Место работы:
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, победитель конкурса «Лучший учитель - 2012» МАОУ «Гимназия №139» г. Казани
День русского языка в школе в воспитании интереса учащихся к русскому языку
Учителя и учащиеся часто задумываются, как сделать так, чтобы на уроках было интересно, чтобы школьники занимались с увлечением. Учителя используют дифференциацию на уроках, проводят интересные ролевые игры и семинары, школьники участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах. Какие есть инструменты повышения популярности русского языка? Как сделать так, чтобы ученики с интересом изучали этот сложный предмет? А на уроках дети удивлялись, познавая новое? И наш творческий коллектив нашел ответ на эти вопросы!
Педагоги и Совет министров, состоящий из учащихся МБОУ «Гимназии №139» г. Казани, нашли еще одно направление в работе, которое развивает творческие и интеллектуальные способности ученика. В Совет министров входят самые активные учащиеся 2-11 классов.
В гимназии проводится большой праздник – День русского языка. Он проходит в необычном месте, с самым большим привлечением учащихся, родителей, преподавателей ВУЗов, с самым широким освещением. Рамки одного отведенного дня слишком малы для праздника. День русского языка плавно перерос в неделю.
За 2 недели до Дня русского языка появляется информационное освещение акции в местном СМИ (школьная газета «Крылья», радиоузел «FM 139») “Только в один день в году – в День русского языка - вы получаете уникальное предложение – в соревновании с другими умнейшими измерить свой коэффициент интеллекта и, возможно, выиграть приз!”
А в это время директор и заместители директора готовятся к этому Дню. Создается оргкомитет из самых творческих учителей и учеников, куда входят педагоги – победители конкурса «Лучший учитель года», «Наш лучший учитель», «Наш новый учитель», «Учитель исследователь», президенты и министры образования из классных коллективов с 1 по 11 класс. Каждый ученик может предложить оргкомитету любую идею популяризации русского языка. Это могут быть как какие-либо игры с изюминкой, так и любые иные мероприятия, популяризирующие культуру, знания, образование – весь спектр понятий, входящих в сферу интеллекта. Наш Совет гимназистов назначает руководителями секций учащихся – победителей олимпиад, конкурсов, конференций. При подготовке к этому празднику учителя советуются с учащимися, подсказывают интересные идеи. Мы чувствуем, что этот День объединяет наши стремления, ставит перед нами одинаковые задачи.
21 февраля (в Международный День родного языка) гимназия превращается в большой Дом знатоков русского языка.
На 1 этаже можно ознакомиться с газетами –проектами «Это интересно», «Что такое? Кто такой?», «Занимательно о русском языке», «Вести с уроков», просмотреть книги по истории письменности, занимательные материалы о русском языке, словари. На 2 этаже размещается выставка проектных работ учителей и учащихся, на стенах расклеены листы «Говори и пиши правильно». В правой рекреации можно встретиться с психологом, социальным педагогом гимназии и пройти тест в форме он-лайн «Хочу все знать». На 3 этаже на интерактивной доске учащиеся показывают фильм о казанской лингвистической школе, о жизни великих ученых Республики Татарстан. Учителя русского языка организовывают выставку методических пособий, альманахов «Поиск. Наука. Творчество».
Классные руководители и представители Совета гимназии в 10.00. часов раздают всем школьникам путевые листы, где на каждой секции члены жюри должны выставить баллы.
В этот день создана мотивирующая среда, которая делает учебный процесс более привлекательным, развивает индивидуальные особенности школьников. Участие в празднике способствует повышению мотивации к изучению русского языка, развитию лингво-культурных интересов и потребностей, формированию устной и письменной речи, творческих возможностей. У каждого ученика появляется стремление узнать больше о русском языке, быть лучше в речевом общении. В этот День мы узнаем, что учителя могут быть не только строгими и требовательными, но и могут увлекать, петь и танцевать.
На первом этапе каждый ученик получает вопросник с заданиями на смекалку, знание материала школьной программы и работает в секции «Хочу все знать», которая длится 45 минут. Рабочая группа, состоящая из педагогов, лучших учащихся, проверяет ответы, выставляет в путевой лист баллы. Те ученики, которые набирают больше 45 баллов (максимальное количество баллов 70), проходят во второй тур. Остальные ученики в дальнейшем могут участвовать в игре «Самый умный», поиграть в языковое лото, послушать лекцию преподавателя вуза, выступления учеников на конференции.
Следующий этап проходит в спортивном зале. Здесь учащиеся проходят по секциям «Словари – наши добрые помощники»», «Говорите правильно», «Лучший теоретик русского языка», «Я вам пишу…». Состязание предполагает наличие у учащихся таких способностей, как умение находить нестандартное решение, проводить анализ данных, аргументировать свой ответ. Особенно интересные ситуации на секции «Слово – мысль – образ: лингвистический анализ текста», где учащиеся работают над минипроектами.
По итогам 2 тура надо набрать максимальное количество баллов - 35. Учащиеся с удовольствием выполняют задания, пишут небольшие рассказы, выпускают тематические газеты. В третий тур проходят победители.
Самые сложные задания подготовлены для этого этапа.
Секции «Я – исследователь». Исследовательские проекты представляют собой творческую учащегося (или группы учащихся), выполненную под руководством научного руководителя за рамками школьной программы по одному или нескольким из учебных предметов (сопоставительное языкознание, лингвистические аспекты русского языка и т.д.). Членами жюри являются приглашенные преподаватели ВУЗов, родители, представители Совета гимназистов. Работы оцениваются по следующим критериям:
- степень самостоятельности автора;
- логика изложения, убедительность рассуждений;
- эрудированность автора при ответах на вопросы;
- использование знаний вне школьной программы;
- наглядность представления работы;
- исследовательский, творческий характер работы.
Полученные баллы выставляются в путевой лист.
Далее школьники проходят секцию «Что? Где? Когда?», которая проводится в актовом зале. Вопросы для этой игры подбирают учащиеся- члены научного общества школьников «Интеллектуал». Они обращаются к справочной литературе, словарям, научным трудам.
Вся работа направлена на повышение престижа знаний, образования, интеллекта, отвечает уставным целям Дня русского языка.
Выявлены победители - самые интеллектуальные гимназисты, знатоки русского языка.
Завершающим этапом Дня русского языка становится награждение победителей. Праздник заканчивается концертом, посвящённым русской песне.
По отзывам самих учащихся, родителей День русского языка – самый интересный школьный праздник, где можно каждому показать не только то, на что он способен, но и то, к чему стремится как современная языковая личность.
Всё это, безусловно, заслуга педколлектива гимназии, её руководства.
|