Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тикарь П.В. Урок информатики как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Автор: 
Тикарь Павел Владимирович
Место работы: 
Учитель информатики Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 Муром, Владимирская область

 

Тема самообразования: Урок информатики как средство формирования ключевых компетенций учащихся

 

Введение

 

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, сформулированы и представлены в образовательном стандарте.

 

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции". Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

 

С 1992 года, когда впервые на официальном уровне термин "ключевые компетенции" появился в проекте Совета Европы "Среднее образование в Европе", проблема описания состава ключевых компетенций и процесса их формирования решалась, в основном, в рамках профессионального образования как в зарубежной теории и практике (С. Шо, Б. Оскарссон, А. Шелтон, Р. Селман и др.), так и в отечественной (В.И. Байденко, А.М. Новиков, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Э.Ф. Зеер, В.А. Кальней и др.).

 

Отмечая неразработанность данной проблемы в образовательном пространстве средней школы, в качестве примера реализации направлений компетентностного подхода в отечественной педагогике и психологии в Стратегии модернизации общего образования указаны работы И.Я. Лернера, В.В. Краевского, Г.П. Щедровицкого, В.В. Давыдова и их последователей.

 

Такие исследователи как В.А. Болотов, В.В. Сериков, С.Е. Шишов, И.Г. Агапов, А.А. Хуторской раскрывают основные направления в процессе реализации компетентностного подхода в средней школе. Однако, несформированность подходов к определению базовых компетенций, неразработанность дидактического объема универсальных умений и навыков затрудняют разработку и применение в образовательном процессе технологий, формирующих эти ключевые компетенции.

 

Таким образом, возникло противоречие между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики в образовательном процессе, в частности, в обучении информатике.

 

Данное противоречие говорит об актуальности.

 

Проблема исследования заключается в разработке приемов формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках информатики.

Объект - ключевые компетенции на уроках.

Предмет - урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Цель - рассмотреть урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Задачи.
Провести анализ литературы по компетентностному подходу.
Рассмотреть классификации ключевых компетенций различных авторов.
Рассмотреть урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Методы исследования:
эмпирические: анализ педагогической, психологической, методической литературы, изучение нормативной документации по изучаемой теме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрена возможность реализации компетентностного подхода и формирования ключевых компетенций, выделенных А.В. Хуторским, на уроках информатики

 

Глава 1. Понятие компетентностного подхода к обучению

В последнее время все чаще стали употребляться термины "компетенция", "компетентность", "компетентностный подход". Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержания общего образования читаем: "... основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах" [16]. Есть специальные статьи, посвященные этому вопросу.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010г. в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход. Что же представляет собой это нововведение?
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы - формирование ключевых компетенций.

То есть в основе компетентностного подхода лежат понятия "компетенция"/"компетентность". Многообразие подходов к определению данных терминов создает определенные проблемы для их осмысления и понимания содержания самого компетентностного подхода. В научно-исследовательской среде данные понятия либо отождествляются (Л.Н. Болотов, B. C. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков), либо дифференцируются. Подробно этот вопрос рассматривается И.А. Зимней, которая выделяет основанный на компетенции подход, подчеркивающий "практическую, действенную сторону, тогда как подход, основанный на понятии "компетентность", оно включает собственно личностные (мотивация, мотивационно-волевые и др.) качества, определяется как более широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования" [8].

Толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова трактует слово "компетентность" как "осведомленность, авторитетность", знание в какой-либо области, а "компетенция" рассматривается как "1) круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом;
2) круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)" [17].
Более подробную трактовку этих терминов дает А.В. Хуторской: "Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности" [18]. Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией - значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

И.А. Цецорин рассматривает компетентность как комплекс "освоенных личностью" компетенций".

В документе "Стратегия модернизации российского образования" рекомендуется не противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам, поскольку понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания - умения - навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда). Отмечается также, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др. [3].

Исходя из всех данных выше определений, можно сказать, что наиболее полную трактовку понятий "компетенция" и "компетентность" дал А.В. Хуторской, поэтому их мы и будем придерживаться в данной работе.
Таким образом, можно дать следующее определение компетентностному подходу: компетентностный подход - подход в обучении, для которого характерны овладение учеником знаний и умений в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.

Глава 2. Ключевые компетенции учащихся

Важнейшая цель образования, отраженная в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" - это: "формирование общеобразовательной школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания образования" [11].
Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:
ценностно-смысловые компетенции,
общекультурные компетенции,
учебно-познавательные компетенции,
информационные компетенции,
коммуникативные компетенции,
социально-трудовые компетенции,
компетенции личностного самосовершенствования [6].
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом [13].
Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира [20].
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания [24].
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире [10].
Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области [20].
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности [2].
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности [19].

