Автор:
Григорьева Евгения Федоровна
Место работы:
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Чамеревская СОШ» Судогодского района Владимирской области
Методика управления качеством языковой и лингвистической подготовкой учащихся
(Методические рекомендации)
Презентация
В настоящее время современная педагогическая методика ищет новые рациональные пути обучения и воспитания школьников. Предлагаю педагогическому сообществу наиболее эффективные способы и приемы работы из собственной методической системы " Методика управления качеством языковой и лингвистической подготовкой учащихся через реализацию принципов личностно - ориентированного подхода к обучению".
Данный опыт работы предлагается вниманию учителей русского языка и литературы, уделяющих в своей деятельности особое внимание социальному заказу общества, реальным потребностям практики, учителям, испытывающим затруднения по оптимизации процесса преподавания предметов «русский язык» и «литература», ориентирующих свою педагогическую деятельность на формирование устойчивой мотивации к предметам филологического цикла, развитие познавательных интересов и личностного потенциала учащихся.
Начиная с 5 класса мои воспитанники ведут по русскому языку тетрадь - справочник, в которой отражен способ «блочной подачи материала»* (примеч./ курсив – авт. опыта). Это одна из форм фиксации и оценивания учебных достижений учащихся, формирования ключевых компетенций, инструмент самоконтроля, систематизации ЗУН, ценный помощник при подготовке к итоговой аттестации.
Идея использования такого инструмента не нова.В педагогическойпрактикеона широко распространена. К современным УМК есть приложения, отдельные печатные материалы справочного характера.
Отличительной особенностью тетради – справочника автора данного опыта является индивидуализированный подход учителя и учащихся к ее наполнению материалом лингвистического характера, способам оформления содержания.
Ключевые темы языкознания (по стилистике языка, изобразительным средствам, нормам правописания («НЕ с различными частями речи «, «Н и НН в различных частях речи», «Слитное и дефисное написание различных частей речи», «Чередование гласных в корне слова», «О и Е в различных частях речи» и др.) предлагаю учащимся объединять в отдельные блоки, что позволяет выстроить систему в изучении языка.
Приемы работы с содержанием тетради – справочника.
1. Прочитай параграф учебника и составь кластер, таблицу, план, план – конспект, опорную схему предлагаемого теоретического материала учебника. (Такой вид работы можно проводить как в классе, так и дома.
______________________________________________________________
*данный способ работы используется также на уроках литературы, МХК, во внеурочной деятельности.
Полученный продукт мышления, воображения, творческого преобразования обсуждаем в классе, вносим коррективы, записываем в тетрадь – справочник.)
2. Повтори материал по теме и составь устное высказывание на лингвистическую тему.
3. Создай мини – проект (индивидуализированный подход в работе с материалом тетради – справочника, систематизирующий знания по определенной теме, языковому явлению).
4.Создание на базе материала тетради лингвистических проектов творческого характера - продукта творческого преобразования лингвистической (языковой) информации и т.д.
Автор данного опыта использует тетрадь – справочник в практике своей работы 33 года. Ее внедрение в учебный процесс имеет только положительные отзывы со стороны родителей и учащихся. Кроме того, языковой материал, «пропущенный через свое «я»», способствует более прочному, осознанному освоению родного языка. Отличительная особенность использования такого инструмента заключается в оптимизации процесса преподавания предмета «русский язык», т.к высвобождается время от бессистемного, разрозненного (значит, бессмысленного – авт.) повторения, усвоения основ языка на разных этапах его преподавания (объяснение , систематизация, контроль материала).
При использовании способа «блочной подачи материала» в целом речь идет об экономии учебного времени, системно – деятельностном подходе в обучении.
Опорные схемы, таблицы, кластеры, планы - конспекты лингвистического материала, занесенного в тетрадь – справочник, являются как авторскими (учителя, учащихся), так и заимствованными (авторов УМК, лингвистических справочников разной направленности, методических пособий – передового педагогического опыта). Справочный материал составляется, дополняется, совершенствуется, углубляется на разных этапах учебного процесса.
Оформленный графически теоретический материал полезен только в том случае, если является частью целостной методической системы учителя.
Приемыработы с таким инструментом представлены на областном научно – практическом семинаре «Новые формы контроля и диагностики учебных достижений учащихся» (секция «Индивидуальная контрольно – диагностическая система учителя – словесника в системе мониторинга образовательного учреждения»).
Автору данного опыта работы в настоящее время известны передовые педагогические идеи В.Ф. Шаталова, выдающегося педагога - новатора современности, работавшего в этом направлении (до 90 – ых годов о его существовании не предполагала).
Общее в подходе: максимум информации при минимуме ее объема; максимум самостоятельности и максимум контроля; максимальная загрузка учителя и максимальное облегчение его труда. Ученики поставлены в такое положение, что на каждом этапе они предельно заинтересованы в работе.
Но, в отличие от его метода, основанного на готовой подаче учебного материала, зашифрованного с помощью ключевых слов, букв-сигналов,
чертежей (например, так ),* мною используется авторский, индивидуализированный, творческий (учителя и ученика) подход в одном из способов подачи учебного материала.
Приведу пример поэтапных действий учителя при создании продукта учебной деятельности учащихся по русскому языку по теме «Имя существительное. Итоги темы.».
Учитель: 1.Дайте определение имени существительного с точки зрения семантики.
2.Перечислите постоянные признаки этой части речи, расскажите, что лежит в основе понимания того или иного морфологического признака.
3.Перечислите непостоянные признаки существительного. Охарактеризуйте их.
4.Какую роль имя существительное играет в предложении?
5.Подготовьте устное выступление на лингвистическую тему «Что я знаю об имени существительном?»
6.Составьте план, таблицу, план – конспект, кластер, алгоритм вашего выступления (или иной продукт преобразования лингвистической информации).
Учащиеся: выполняют задание в школе или дома.
Результатом деятельности учащихся может стать опорный конспект, мини- проект:
______________________________________________________________
* Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. // Проф. техн. образование. – М.: 1987, № 7.
Лингвистический клип (авторская идея учителя) – «склеивание» нескольких кадров в наглядный лингвистический сюжет, продукт творческого преобразования лингвистической информации, своеобразный инструмент контроля и самоконтроля. (Приложение №1)
На примере одной языковой единицы (чаще всего слова или звука) ученик повторяет, приводит в систему материал по всем разделам лингвистики (от фонетики до текстоведения: терм. С,И. и В.В. Львовых) и оформляет его в виде фрагментов («кадров»). На одном «кадре» запечатлевается информация по одному из разделов языкознания в виде плана, таблицы, другого графического изображения материала, иногда оформленного в рисунке (у каждого ученика свое представление по оформлению «кадра» и наполнению его содержанием).
Такой продукт деятельности может быть предметным, межпредметным, надпредметным, являет собой своеобразную индивидуализированную информацию, результат воображения и мышления учащегося.
Выбранные мною организационные формы, способы, приемы обучения помогают реализовать цели, задачи собственной педагогической деятельности, способствуют реализации в современной школе личностно - ориентированного подхода в обучении, в т.ч. к индивидуализированной диагностике учебной деятельности учащихся.
|