Рекомендации по преодолению затруднений при подготовке к ГИА и ЕГЭ
Поскольку контроль является неотъемлемой частью учебного процесса, то всё происходящее в организации государственного итогового контроля не может не отразиться на организации учебного процесса и промежуточном контроле знаний учащихся, поэтому естественно стремление каждого учителя разнообразить формы контроля, приближать его к тем, которые используются на государственном уровне. Подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ- это длительная и кропотливая работа учителя, в результате которой необходимо обращать внимание на следующие моменты:
1) Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. В связи с этим учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения уже с 7 класса. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Кроме того, во время таких тренировок формируются соответствующие навыки психологической саморегуляции и самоконтроля, позволяющие мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, способствуют развитию навыков мыслительной работы.
2) Тестовая работа должна быть выполнена в строго отведенное время. Поэтому нужно учить обучающихся правильно ориентироваться во времени. Для этой цели могут проводиться диагностические замеры – небольшие проверочные работы, требующие выполнения заданий в уме и фиксирование только окончательного ответа, причём в строго отведённое время.
3) Особое внимание следует уделять работе с формулировками, характерными для экзаменационных материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, нужно предлагать возможно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учиться вдумчиво читать условие, искать неявные смыслы в тексте.
4) На уроках физики в среднем звене основное внимание должно быть направлено на овладение умениями извлекать информацию из условия и требования задачи, вычленять отдельные элементы, комбинировать их, выводить следствия, переформулировать требования задачи. Поэтому один из элементов работы учителя – это учить учащихся анализу условия решаемой задачи. Кроме того, необходимо в обязательном порядке проводить анализ заданий после проведения тестовых работ.
5) Важное место следует отводить организации повторения изученного материала, особенно организации заключительного повторения. В процессе повторения память у учащихся развивается. Повторение учебного материала необходимо осуществлять во всей системе изученного процесса:
• При изложении новых понятий
• При закреплении изученного ранее
• При организации с/р разных видов
• При организации обобщающего повторения
6) Организовывая процесс повторения учебного материала необходимо уделять значительное внимание таким дидактическим приёмам как сравнение, синтез, анализ, обобщение, классификация, которые способствуют активному протеканию процесса запоминания. Для осознанного восприятия материала необходимо привлекать учащихся к такому виду работы, как составление упражнений по образцу.
7) При организации итогового повторения должен быть отобран самый важный материал. Целесообразно весь повторяемый материал распределить по методическим линиям курса
8) Нужно работать над мотивацией обучающихся к участию в итоговой аттестации. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзамена.
9) Поддерживать тесную связь с родителями, проводить для родителей анализ пробных ГИА и ЕГЭ и вообще родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.
10) Осуществлять межпредметную связь, особенно с такими предметами, как математика и химия.
11) Осуществлять на уроках индивидуально-дифференцированный подход.
Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. К сожалению, эти формы не лишены недостатков. При проведении устного опроса – это относительно большая затрата времени урока при небольшом количестве выставляемых оценок, при проведении письменных работ количество оценок возрастает, но много времени уходит на проверку.
Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
С помощью сайта http://uztest.ru/ организован контроль знаний учащихся. Здесь имеется более 13000 задач по всем разделам школьной математики. Программа сайта http://uztest.ru/ автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере. Организована отработка навыков с помощью системы тренингов. Тренинг – группа простых, однотипных примеров. Если ученик решил неправильно пример – ему показывается подробное объяснение и дается следующий, аналогичный пример. Кроме этого ведется Интернет-журнал оценок учащихся: выставляются оценки учащихся в журнал на сайте – значит информация всегда доступна ученику, его родителям.
В своей работе с 2011 года я стала применять программу MyTest (http://mytest.klyaksa.net/). MyTest - это система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.
Программа легка и удобна в использовании. Программа MyTest работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.
Как готовить и готовиться к экзамену? В настоящее время по подготовке к ГИА накоплен определённый опыт работы, который может быть полезен учителям биологии, начинающим эту работу впервые.
Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать ГИА (ЕГЭ), необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий.
Варианты заданий ГИА по биологии предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РФ.
Аттестационная работа требует от обучащихся умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ГИА?
С самых первых уроков биологии в 6 (по ФГОС 5) классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к ГИА нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно.
Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов).
Далее составляется примерный тематический план повторения учебного материала. Повторение материала следует проводить тщательно. Его можно давать и блочно-модульно, и детально.
При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях и определить объём поможет мониторинг результатов обученности по основным темам курса.
На уроках биологии в наиболее тщательной отработке нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися. С этой целью при организации учебного процесса в курсе общей биологии старшей школы особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.
Необходимо обращать внимание на практическую направленность курса. Все таблицы, рисунки, схемы, должны быть рассмотрены и изучены. КИМы интенсивно давать следует к концу учебного года, а вначале нарабатывать теоретический материал, приводить знания в систему.