Глава 3 Урок информатики как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?
Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств.
Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт между учениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.
В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут, младшие завидуют старшим, изучающим информатику. Некая изначальная "романтизация" компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания, органичного внедрения компетентностного подхода [5].
Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.
Как было уже сказано выше, нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:
Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.),
Владение способами работы с информацией:
поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
извлечение информации с различных носителей;
систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
технические навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.)
Владение навыками работы с различными источниками информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)
Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.)
Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач [21].
Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:
Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.).
Ведение диалога "человек" - "техническая система" (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.).
Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.).
Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.).
Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне).
Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.).
Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.) [12].
Мы описали ключевые компетенции, традиционно рассматриваемые в качестве приоритетных на уроках информатики, хотя логичнее и правильнее было бы начать именно с этой компетенции - ценностно-смысловой. Именно умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Итак, в деятельностной форме суть ценностно-смысловой компетенции можно представить так:
Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.).
Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)).
Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию [23].
В старших классах уделяется особое внимание социально-трудовым компетенциям, но и на уроках в начальном и среднем звене для их формирования можно и нужно найти место:
Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, «юзабилити» сайта, функциональность базы данных и т.п.).
Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям).
Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.) [9].
Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих проектов на уроках информатики. В деятельностной форме ее можно описать так:
Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков).
Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.) [7].
Можно встретить рассуждения о том, что главенствующую роль необходимо отвести учебно-познавательной компетенции. Действительно, в ходе учебного процесса степень ее сформированности иногда в значительной степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:
Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием).
Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.).
Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.).
Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.).
Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций).
Создание целостной картины мира на основе собственного опыта [15].
И, в заключении, рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования. Для ее развития эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:
Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.).
Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.
Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.).
Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности) [1].
Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно "передать в ведение" конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:
коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы и т.д.);
информационной (выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада);
учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего программного обеспечения на основе предварительного плана, анализа деланного и т.п.);
общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи и др.) [5].
Таким образом, можно увидеть, что учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Нужно ли для этого перестраивать коренным образом структуру курса информатики, ждать издания новых учебников и методических комплектов? Мы полагаем, что наличие компетентностного подхода в системе образования гораздо уместнее и органичнее, чем отсутствие. Было бы прекрасно, если бы авторы учебников могли перестроиться и наполнить содержание заданий учебников соответствующими заданиями, но в рамках существующих учебных программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода. Скорректировать содержание может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели и задачи урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями.
Задачи могут быть следующих видов:

  • содержащие большой объем текстовой информации и информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
  • задачи, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию;
  • задачи, содержащие избыточную информацию или «лишние» данные;
  • задачи, с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа;
  • задачи на оптимизацию решений.

Применяя на уроках разработанные задачи, учитель может использовать и другие формы работы:

  • работа с видео и звуком;
  • работа с программами – переводчиками;
  • создание коллективных работ: презентаций, публикаций, сайтов;
  • деловые игры, творческие конкурсы, КВН и т.д.

Таким образом, компетентностный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение ученика в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и развитие личностного потенциала ученика, формирование самооценки, самоконтроля учеников и рефлексии учителя, которая позволяет добиваться лучших результатов в образовательном процессе.

 

Глава 4 Примеры реализации компетентностного подхода на уроках информатики

Рассмотрим пример реализации компетентностного подхода на уроке информатики в 5 классе.
Тема урока:
«Обработка текстовой информации. Редактирование текста»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
u        расширить представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации;
u       сформировать представление о возможностях редактирова­ния текста как наиболее важном изменении в тех­нологии подготовки текстовых документов.
Задачи урока:
Образовательные:
u     формирование знаний по редактированию текста;
u     введение понятий :
•   редактирование,
•   вставка,
•   замена,
•   удаление;
u    формирования практических навыков при обработке текстовой информации на компьютере;
развивающие:
u     развитие внимания, памяти, логического мышления;
воспитательные:
u     развить творческую активность учащихся
Используемые методы обучения:
•      по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
•      по степени взаимодействия учителя и учащихся: эвристическая беседа, самостоятельная работа;
•      по характеру познавательной деятельности учащегося и участия учителя в учебном процессе: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Основные понятия:
•   редактирование;
•   вставка;
•   замена;
•   удаление.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер, диск с презентацией. На компьютерных столах учащихся: раздаточный материал с практическими заданиями для работы на компьютере, в памяти компьютера в папке «мои документы» - файлы – заготовки.

План урока
1.      Организационный момент
2.      Актуализация опорных знаний
3.      Объяснение нового материала
4.      Физкультминутка
5.      Практическая работа на компьютере
6.      Закрепление материала
7.      Домашние задание
8.      Выставление оценок
Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент
Цель: активировать умственную деятельность учащихся.
Результативность: формирование общекультурной компетенции

 

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие учебников, тетрадей, ручек, присутствие учащихся). Тема нашего сегодняшнего урока: «Редактирование текста». Мы должны познакомиться с такими понятиями как редактирование, вставка, замена, удаление.

Слушают учителя.

Актуализация опорных знаний.
После того, как дан ответ кем-либо из учащихся, остальные ученики его "рецензируют".
Цель: активировать умственную деятельность учащихся.
Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции.

 

Прежде чем изучать новые понятия, давайте вспомним, что вы уже знаете.
Какие программы используются для обработки текста?
Перед вами окно текстового редактора. Какого? Назовите его основные элементы.
Как называется текст, созданный с помощью текстового редактора?
Назовите основные этапы подготовки документа на компьютере.

Учащиеся поднимают руки и дают ответы на поставленные вопросы.
Текстовые редакторы: WS Word, WordPad, блокнот.
WordPad. Основные элементы: Стро-ка заголовка, Панель инструментов, Панель форматирования, Строка меню, Линейка, Строка состояния.
Текстовый документ.
Ввод, редактирование, форматирование, печать.

Изучение нового материала.
Цель: сформировать представление о возможностях редактирования текста.
Результативность: формирование информационной, коммуникативной, общекультурной компетенций.

