической информации).

Учащиеся: выполняют задание в школе или дома.
Результатом  деятельности учащихся может стать опорный конспект, мини- проект:

 

______________________________________________________________
*  Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. // Проф. техн. образование. – М.: 1987, № 7.

                         

 

Лингвистический клип (авторская идея учителя) – «склеивание» нескольких кадров в наглядный лингвистический сюжет, продукт творческого преобразования лингвистической информации, своеобразный инструмент контроля и самоконтроля. (Приложение №1)

На примере одной языковой единицы (чаще всего слова или звука) ученик повторяет, приводит в систему  материал по всем разделам лингвистики (от фонетики до текстоведения: терм. С,И. и В.В. Львовых) и оформляет его в виде фрагментов («кадров»). На одном «кадре» запечатлевается  информация по одному из разделов языкознания в виде плана, таблицы, другого графического изображения материала, иногда оформленного в рисунке (у каждого ученика свое представление по оформлению «кадра» и наполнению его содержанием).

Такой продукт деятельности может быть предметным, межпредметным, надпредметным, являет собой своеобразную  индивидуализированную информацию, результат воображения и мышления учащегося.

                      

                   
Выбранные мною организационные формы, способы, приемы обучения помогают   реализовать цели, задачи собственной педагогической деятельности, способствуют   реализации в современной школе личностно - ориентированного подхода в обучении, в т.ч. к индивидуализированной диагностике учебной деятельности учащихся.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн