Автор:
Кобякова Наталья Александровна
Место работы:
Преподаватель ГБОУ СПО «Краевой политехнический колледж» Г. Чернушка, Пермский край
Методическая разработка урока по обществознанию "Формы политического режима"
Тема: Формы политического режима
Цели:
Образовательный аспект: уметь определять понятия «политический режим», «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия»; называть основные характеристики политических режимов; выражать отношение к современным политическим условиям в РФ.
Развивающий аспект: развитие коммуникативной и информационной компетенций.
Воспитательный аспект: формирование мировоззрения обучающихся на основе гуманизма, свободы выбора и демократических ценностей.
Задачи урока:
- познакомить с формами политических режимов;
- развивать умения по обработке и структурированию информации;
- различать основные признаки типов политических режимов; формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач, раскрывать на примерах различные типы политических режимов;
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
Приемы: мозговой штурм, своя опора, точка зрения, таблица ЗХУ.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный.
Технологии: ТРКМЧП.
Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальная, обучение в микрогруппах.
Основная деятельность на занятии:
- изучение и переработка информации в табличном виде
Оборудование и основные источники информации:
дидактический материал (задания, листы-опоры).
ТСО: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, колонки, презентация
Прогнозируемые результаты:
Метапредметные:
- готовность к разрешению проблем, то есть умение анализировать ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения. Выработка умений адекватно оценивать результаты деятельности друг друга;
- информационная компетенция - способность использовать предложенные информационные ресурсы для планирования и осуществления своей деятельности; подбирать необходимый материал, строить устные и письменные высказывания, анализировать, сравнивать, делать выводы; принятие решений на основе критически осмысленной информации.
- коммуникативная компетенция - готовность работать в команде; вступать в диалог, публично представлять результаты групповой деятельности; представлять результаты своей работы; проектировать продукт своей деятельности.
Предметные:
- знать политические режимы и их отличительные черты;
- формировать навыки преобразования текстовой информации в таблицу;
- формировать навыки работы в микрогруппе.
Список использованной литературы:
- Важенин А.Г. «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей» учебник – М.: «Академия», 2010.
- www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-rezhimy.html
- wikipedia.org/wiki/
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text
Приложение 1
Компетентностно-ориентированное задание
Характеристика задания |
Тема: Форма политического режима
Уровень: 1
|
Компетенции
|
Информационная (извлечение первичной информации, первичная обработка информации), коммуникационная
|
Цель
|
Ознакомиться с формами политических режимов
|
Стимул
|
По достижении совершеннолетия, вы получите возможность принимать активное участие в политической жизни страны и воспользоваться этим правом в полной мере вы сможете, если будете знать политические режимы и их особенности
|
Задачная формулировка
|
Изучите материал, заполните столбец в таблице выбранного режима, подготовьте выступление
|
Источник информации
|
опорный конспект
|
Инструмент проверки
|
Модельный ответ
|
Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Демократический режим. «Разрешено всё, что не запрещено законом».
Демократия (от греч. demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.
- выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
- оппозиция - партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством;
- равноправие - все имеют равные гражданские и политические
- права и свободы, а также гарантии их зашиты;
- плюрализм - господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
Характерные черты режима:
- Выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями.
- Народ – источник власти.
- Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
- Приоритет права. Права личности закреплены законом и гарантированы.
- Политический плюрализм.
- Многопартийная система, легальность политической оппозиции.
- СМИ свободны от цензуры.
- Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции полиции и суда.
- Отсутствие какой-либо официальной идеологии.
Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Авторитарный режим. «Разрешено всё, кроме политики».
Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) - политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.
Характерные черты режима:
- Отчуждение народа от власти.
- Сильная неограниченная власть главы государства.
- Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
- Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
- Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
- Однопартийная система, другие партии могут запрещаться и преследоваться законом.
- Существует цензура над СМИ.
- Существует официальная идеология.
- Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
Это интересно:
При авторитарном режиме часто существует дефицит продуктов и предметов быта. Их распределением занималось государство через талонную систему.
Всё остальное надо было «доставать» или ждать очередности, порой длительной.
Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Тоталитарный режим. «Запрещено всё, что не приказано».
Тоталитари?зм (от итал. totalitario) - политический режим, характеризующийся всесторонним (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.
Культ личности - это возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.
Характерные черты режима:
- Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером.
- Культ личности вождя.
- Отсутствие разделения властей.
- Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
- Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
- Легальная политическая оппозиция отсутствует.