 

Мы переходим к рассмотрению второго этапа подготовки документа на компьютере – редактированию. При редактировании текста его просматривают (чтобы убедиться в правильности), исправляют обнаруженные ошибки (например, в правописании) и вносят необходимые изменения.
Вы помните, что набор текста в окне редактора начинается с места расположения курсора.
А что произойдет, когда текст достигнет правого края?
Если курсор стоит в конце абзаца, то в результате нажатия клавиши [Enter] что мы получим?
Если курсор стоит в середине абзаца, то в результате нажатия клавиши [Enter] что мы получим?
Для контроля ваших знаний
Буквы мы печатать станем.
Коль клавиатуру знаешь,
Времени не потеряешь!
Чтоб большую написать,
Надо нам …... нажать; (1)
Чтоб малютку получить,
Надо …... отключить. (2)
Написали предложение –
Ах, как сложно, ох, мучение!
Чуть оплошность допустили –
И ошибку получили.
Что же делать нам теперь?
Нам поможет только …...! (3)
Под ошибку подведи
ты курсор
И …... нажми – (3)
Вмиг исчезнет буква эта,
Словно затерялась где-то!
У Del альтернатива есть.
Это клавиша ……! (4)
Символ слева от курсора
Удаляет вместо сора!
А сейчас – еще задача.
Пусть поможет вам удача!
В конец строчки прыгнуть всем
…… поможет без проблем! (5)
А в начало чтоб попасть,
Надо срочно …… нажать! (6)
– Ой, как много текста здесь!
Как смотреть-то его весь?
– Чтоб себя не утруждать,
Постранично пролистать
Можем мы его с начала
Иль с конца, коль будет мало!
Ты на клавиши смотри –
…… - вверх,(7)
……
- вниз.(8)
Итак, ребята, мы вспомнили основные горячие клави-ши. Какие еще клавиши используются для перемещения по тексту?
Ввод текста может осуществляться в двух режимах: вставки и замены.
При вводе нового текста в режиме вставки, содержа-щийся в документе текст, сдвигается вправо от курсора.
В режиме замены старый текст удаляется и заменяется новым.
 Для переключения между двумя этими режимами используется клавиша [Insert].
Скучать сидя надоело?
Поскорей берись за дело!
Знаешь много ты теперь!
Сам себя скорей проверь.
Нужный символ нажимай
А ошибку исправляй!

 

Слушают учителя. Поднимают руки и дают ответы на поставленные учителем вопросы.

 

 

Текст автоматически переходит на новую строку внутри абзаца.
Пустую строку.

Новый абзац из текста, стоящего справа от курсора.

  • Caps Lock.
  • Caps Lock.
  • Del
  • Backspace.
  • End.
  • Номе.
  • Page Up.
  • Page Down.

 

 

 

 

 

 

 

 

Клавиши управления курсором.

 

Физкультминутка.
Цель: уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизация внимания учащихся и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала.
Результативность: формирование компетенции личностного самосовершенствования.

 

Но прежде чем мы приступим к выполнению практической работы за компьютером, давайте немного отдохнем, выполняя комплекс физических упражнений.

Выполнение комплекса упражнений под руководством физорга класса.

Практическая работа на компьютере.
Цель: формирования практических навыков при обработке текстовой информации.
Результативность: развитие информационной и коммуникативной компетенций, формирование учебно-познавательной компетенции и компетенции личного самосовершенствования.

 

Теперь пришло время работы за компьютерами. Прошу рассаживаться.
Перед вами листы с заданием к практической работе. Всего предстоит выполнить четыре задания. Нужные для работы файлы находятся в папке «Заготовки».
 В первом задании (файл «Вставка.rtf»)– вам предстоит вставить в каждое слово одну букву так, что бы получилось новое слово.
Какую букву можно вставить в слово «шар», чтобы получилось новое слово?
Правильно, букву «ф», получим слово «шарф». Как вставить букву ф?

 

Откройте документ «Удаление.rtf». Уберите в каж-дом слове одну согласную так, чтобы получилось новое слово. Какую букву можно удалить из слова «всласть», чтобы получилось новое слово?
Правильно, букву «с», получим слово «власть». Как удалить букву «с»?

 

 

 

Откройте документ «Замена.rtf». Зафиксируйте режим ввода прописных букв. Как это сделать?

Замените в каждом из приведенных слов одну букву так, чтобы получились названия городов, рек и новые слова.
Какую букву нужно заменить в слове СОКИ, чтобы получилось название города? Как включить режим «Замена»?
Правильно, букву «К» на букву «Ч». Получим название города «СОЧИ».
Какую букву нужно заменить в слове «УПАЛ», чтобы получить название реки?
Какую букву нужно заменить в слове «МАРКА», чтобы получилось новое слово?

 

 

Откройте документ «Смысл.rtf». Зафиксируйте режим ввода прописных букв. Перейдите в режим замены. Внимательно прочитайте слова каждой строки. Для каждого слова, стоящего перед скобками, найдите в скобках два самых важных слова, поясняющих его смысл. Выделите найденные слова прописными буквами.
Укажите самые важные слова в следующей строке:
Сад (растения, садовник, забор, земля, собака).