В общем виде план изучения материала соответствует следующему содержанию:
Предмет и методы биологии.
Уровни организации живых систем.
Свойства биологических систем.
Клеточная теория. Клетка как биологическая система.
Вирусы – неклеточные формы.
Организм как биологическая система.
Разнообразие организмов. Растения, животные, грибы, бактерии.
Организм человека.
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Закономерности наследственности и изменчивости.
Селекция.
Основные систематические категории.
Надорганизменные системы.
Эволюция органического мира.
Антропогенез.
Биология растений.
Биология животных.
Биология человека.
Выполнение тренировочных экзаменационных работ.
Желательно использовать текущий контроль в форме мини-контрольных работ в тестовой форме, проверяющих как знание так текущего материала, так и пройденного ранее.
Рекомендую использовать при подготовке учащихся к ГИА новые формы работы с дидактическими материалами: тренинги, репетиционные экзамены, деловые игры “Сдаём ГИА” и другие, что активизирует их познавательную деятельность.
При подготовке учащихся к экзамену стоит попытаться сделать их соучастниками работы, для чего можно порекомендовать следующий план самостоятельной подготовки к ГИА:
Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет.
Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.
Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.
Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься.
Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса.
Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.
Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.
Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал.
Все выше перечисленные методические приёмы позволяют добиться хороших результатов выполнения экзаменационных работ.
Проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителям в ходе подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии, могут быть сформулированы следующим образом:
Отсутствие учебно-методических комплексов, учебных программ с последовательной и методически правильно выстроенной концепцией подготовки к ЕГЭ.
Отсутствие часов в учебном плане для подготовки к ЕГЭ.
Обучающиеся непрофильных классов выбирают предмет для сдачи ЕГЭ.
Я работаю в общеобразовательных классах сельской школы. Изучение химии в нашей школе идет на базовом уровне. Известно, что заниматься школьник начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два.
Главной организационной формой обучения в средней школе является урок, потому что только на нем реализуется учебная программа.
В практике своей работы я использую все виды уроков в зависимости от дидактических целей, но чаще всего – комбинированный урок. Особое внимание уделяю подготовке и проведению обобщающих уроков, т.к. обобщение и закрепление знаний, приведение их в стройную систему помогает подготовиться к экзамену, а также способствует устранению возникших в процессе обучения пробелов.
Для того чтобы на экзамене учащиеся показали хорошее знание предмета, повторение пройденного материала надо начинать не за 2–3 месяца до конца учебного года, а с первых дней занятий в выпускном классе, ибо успех старшеклассников на экзамене во многом определяется организацией повторения учебного материала. Повторение – обязательное и основное средство достижения глубоких, прочных и осознанных знаний учащихся. К.Д.Ушинский подчеркивал, что “повторение только тогда рационально, когда оно является предупреждением забвения, а не возобновлением забытого”.
Особое значение для повторения и систематизации учебного материала имеют повторительно-обобщающие уроки, в ходе которых необходимо не только выяснить уровень овладения учащимися умениями и навыками, но также систематизировать и обобщить весь изучаемый материал. Повторительно-обобщающие уроки целесообразно проводить после изучения нескольких тем. Например, при изучении органической химии обобщающие уроки я провожу после изучения углеводородов, кислородсодержащих органических веществ и азотсодержащих органических веществ. Это позволяет сопоставить изученные понятия, рассмотреть логические связи, углубить знания на основе новых взаимосвязей.
При проведении обобщающих уроков в конце учебного года особое внимание уделяю химическому эксперименту: демонстрационным опытам, лабораторным и практическим занятиям.
В связи с введением ЕГЭ все большее значение приобретает такая форма контроля и учета знаний учащихся, как тестирование. Тесты как инструмент оценивания существенно отличаются от контрольных работ, поскольку кроме контролирующей функции они имеют и обучающее - тренировочную.
Тестирование может применяться не только в итоговой проверке, но и в текущей, промежуточной. Я использую тесты в своей работе на всех этапах обучения: мотивации, уяснения информации, закрепления и контроля.
В течение учебного года я провожу четыре диагностические работы, на которых проверяю знания по рассматриваемым вопросам и решению заданий, включаемых в содержание материалов итоговой аттестации. Это позволяет вовремя провести коррекцию знаний, умений, навыков школьников.
Считаю, что хорошая результативность предложенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации достигается при соблюдении ряда условий.
1. Раннее проявление интереса обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса в 7 классе.
2. Характерная особенность естественно - научных дисциплин – систематичность, когда любое знание и навык выводятся из предыдущих и сами служат основой последующих. Поэтому систематическое посещение учащимися всех предлагаемых дополнительных курсов – необходимое условие качественной подготовки к итоговой аттестации.
