Автор:
Попова Татьяна Васильевна
Место работы:
учитель математики МБОУ «Цнинская СОШ №2»Тамбовского района
Метод проектов в обучении математики
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики стало особо актуальным, на фоне информатизации школьного образования и разнообразного использования компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе.
Сегодня учителей волнуют вопросы будущего школы и системы образования. Что нужно современному ученику, чтобы комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях? Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой встаёт задача подготовки выпускников, соответствующих запросам общества: способных грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы, предлагать способы решения проблемы, сопоставлять с аналогичными или альтернативными вариантами решения и т.д.), коммуникативных, умеющих работать в группе.
Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения этой задачи. Это возможно только при использовании новых образовательных и информационных технологий в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи ученик – предметно-информационная среда - учитель.
Для достижения этой задачи в последние годы всё чаще в своей работе использую метод проектов, т.е. организацию исследовательской деятельности учащихся, что позволяет не только и не столько учить, сколько помогает учиться, направлять познавательную деятельность обучаемого. Ведущая роль отводится развитию умений пользоваться знаниями. Главное утверждение данной педагогической технологии – знания должны быть востребованы в собственном социальном опыте.
Использование метода проектов в моей работе, дало положительные результаты. Умения и навыки, развитые у детей, в ходе работы над проектом, повышают мотивацию к обучению, развивают интеллект ребёнка, повышают качество знаний, обеспечивают гибкость управления учебным процессом, что повышает эффективность обучения.
Мои ученики выполнили следующие проекты: «Геометрическая прогрессия и геометрия фракталов», «Математика на кухне: а площадь, у Вас какая?», «Секреты кривой линии», «Построение сечений многогранников» и другие. Эти проекты были успешно защищены на научно-практических конференциях муниципального уровня.
В своей работе наиболее часто использую исследовательский и творческий проекты, но всё, же любой проект требует творческого подхода.
Метод исследовательских проектов наиболее важен при работе со старшеклассниками. Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний и непосредственного участия в исследовательской работе.
Основные этапы работы в исследовательском проекте – погружение в проект, планирование работы, поиск информации, обобщение результатов и выводов, презентация, оценка и рефлексия.
Однако выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить полученные знания на практике, например: оформить стенд, альбом, подготовиться к конференции и многое другое.
Чтобы старшеклассники с интересом включались в работу над исследовательским проектом, я начинаю с пятого класса формировать у учащихся исследовательские навыки не только на уроках, но и во внеклассной работе.
Элементы исследовательской деятельности должны присутствовать, на мой взгляд, по возможности на каждом уроке. В своей работе сначала учу детей работать самостоятельно (работа над текстом учебника, составление конспектов), затем в парах (отработка теоретического материала, игры «Расскажи соседу», «Найдите ошибку» и т.д.) и потом в группах. В дальнейшем я чередую эти виды работ.
Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время - это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное и длительное по времени общение ученика и учителя в рамках этой работы позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления ребёнка и в результате предложить ему то дело, которое для него будет интересно, значимо и на которое он с охотой будет тратить свое время.
Кроме этого следует учесть, что исследовательская работа – это не только условие успешной самореализации творческой личности, но и возможность общения с единомышленниками, сверстниками и взрослыми. С работами, выполненными в школе, мои ученики выступают не только на научно-практических конференциях в базовой школе, но и в районе, а так же принимают участие в международном конкурсе проектов «Математика и проектирование». Вся эта работа направлена на приобретение навыков выступления перед публикой, умений чётко излагать свои мысли, анализировать, обобщать, делать выводы.
Анализ литературы и практика организации исследовательской деятельности позволяют нам сделать вывод о больших возможностях этой работы. Ведь важен не только конечный результат, но и поиск его, творческая активность, исследовательский опыт, сам процесс творчества.
Диагностика учащихся показала, что времени, отведённого на исследовательские работы, достаточно. Работа над проектом не отвлекает от других дел, а наоборот, заставляет быть более организованными. Ребята считают, что в данном направлении стоит работать - это им интересно. Метод проектов позволяет учащемуся работать в своём собственном режиме, не создавая дискомфорта, существенно повышая уровень индивидуализации обучения.
|