Учащиеся рассаживаются за компьютерами. Изучают листы с заданиями и начинают последовательно выполнять упражнения.
Учащиеся открывают файл «Встав-ка.rtf» (Мои документы\Школа\5 класс\Заготовки). Отвечают на вопрос учителя.
Букву «ф». Установить курсор после буквы «р» и нажать клавишу с буквой «ф».
Далее учащиеся самостоятельно выполняют первое упражнение до конца и сохраняют документ в личной папке под именем «Вставка_1.rtf».
Учащиеся открывают файл «Удаление.rtf» (Мои документы\Школа\5 класс\Заготовки). Отвечают на вопрос учителя.
Букву «с». Установить курсор после буквы «с» и нажать клавишу [Backspace]. Для удаления символа можно также использовать клавишу [Del].
Далее учащиеся самостоятельно выполняют второе упражнение до конца и сохраняют документ в личной папке под именем «Удаление_1.rtf».
Учащиеся открывают файл «Заме-на.rtf» и отвечают на вопрос учителя.
Нажать клавишу [Caps Lock].

 

Букву «К» на букву «Ч». Режим «Замена» включается нажатием на клавишу [Insert].

 

Букву «П» на букву «Р». Получим название реки «Урал».
Букву «Р» на букву «С». Получим новое слово «МАСКА».
Далее учащиеся самостоятельно выполняют третье упражнение до конца и сохраняют документ в личной папке под именем «Замена_1.rtf».
Учащиеся открывают файл «Смысл».
Переходят в режим замены. Читают задание и отвечают на вопрос учителя.

 

Самые важные слова – растения, земля. Далее учащиеся самостоятельно выполняют четвертое упражнение до конца и сохраняют документ в личной папке под именем «Смысл_1.rtf».

Закрепление материала и подведение итогов урока.
Цель: активировать умственную деятельность учащихся, формировать умение обобщать материал и делать выводы.
Результативность: формирование общекультурной и коммуникативной компетенций.

 

Сегодня мы с вами продолжили изучать,  как обрабатывать текстовую информацию на компьютере. Ответьте на следующие вопросы:
u      Что мы понимаем под редактированием текста?
u      Скажите, чем отличается режим вставки от режима замены?
u      Как происходит перемещение по тексту?
Какие задания вызвали у вас затруднения?
Учитель слушает ответы учащихся, давая необходимые пояснения. Выставляет отметки за работу на уроке. Задает домашнее задание:
§ 2.9 стр. 90-91, вопросы 5-6 стр. 94.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Редактирование – просмотр, исправление и внесение необходимых изменений в текст.
В режиме вставки символ вставляется в нужное место, сдвигая символы вправо, в режиме замены один символ заменяется на другой.
Для перемещения по тексту используются клавиши управления курсором, а также специальные клавиши (home, end, page up, page down).

Заключение

В ходе методической разработки по теме "Урок информатики как средство формирования ключевых компетенций" были изучены учебно-методическая литература, статьи по исследуемой теме, нормативная документация (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Стратегия модернизации содержания общего образования).
На основе этого рассмотрены понятия "Компетентностный подход", "Ключевые компетенции", классификация ключевых компетенций А.В. Хуторского, а также возможные направления деятельности учащихся и учителя на уроках информатики с целью реализации компетентностного подхода.
В главе 4 приведены примеры уроков информатики с использованием компетентностного подхода.
Цели и задачи достигнуты.
Результаты работы позволяют свидетельствовать о том, что используемые технологии и методы способствуют формированию всех ключевых компетенций учащихся, что положительно влияет на качество образования по предмету «Информатика и информационные технологии» и остальным предметам школьного курса, способствует осознанному выбору пути продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Работа может быть продолжена в следующих направлениях:
рассмотреть приемы формирования информационной компетенции учащихся на уроках информатики;
сравнить эффективность формирования ключевых компетенций на уроках информатики у учащихся разных профилей;
разработать приемы формирования ключевых компетенций на уроках информатики у слабоуспевающих учеников.

 

 

Список литературы

Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - №4. - С.89-94.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/Педагогика. № 10.2003. - с.26.
Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С.86-92.
Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №2. - С.42-47.
Емельянова, В.В. Формирование информационных компетенций на уроках информатики [Электронный ресурс] / В.В. Емельянова // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/IV/IV-0-7.html, свободный.
Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся [Текст] / В. Зайцев // Сельская школа. - 2009. - №5. - С.28-35.
Запольских, И.А. Развитие ключевых компетенций средствами информатики [Электронный ресурс] / И.А. Запольских // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/503408/, свободный.
Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Казанцева, Ж.Л. Формирование социально-личностной компетенции школьника как одно из условий современного образования [Электронный ресурс] / Ж.Л. Казанцева // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411646/, свободный.
Камалеева, А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса [Текст] / А.Р. Камалеева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - №5. - С.6-18.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
Куртяник М.А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе внедрения информационных технологий [Электронный ресурс] / М.А. Куртяник - Педсовет.org. - 2006. - 10 октября. - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,248..., свободный.
Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С.3-12. - Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev. htm, свободный.
Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm, свободный.
Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования [Текст]. - М.: Минобразования, 2001. - 72 с.
Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под редакцией Д.Н. Ушакова.М., 1935-1940.
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". -2002. -23апреля. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm, свободный.
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С.58-64.
Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm, свободный.
Черных, Н.П. Формирование ключевых компетенций по предмету "Информационные технологии" [Электронный ресурс] / Н.П. Черных. - Вопросы Интернет образования. - Режим доступа: http://ipk.admin. tstu.ru/sputnik/index/str/elekron_bibliot. files/Jornal/Vio_38/Vio_38/cd_site/Articles/art_3_5.htm, свободный.
Чкалова, Н.В. Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами информатики [Электронный ресурс] / Н.В. Чкалова // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/415466/, свободный.
Шишкина, Л.П. Инновационный опыт. Организация деятельности учащихся на основе компетентностного подхода [Электронный ресурс] / Л.П. Шишкина. - Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №72 с углублённым изучением отдельных предметов. - Режим доступа: http://education.simcat.ru/school72/info/6, свободный.
Щерабакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности [Текст] / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. - 2008. - №10. - С.39-41.