3.Структурирование изучаемого материала должно осуществляться таким образом, чтобы вопросы, изучаемые на элективных предметах, углубляли и расширяли изученное на уроке.
Для успешной сдачи ЕГЭ по химии следует дать учащимся возможность прочного и сознательного овладения основами химических знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях соответствующего профиля. Времени, выделяемого различными программами на проработку отдельных довольно сложных тем школьного курса, не хватает для их эффективного изучения. Поэтому предложенная система подготовки к государственной аттестации позволяет достичь высокого уровня качества знаний выпускников в условиях сельской общеобразовательной школы.
Похоже, уже все поняли: успешная сдача экзамена по русскому языку в 9 классе зависит от того, что и как мы изучали с пятого класса. Но чем ближе ГИА, тем сильнее стремление учителя больше внимания на уроке уделить непосредственно подготовке к экзамену. Тут кроется серьезная опасность. Создается впечатление, что сдача экзамена и является конечной целью наших с учениками усилий. Мы учим детей языку, чтобы они грамотно писали, умели точно выражать мысли и чувства, понимали, по каким законам язык живет и развивается, осознавали себя его носителями, чувствовали красоту художественного слова. Нельзя всю эту сложную и разнообразную работу ограничивать рамками аттестации. Вот уже девятиклассники при изучении любой темы начали подозрительно спрашивать: «А это есть в тестах ГИА?» Логика их проста: если тема напрямую не представлена в тестах ГИА, стоит ли ее изучать? Конечно, каждому учителю хочется, чтобы ученики хорошо написали сжатое изложение или сочинение на лингвистическую тему. Но было бы ошибкой оставить в своем арсенале только эти формы работы. Предлагая различные аналитические и творческие задания с разнообразными формулировками, разного объема, мы выработаем общеучебные навыки, необходимые в том числе и для выполнения заданий ГИА.
Обратим внимание и на то, что формулировки заданий, скажем, по синтаксису довольно однообразные - предлагается найти предложение определенной конструкции. Велик соблазн натаскивать учеников на такую форму работы, но стоит ли ему поддаваться? Куда продуктивнее сохранить и разбор предложения, и составление предложений по заданной схеме, и запоминание определений, и составление таблиц, и преобразование предложений. А нахождению предложения с заданными признаками найдем место среди прочих заданий.
Практика показывает, что многие девятиклассники не могут правильно выделить грамматическую основу предложения. Естественно, в этом виде работы надо практиковаться. Но будет ли смысл, если не разобраться в причинах ошибок? А причины в том, что ученики не имеют представления об односоставных предложениях, не знают видов сказуемых и способов выражения подлежащего. То есть повторять надо не просто нахождение главных членов, а широкий круг вопросов синтаксиса. Возникает закономерный вопрос: как организовать планомерное повторение учебного материала? Обобщающее повторение невозможно без схем и опор. Они создаются в ходе изучения материала и постоянно используются для повторения. Электронная доска дает возможность применить новые виды схем. Например, при обобщающем повторении теоретического материала удобен денотатный граф. Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения существенных признаков ключевого понятия. Создание такой схемы предполагает выделение ключевого слова или словосочетания; чередование имени и глагола в графе (глагол выражает движение от понятия к его существенному признаку); дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"; соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. Насколько удобна такая схема, можно увидеть на примере такой сложной по структуре теме, как виды сказуемых. Денотатный граф позволяет «разложить по полочкам» основные понятия и проиллюстрировать их наглядными примерами. Один из вариантов подобной схемы я предлагаю в прикрепленном файле.
Комментарий был изменен с момента создания (oster, Wed, 19/12/2012 - 21:44).
В рамках подготовки к государственной (итоговой) аттестации в
новой форме для обучающихся 9 классов учителю необходимо:
С организационной точки зрения:
Изучить нормативные правовые документы, регламентирующие проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений в независимой форме.
Изучить спецификацию, кодификатор и рекомендации по оцениванию результатов экзамена.
Ознакомиться с анализом результатов проведения экзамена по Информатике и ИКТ за предшествующие годы
Изучить систему оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
Изучить регламент проведения экзамена.
Вносить изменения в поурочное планирование, выделяя резерв времени как во время проведения урока, так и во время обобщающего повторения для повторения и закрепления наиболее значимых и сложных тем учебного предмета за курс основной школы.
Комментарий был изменен с момента создания (Долгушина Светлана, чт, 20/12/2012 - 18:32).
Организация подготовки учащихся к итоговой аттестации по биологии на основе технологии портфолио.