- Существование только одной правящей партии.
- Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
- Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
- Существует только официальная государственная идеология.
Это интересно:
Тоталитаризм имел место в нашей стране в период реализации политической власти советского типа, точнее, в годы массовых репрессий. Тогда широкие слои населения были вовлечены в кампанию тотальной слежки за частной жизнью своих сотрудников, соседей и даже членов семьи. Проводились многочисленные собрания общественности с осуждением «врагов народа». Многие люди искренне участвовали в этих акциях.
Приложение 2
Тема урока: _______________________________________________
Таблица ЗХУ
Характеристика политических режимов
Основные характеристики режима |
Демократический
|
Авторитарный
|
Тоталитарный
|
Взаимоотношение народа и власти
|
|
|
|
Роль лидера
|
|
|
|
Партийная система
|
|
|
|
Действия оппозиции
|
|
|
|
Идеология
|
|
|
|
Роль силовых структур
|
|
|
|
Приложение 3
- О чем идет речь в данном отрывке?
- В какой форме царь это делает?
- Какова функция царя в государстве?
- Может ли Федот ослушаться? Почему?
- Можно ли было по-другому попросить Федота?
Приложение 4
Политические анекдоты
Трое рабочих попали в тюрьму. Спрашивают друг друга, кто за что сел. Первый рассказывает:
- Я всегда опаздывал на десять минут на работу — обвинили в саботаже.
- Я всегда приходил на работу на десять минут раньше — обвинили в шпионаже, — говорит второй.
- А я всегда приходил вовремя — обвинили в том, что у меня импортные часы, — жалуется третий.
Покупатель заходит в булочную:
- У вас молока нет?
- Вы ошиблись. У нас булочная - у нас хлеба нет. А молока нет - в молочном, через дорогу.
Поспорили американец и русский. Американец: Я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» — и ничего страшного со мной не будет, не арестуют! Русский: И я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» — и тоже ничего страшного со мной не будет, тоже не арестуют!
Источник: wikipedia.org/wiki/
В Древней Греции, в частности в Афинах, остра?коны использовались для голосования в процедуре остракизма (изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками) и поэтому являются ценным источником знаний не только о повседневной, но и политической жизни.
При каком режиме возможна такая процедура?
Ход урока
1. ВЫЗОВ
1.1 Просмотр отрывка произведения Л. Филатова «Сказ про Федота-стрельца удалого молодца».
- Обсудите в микрогруппе вопросы и дайте ответ на них (Приложение 3)
Беседа:
- О чем идет речь в данном отрывке?
- В какой форме царь это делает?
- Какова функция царя в государстве?
- Может ли Федот ослушаться? Почему?
- Можно ли было по-другому попросить Федота?
- О чем будем говорить на уроке?
1.2 Объявление темы, формирование целевого пространства, определение формы работы
Тема урока – формы политического режима
Таблица ЗХУ, заполните первый и второй столбик
1.3 Организация целевого пространства:
- Глядя на тему, какой вывод можно сделать?
- Благодаря чему мы можем определить тот или иной режим?
Запись на доске целей урока:
- Изучить формы политических режимов
- Определить характеристики режимов
2. ОСМЫСЛЕНИЕ
Группа поделена на микрогруппы, жеребьевкой распределяются режимы.
Задание:
- ознакомьтесь с характеристиками основных политических режимов (Приложение 1);
- заполнить столбец в таблице, соответствующий вашему политическому режиму (Приложение 2);
2.3 Проверка заполнения таблицы.
- микрогруппы заполняют информацией свободные колонки таблицы;
- при выступлении одной группы, остальные группы указывают «плюсы» и «минусы» режимов
РЕФЛЕКСИЯ
Задание:
Закрепим изученный материал
- вернемся к отрывку о «Федоте», определите тип политического режима, аргументируйте ответ.
Анекдоты – вид творчества, который быстро и остро реагирует на жизненные проблемы. В политических анекдотах высмеиваются действующий режим, руководители государства, идеологические установки, также бытовые условия и межличностные отношения в данный период.
- ознакомьтесь с анекдотами и определите тип политического режима, при котором данная ситуация могла произойти (Приложение 4).
- Репродукции с историческими ситуациями
Беседа:
- Заполните последний столбик таблицы ЗХУ
- Вернемся к целям урока, выполнили ли поставленные цели?
- Какие политические режимы существовали в России на протяжении прошлого века и начала нынешнего?
Подведение итогов.
|