 

 

 

Приложение 1
План – конспект урока по информатике
10 класс
«Работа с элементами одномерного массива: вставка, удаление
и перемещение элементов»
Цель урока:

  • формировать и развивать предметные и ключевые компетенции;
  • расширять представление о зоне применения одномерных массивов;
  • повышать культуру написания программ;
  • прививать навыки структурирования программы;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать коммуникативные навыки.

Задачи урока:
развитие предметных компетенций:

  • прививать необходимость детально анализировать условие задачи;
  • развивать навыки оперирования понятиями «массив», «размерность массива», «элемент», «индекс элемента», «текущий элемент»;
  • учить определять необходимость сдвига элементов вправо и влево,
  • отрабатывать навыки составления программ с удалением, вставкой и перемещением элементов одномерного массива;

развитие ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловые: эмоциональная вовлеченность в процесс создания программ;
  • учебно-познавательные: способность ставить цель и организовывать ее достижение, умение пояснить свою цель; умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • коммуникативные: позитивные навыки общения в группе; владение способами совместной деятельности в группе.

Материалы и оборудование урока:

  • автоматизированные рабочие места учеников;
  • технологические карты для учащихся (модули);
  • карточки с заданиями для работы в группах.

Тип урока: урок получения новых знаний и навыков.
Технология обучения: модульная.
План урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация опорных знаний.
  • Работа в группах.
  • Эстетическая пауза.
  • Закрепление изученного материала.
  • Физкультминутка.
  • Дополнительные задания.
  • Домашнее задание.
  • Подведение итогов урока.
  • Рефлексия.

Ход урока
1.  Организационный момент.
Учитель. Мы продолжаем изучение способов работы с элементами одномерных массивов. Сегодня мы рассмотрим задачи:

  • на удаление элементов из одномерного массива;
  • на вставку элементов в одномерный массив;
  • на перемещение элементов массива.

2.  Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос.

  • Дайте определение массива.
  • Что такое размерность массива?
  • Что такое индекс элемента массива?
  • Как в разделе var описывается массив? (А: array[1. .n]  of integer;)

Учитель. Один из учащихся приготовил для нас все переводы слова array. Он поможет нам разобраться с вопросом о том, почему именно слово array применяется для описания массива в разделе var. (Демонстрируется слайд с переводами слова array.)
Какие задачи на одномерные массивы мы умеем решать? (Суммирование элементов массива; нахождение произведения элементов; нахождение количества элементов; нахождение минимального (максимального) элемента и его индекса; обмен местами элементов массива.)
Ребята называют задачи, затем на доске четверо учащихся записывают предложенные учителем фрагменты программ.
Суммирование положительных элементов массива:
s:=0;
for  i:=1 to n do
if  a[i]>0  then  s:=s+a[i];
Поиск количест ва четных элементов массива:
k:=0;
for i:=l to n do
if a[i] mod 2=0  then  k:=k+l;
Поиск минимального элемента массива и его номера:
min:=a[l] ;
for  i:=l   to n do
if  a[i]<=min then
begin
min:=a[i];
t:=i;
 end;
Обмен местами двух элементов массива с номерами k1 и k2 с помощью третьей переменной t:
t:=a[kl];
a[kl]:=a[k2];
a[k2]:=t.
На экран проецируются задания на работу с элементами массива.
Задание 1.
Дан фрагмент программы, обрабатывающий массив А из п элементов (известно, что в массиве имеются положительные элементы):
S:=0;
k:=0;
for  i:=l to n do
if A[i]>0 then
begin
S:=S+A[i];
k:=k+l;
end;
S:=S/k.
Чему будет равно значение переменной S после выполнения данного алгоритма?
A) Среднему значению всех элементов массива А
Б) Среднему значению положительных элементов массива А
B) Количеству положительных элементов массива А
Г) Значению последнего положительного элемента
Номер ответа: Б.
Задание 2.
В программе описан одномерный массив с целочисленными элементами с индексами от 0 до 10. Представлен фрагмент программы, в котором значения элементов сначала задаются, а затем меняются:
for  i:=0  to  10  do
A[i]:=i+l;
for  i:=l  to 10 do
A[i]:=A[i-l];
Как меняются элементы этого массива?
А) Все элементы, кроме последнего, сдвигаются на элемент вправо
Б) Все элементы, кроме первого, сдвигаются на один элемент влево
В) Все элементы окажутся равными 1
Г)  Все элементы окажутся равными своему индексу
Номер ответа: В.
3. Работа в группах
Каждой группе выдается карточка и предлагается выполнить задание для следующих данных:

1

-4

6

56

0

-6

4

23

8

9

Ученики

  • отвечают на поставленные в задании вопросы;
  • пишут программу для решения поставленной задачи и заносят ее в модуль (см. приложение).

Задание для группы 1.
Удаление элементов из массива.
Задан одномерный массив размера 10. Необходимо удалить его третий элемент.