Ежегодно перед учителем возникают вопросы, связанные с организацией подготовки к государственной итоговой аттестации: как наиболее эффективно распределить материал для повторения, какие темы вызывают затруднения, что предпринять, чтобы преодолеть психологические барьеры на пути к экзамену. Кроме того, важным аспектом становится степень осознанности учащимися выбора предмета и необходимости подготовки. Экзамен по биологии, не является обязательными. Как правило, его выбор обусловлен решением родителей учащихся, положительными результатами обучения предмету, сложившимися отношениями с учителем, выбором «за компанию». В результате формируется группа учащихся с различной мотивацией, неодинаковым уровнем готовности по предмету, поэтому первым шагом становится доверительная беседа о предстоящем экзамене, цель которой – выявить отношение к нему, установить самооценку готовности. Среди основных «страхов» чаще всего встречаются боязнь избытка информации, поскольку объем теоретического материала для повторения оказывается значительным, сложных заданий, нехватки времени на выполнение теста. Уровень тревожности тем выше, чем больше учащийся нацелен на высокий балл. На данном этапе важной задачей учителя становится структурирование деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей. Необходимо наметить «контрольные точки» на пути подготовки к экзамену, которые пройдет каждый, но в своем темпе. Нельзя допустить, чтобы ученик сравнивал свои достижения или сложности только с чужими успехами или неудачами, не замечая собственного, пусть медленного, продвижения. Наглядно представить динамику готовности поможет портфолио.
Цель обращения к данной технологии – раскрыть динамику личностного развития, отследить результативность подготовки к экзамену, создать возможность для самооценки учащимся собственной деятельности. Такое портфолио будет включать включает работы учащегося за определенный период времени, которые показывают произошедшие изменения в его знаниях - рабочее портфолио.
Каков бы ни был вид портфолио, оно представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. В данном случае выделяем разделы «Титульный лист», «Цели и задачи», «Об экзамене», «Путь к успеху (рабочие материалы)», «Динамика достижений». Возможно применение страниц-разделителей основных компонентов.
Какие продукты деятельности будет содержать портфолио?
В рабочее портфолио могут быть включены:
· лист целей, которых ученик хотел бы достигнуть в процессе подготовки к экзамену (важно выделить и задачи, пошаговое решение которых поможет приблизиться к желаемому результату);
· план подготовки к экзамену, составленный самостоятельно или с помощью учителя;
· содержание или структура теоретического материала, который необходимо повторить (весьма интересно включать перечень требований к выпускнику основной школы, представленный в Обязательном минимуме содержания основного общего образования);
· правила работы с теоретическим материалом, разработанные с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
· демонстрационная версия экзаменационного теста, на примере которой рассматриваются виды тестовых заданий и методика их решения;
· демонстрационная версия бланка ответов (применение образцов бланков во время подготовки позволяет снять излишнюю тревожность, связанную с представлениями о сложности самой процедуры экзамена, вероятностью ошибки при внесении данных в соответствующие поля);
· подборка тестовых заданий по каждой из тем (целесообразно выдавать не все задания одновременно, а постепенно в течение периода, отведенного в плане на повторение отдельных вопросов дисциплины), выполненных учащимся;
· выполненные лабораторные работы по биологии;
· листы самоконтроля с описанием того, что ученик не понимает в данной теме, в какой помощи нуждается;
· работы над ошибками, выполненные в классе и дома;
· варианты тренировочных экзаменационных работ, выполненных учащимся с анализом допущенных ошибок;
· индивидуальный лист динамики с указанием количества баллов, набранных при решении различных вариантов экзаменационных работ;
· итог – лист результата экзамена.
Перечень продуктов деятельности может быть изменен, но подобный подход позволяет не только структурировать работу учащихся, но и стимулировать их к рефлексивной деятельности, способствовать повышению осознанности в отношении подготовки к экзамену.
Поскольку цель – это рефлексия собственной готовности к экзамену, то оценивание портфолио со стороны учителя можно считать излишним, однако регулярные беседы с учащимися позволят направлять их работу, отслеживать и своевременно корректировать затруднения.
В своей практике технологию портфолио при подготовке обучающихся к ГИА использую первый год. Из 17 ребят, выбравших биологию для сдачи, 10 ведут портфолио, отмечают свои достижения и промахи в процессе подготовки к экзамену.
С каждым годом каждый из работающих учителей нарабатывает определенный опыт подготовки учащихся к ГИА. Никто не спорит , что основы подготовки к ГИА начинаются с пятого класса. Спасибо тем учителям, кто щедро делится своим опытом. Частенько не хватает времени. Размещаю тесты, найденные на бескрайних просторах интернета. Моржет быть кому-нибудь и пригодится.
Уважаемая Елена Евгеньевна, большое спасибо вам за рзмещенный материал для подготовки к ГИА по математике. Вы правы, что часто не хватает времени для поиска нужной информации, ваши тесты мне пригодились.
Уважаемые коллеги, на данной странице вы можете представить свой практический опыт в рамках подготовки школьников к итоговой аттестации.