  • Сколько элементов в массиве? (10.)
  • Сколько элементов станет в массиве после удаления третьего элемента? (9.)
  • Что должно произойти с элементами с первого по второй? (Они не должны измениться.)
  • Какой элемент должен быть помещен на третье место? (На третье место должен быть помещен четвертый элемент исходного массива.)
  • На четвертое? На пятое? (На четвертое местопятый. На пятое — шестой.)
  • Какую закономерность вы можете указать? (На текущее место в массиве должен быть помещен элемент, следующий за текущим, из исходного массива.)
  • Элементы с какими индексами останутся неизменными, а с какими — будут изменены? (Неизменными останутся элементы, с индексами 1 и 2, а остальные элементы должны измениться.)
  • Начиная с какого индекса элементы должны перемещаться? (Начиная с четвертого.)
  • Необходимо перемещать элементы вправо или влево? (Перемещаться элементы должны влево.)

 Какой элемент должен быть перемещен на место элемента A[i]?
(A[i] :=A[i+1].)
for i:=3  to  9  do
A[i]:=A[i+l].
Задание для группы 2. Вставка элементов в массив.
Задан одномерный массив размера 10. Необходимо вставить число 5 после третьего элемента.

  • Сколько элементов в массиве? (10.)
  • Сколько элементов станет в массиве в результате вставки числа 5 после третьего элемента? (11.)
  • Какой индекс будет у вставленного элемента? (4.)
  • Что должно произойти с элементами с первого по третий? (Эти элементы не должны измениться.)
  • Какой элемент должен быть помещен на пятое место? (На пятое место должен переместиться четвертый элемент.)
  • На шестое? На седьмое? (На шестоепятый. На седьмое — шестой.)
  • Какую закономерность вы можете указать? (Элементы сдвигаются вправо.)
  • Элементы с какими индексами останутся неизменными, а с какими будут изменены? (Неизменными останутся элементы с индексами 1—3, на четвертое место помещается число 5, а изменяются все остальные.)
  • Начиная с какого индекса элементы должны перемещаться? (Перемещаться должны элементы с четвертого.)
  • Необходимо перемещать элементы вправо или влево? (Вправо.)
  • Если на четвертое место поместить пятерку, что произойдет с тем элементом, который находился до этого на четвертом месте? (Его значение потеряется.)
  • Перемещение лучше начать с четвертого или с последнего элемента? (С последнего.)
  • Какой элемент должен быть перемещен на место элемента A[i]? (A[i] :=A[i — 1].)

for  i:=11  downto 5 do
A[i]:=A[i-l];
A[4]:=5.

Задание для группы 3. Перемещение элементов в массиве.
Задан одномерный массив размера 10. Осуществить перемещение элементов массива следующим образом: последний элемент записать на место первого, при этом сдвинув первый, второй, ..., предпоследний элементы на одну позицию вправо.

  • Сколько элементов в массиве? (10.)
  • Изменится ли количество элементов в массиве после перемещения? (Нет.)
  • Какой элемент должен оказаться на месте первого? На месте второго? На месте третьего? (Десятый. Первый. Второй.)
  • Можно ли последний элемент сразу поместить на место первого? Что станет в этом случае с первым элементом? (Нет. Его значение будет потеряно.)
  • Можно ли сначала переместить поочередно все элементы вправо, начиная с первого, а затем последний элемент поместить на место первого? Что станет в этом случае с последним элементом? (Нет. Его значение будет утеряно.)
  • Можно ли этого избежать, заведя дополнительную переменную? (Да. В дополнительную переменную можно поместить значение последнего элемента. Затем переместить элементы с девятого до первого вправо. Далее на первое место поместить значение десятого элемента из дополнительной переменной.)

t:=A[10];
for  i:=10  downto  2  do
A[i]:=A[i-l];
A[l]:=t.
4. Эстетическая пауза.
Демонстрируется слайд-шоу с видами озер под звуки воды.
5. Закрепление изученного материала
Задача 1.
В одномерном массиве удалить максимальный элемент.
Решение.
program zadachal;
const n=10;
var
A: array[l..n] of integer;
max, i, k: integer;
begin
randomize;
for i:=l to n do
A[i]:= -20+random(60);
for i:=l to n do
write(A[i]:4);
writeln;
max:=A[1];
for i:=l to n do
if A[i]>=max then
begin
max:=A[i] ;
k:=i;
end;
for i:=k to 9 do
A[i]:=A[i+l];
for i:=l to n-1 do
write(A[i]:4);
writeln;
end.
Задача 2.
В одномерном массиве вставить после минимального элемента число 10.
Решение.
program zadacha2;
const n=10;
var
A: array[l..n+1] of integer;
min, i, k: integer;
begin
randomize;
for i:=l to n do
A[i]:=-20+random(60);
for i:=l to n do
write(A[i]:4);
writeln;
min:=A[l];
for i:=l to n do
       if A[i]<=min then
begin
min:=A[i];
k:=i;
end;
for i:=n+l  downto k+2 do
A[i]:=A[i-l];
A[k+1]:=10;
for i:=l to n+1 do
write(A[i]:4);
writeln;
 end.
Задача 3.
Дан одномерный массив из четного количества элементов. Поменять местами первый элемент со вторым, третий с четвертым и т. д.
Решение.
program zadacha3;
conet n=10;
var
A: array[1..П] of integer;
t, i: integer;
begin
randomize;
for i:=l to n do
A[i]:=-20+random(60);
for i:=l to n do
write(A[i]:4);
writeln;
for i:=l to n do
begin
t:=A[i];
A[i]:=A[i+l];
A[i+1]:=t;
i:=i+l;
end;
for  i:=l  to n do
write(A[i]:4);
 writeln;
 end.
6. Физкультминутка 
7. Дополнительные задания
Задача 4.

В одномерном массиве вставить число 100 перед первым отрицательным элементом.
Решение.
program zadacha4;
const n=10;
var
A: array[1..n+1] of integer;
i, k: integer;
begin
randomize;
for i:=l to n do
A[i]:=-20+random(60);
 for i:=l to n do
if A[i]<0 then
begin
k:=i;
i:=n;
end;
 for i:=n+l downto k+1 do
A[i]:=A[i-l];
A[k]:=100;
 for  i:=l   to n+1  do
write(A[i]:4);
writeln;
end.
Задача 5.
Удалить из массива все элементы, стоящие перед максимальным элементом.
Решение.
program zadacha5;
const n=10;
var
A: array[l..n] of integer;
max, i, k: integer;
begin
randomize;
for i:=l to n do
A[i]:=-20+random(60);
max:=A[1];
for i:=l to n do
if A[i]>=max then
 begin
max:=A[i];
k:=i;
 end;
for i:=l to n-k+1 do
A[i]:=A[i+k-l];
for i:=l to n-k+1 do
write(A[i]:4);
writeln;
end.
8. Домашнее задание
Задание. Изменить порядок элементов на противоположный между максимальным и минимальным элементами в одномерном массиве.
9. Подведение итогов урока
Учитель. Какие базовые задачи мы с вами сегодня решали? (Удаление, вставка и перемещение элементов одномерного массива.) Эти задачи помогут нам на следующих занятиях рассмотреть алгоритм сортировки массива.
10. Рефлексия
Учитель. В модуле в последнем столбце напротив каждого задания поставьте знаки:
« + » — все усвоено;
«?» — не усвоено;
«?» — есть вопросы (напишите, какие именно).

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль для урока
Тема урока: Работа с элементами одномерного массива: вставка, удаление, перемещение.
ФИО, класс____________________________________________________

п/п

Задача

Программа

+ ? ?

1

Базовые задачи на удаление, вставку и перемещение элементов одномерного массива

 

 

Удаление элементов из массива. Задан одномерный массив размера 10. Необходимо удалить его третий элемент.

 

 

 

Вставка элементов в массив. Задан одномерный массив размера 10. Необходимо вставить число 5 после третьего элемента.

 

 

 

Перемещение элементов массива. Задан одномерный массив размера 10. Осуществить перемещение элементов массива следующим образом: последний элемент записать на место первого, при этом сдвинув первый, второй, ..., предпоследний элементы на одну позицию вправо

 

 

2

Решение задач

 

 

 

Задача 1. В одномерном массиве удалить максимальный элемент.

 

 

 

Задача 2. В одномерном массиве вставить после минимального элемента число 10.

 

 

 

Задача 3. Дан одномерный массив из четного количества элементов. Поменять местами первый элемент со вторым, третий с четвертым и т. д.

 

 

3

Дополнительные задачи

 

 

 

Задача 4. В одномерном массиве вставить число 100 перед первым отрицательным элементом

 

 

 

Задача 5. Удалить из массива все элементы, стоящие перед максимальным элементом

 

 

4

Домашнее задание
Задание. Изменить порядок элементов на противоположный между максимальным и минимальным элементами в одномерном массиве

 

 

 

 

Приложение 2
Темы проектов по основным содержательным линиям предмета информатика и ИКТ

 

Тема

5-6 классы

8-9 классы

10-11 классы

 

Информация и информационные процессы

Создание книжки «Ребусы о информатики» Проекта «История письменности»

Создание и оформление сборника задач на тему «Измерение информации»

Создание проекта «Философия и информатика»

 

Представление информации

Мини-проект (парная работа) «Шифровальщик»
Создание методички(групповая работа) «Метод координат»

Создание обучающей презентации «Представление информации»

Создание теста по теме «Представление информации» средствами Excel.

 

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Создание сборника кроссвордов «Все об ЭВМ»

Проект «Предыстория и история развития ЭВМ»Создание обучающей презентации «Устройство ЭВМ»

Создание проекта «Стенд «Устройство компьютера» (из неработаюцих деталей ПК). Создание межпредметного (с физикой) проекта «Работа тригера»

 

Алгоритмы и исполнители

Создание программ в среде программирования Qbasic

Создание программ в среде «Кенгуренок», Turbo Pascal

Создание программ в среде программирования Delphi

 

Формализация и моделирование

Создание графических моделей средствами графических редакторов.

Создание проекта «База данных».

Создание проектов: «Биологические модели», «Экономические модели», «Моделирование физических процессов», «Статистические исследования»

 

Обработка текста

Мини-проект «Сочинение о маме», проект «История письменности»

Проект «Информационный бюллетень»

Проект «Школьная газета»

 

Обработка графики

Мини-проект «Поздравительная открытка», «Моя школа», «Мой город», «Чертеж»

Проект «Чертеж», «Компьютерная графика», творческий проект «Логотип».

Проект «Обработка графических файлов для размещения их на сайте, в газете», использование Flesh- технологий для создания анимации.

 

Мультимедийные технологии

Мини проект «Мультфильм» (технология смена слайдов). Создание презентаций с использованием гиперссылок.

Создание обучающей презентации. Создание анимационного фильма (на одном слайде средствами MS Power Point)

Создание презентаций с использованием видео сюжетов и звукового сопровождения.

 

Обработка числовой информации

Проект «История систем счисления».

Создание сборника задач «Системы счисления»

Создание тестов по теме «Обработка числовой информации». Средствами Excel.

 

Коммуникационные технологии

 

«Возможности поисковых систем», создание личного сайта.

Создание школьного сайта. «Суд над интернетом»

 

Информационные системы

 

Создание проекта «База данных»

Создание групповых проектов «База данных»

Приложение 3
Формирование ключевых компетентностей на уроках информатики и ИКТ


Компетентность

Характеристика компетентности

Формирование компетентности

 

учителем

учеником

Коммуникативная

Поведение в обществе – Этикет.

Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях.

Защита сообщений по выбранной теме

Работа в группах, бригадах

Руководство во время выполнения проектов и практических работ

Распределение обязанностей в группах и бригадах, оценка друг друга и самооценка

Общекультурная

Применение на практике и в жизни ЗУНов:

Обучение основам конструирования, моделирования. Контроль и помощь во время практических занятий.

Творческая работа изготовление буклета, создание web-страниц

Ценностно – смысловая

Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.

Помощь при выборе темы проекта и при его создании

Исследовательская деятельность при создании проекта, индивидуально и в группах

Информационная

Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира.

Выработка навыков работы со справочной литературой, Интернетом.

Умение пользоваться компьютерными технологиями, умение работать со справочной литературой – поиск информации для подготовки сообщений проектов.

Учебно – познавательная

Межпредметная связь: география, биология черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов; ИЗО – при выполнении эскизов.

Инструктаж по построению чертежей конструкций, Использование демонстрационного материла

Умение пользоваться инструкционной картой, оформление сообщений и творческих проектов, исследовательская работа.

Здоровьесберегающие

Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи.

Инструктаж по технике безопасности санитарной гигиене, обучение методам оказания первой медицинской помощи

Соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности при работе в компьютерном классе. Оказание первой медицинской помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4
План – конспект урока по информатике
9 класс
«Кодирование и обработка звуковой информации»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:

  • Образовательные: ознакомление учащихся со звуковой информацией, способами кодирования звуковой информации в компьютере, познакомится с программным обеспечением Audacity;
  • Развивающие: развитие логического мышления, умения анализировать и обобщать;
  • Воспитательные: воспитание самостоятельности, усидчивости, внимательности

Оборудование: мультимедийный проектор, класс с персональными компьютерами, клавишный инструмент, программное обеспечение Audacity.
ПЛАН УРОКА


Этапы урока

Время

Действие

1. Организационный момент

(2 мин.)

Готовность класса к уроку

2. Актуализация знаний

(7 мин.)

Игра - соревнование

3. Изучение нового материала

(20 мин)

Изложение нового материала

4. Практическое задание

(13 мин)

Выполнение практического задания на компьютере

5. Подведение итогов

(2 мин)

Выставление оценок за работу

6. Домашнее задание

(1 мин)

Домашнее задание

Ход урока

  • Организационный момент
  • Актуализация знаний

Проводится в форме игры-соревнования. Учащиеся делятся на три команды,  проводится их жеребьевка и затем команды отвечают на вопросы, за каждый верный ответ команда поощряется баллом к будущей оценке.
Вопросы к игре:

  • Что такое компьютерная анимация?
  • Что собой  представляет flash-анимация?
  • В чем различие gif-анимации от flash-анимации?
  • Какие достоинства и недостатки flash-анимации?
  • С каким редактором для создания flash-анимации вы познакомились на  предыдущем уроке?
  • Формирование новых знаний строится по проблемному принципу (объяснение сопровождается презентацией).
    • Показ физической природы звука (воспользоваться звуковым инструментом). Экспериментируя с инструментом ввести понятия: громкость, частота и тон звука.
    • Звучит музыка. Постановка проблемных вопросов.

-Что вы слышали сейчас?
-Какова природа этого звука?
      Прослушиваются звуковые фрагменты в исполнении  и демонстрируются изображения соответствующих звуковых волн.
- Установите зависимость между звуком и графиком.
- Каким образом можно сохранять звук?
- Если обрабатывать звук при помощи компьютера, то в какой форме должна быть волна?
- Какой процесс лежит в основе получения цифрового звука?
3. Провести сравнительную характеристику по таблице


Кодирование графической информации

Кодирование звуковой информации

Пространственная дискретизация

Временная дискретизация звука

Разрешающая способность

Частота дискретизации

Глубина цвета

Глубина кодирования звука

  • Записать определения

Временная дискретизация – такое преобразование звуковой информации, при котором непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки, для каждого такого участка устанавливается определенная величина интенсивности, т.е. громкость звука.
Частота дискретизации – это количество измерений громкости звука за одну секунду.
Глубина кодирования – количество информации, которое необходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука.

  • Говоря о качестве оцифрованного звука, решить задачу 1.23 стр. 45 учебника

А) 8*8000*10*1=80 000 байт=78,125 Кбайт
Задание Б) учащиеся решают самостоятельно
Б) 16*48000*2*10=1920 000 байт=1875 Кбайт

  • Перед выполнением практической работы познакомитьучащихся                                                                                                      с интерфейсом   звукового редактора Audacitу  и  командами по  созданию и редактированию звука (запись голоса, его обработка, микширование голоса с музыкальным фрагментом, сохранение записи в разных форматах).
  • В конце урока оценить работу учащихся, отметить лучшие работы и прослушать их со всеми учащимися.
  • Домашнее задание: ?1.5

Выполнить мини-проект «Музыкальная дорожка»


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн