Проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителям в ходе подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии, могут быть сформулированы следующим образом:
Отсутствие учебно-методических комплексов, учебных программ с последовательной и методически правильно выстроенной концепцией подготовки к ЕГЭ.
Отсутствие часов в учебном плане для подготовки к ЕГЭ.
Обучающиеся непрофильных классов выбирают предмет для сдачи ЕГЭ.
Я работаю в общеобразовательных классах сельской школы. Изучение химии в нашей школе идет на базовом уровне. Известно, что заниматься школьник начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два.
Главной организационной формой обучения в средней школе является урок, потому что только на нем реализуется учебная программа.
В практике своей работы я использую все виды уроков в зависимости от дидактических целей, но чаще всего – комбинированный урок. Особое внимание уделяю подготовке и проведению обобщающих уроков, т.к. обобщение и закрепление знаний, приведение их в стройную систему помогает подготовиться к экзамену, а также способствует устранению возникших в процессе обучения пробелов.
Для того чтобы на экзамене учащиеся показали хорошее знание предмета, повторение пройденного материала надо начинать не за 2–3 месяца до конца учебного года, а с первых дней занятий в выпускном классе, ибо успех старшеклассников на экзамене во многом определяется организацией повторения учебного материала. Повторение – обязательное и основное средство достижения глубоких, прочных и осознанных знаний учащихся. К.Д.Ушинский подчеркивал, что “повторение только тогда рационально, когда оно является предупреждением забвения, а не возобновлением забытого”.
Особое значение для повторения и систематизации учебного материала имеют повторительно-обобщающие уроки, в ходе которых необходимо не только выяснить уровень овладения учащимися умениями и навыками, но также систематизировать и обобщить весь изучаемый материал. Повторительно-обобщающие уроки целесообразно проводить после изучения нескольких тем. Например, при изучении органической химии обобщающие уроки я провожу после изучения углеводородов, кислородсодержащих органических веществ и азотсодержащих органических веществ. Это позволяет сопоставить изученные понятия, рассмотреть логические связи, углубить знания на основе новых взаимосвязей.
При проведении обобщающих уроков в конце учебного года особое внимание уделяю химическому эксперименту: демонстрационным опытам, лабораторным и практическим занятиям.
В связи с введением ЕГЭ все большее значение приобретает такая форма контроля и учета знаний учащихся, как тестирование. Тесты как инструмент оценивания существенно отличаются от контрольных работ, поскольку кроме контролирующей функции они имеют и обучающее - тренировочную.
Тестирование может применяться не только в итоговой проверке, но и в текущей, промежуточной. Я использую тесты в своей работе на всех этапах обучения: мотивации, уяснения информации, закрепления и контроля.
В течение учебного года я провожу четыре диагностические работы, на которых проверяю знания по рассматриваемым вопросам и решению заданий, включаемых в содержание материалов итоговой аттестации. Это позволяет вовремя провести коррекцию знаний, умений, навыков школьников.
Считаю, что хорошая результативность предложенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации достигается при соблюдении ряда условий.
1. Раннее проявление интереса обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса в 7 классе.
2. Характерная особенность естественно - научных дисциплин – систематичность, когда любое знание и навык выводятся из предыдущих и сами служат основой последующих. Поэтому систематическое посещение учащимися всех предлагаемых дополнительных курсов – необходимое условие качественной подготовки к итоговой аттестации.
3.Структурирование изучаемого материала должно осуществляться таким образом, чтобы вопросы, изучаемые на элективных предметах, углубляли и расширяли изученное на уроке.
Для успешной сдачи ЕГЭ по химии следует дать учащимся возможность прочного и сознательного овладения основами химических знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях соответствующего профиля. Времени, выделяемого различными программами на проработку отдельных довольно сложных тем школьного курса, не хватает для их эффективного изучения. Поэтому предложенная система подготовки к государственной аттестации позволяет достичь высокого уровня качества знаний выпускников в условиях сельской общеобразовательной школы.
Проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителям в ходе подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии, могут быть сформулированы следующим образом:
Я работаю в общеобразовательных классах сельской школы. Изучение химии в нашей школе идет на базовом уровне. Известно, что заниматься школьник начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два.
Главной организационной формой обучения в средней школе является урок, потому что только на нем реализуется учебная программа.
В практике своей работы я использую все виды уроков в зависимости от дидактических целей, но чаще всего – комбинированный урок. Особое внимание уделяю подготовке и проведению обобщающих уроков, т.к. обобщение и закрепление знаний, приведение их в стройную систему помогает подготовиться к экзамену, а также способствует устранению возникших в процессе обучения пробелов.
Для того чтобы на экзамене учащиеся показали хорошее знание предмета, повторение пройденного материала надо начинать не за 2–3 месяца до конца учебного года, а с первых дней занятий в выпускном классе, ибо успех старшеклассников на экзамене во многом определяется организацией повторения учебного материала. Повторение – обязательное и основное средство достижения глубоких, прочных и осознанных знаний учащихся. К.Д.Ушинский подчеркивал, что “повторение только тогда рационально, когда оно является предупреждением забвения, а не возобновлением забытого”.
Особое значение для повторения и систематизации учебного материала имеют повторительно-обобщающие уроки, в ходе которых необходимо не только выяснить уровень овладения учащимися умениями и навыками, но также систематизировать и обобщить весь изучаемый материал. Повторительно-обобщающие уроки целесообразно проводить после изучения нескольких тем. Например, при изучении органической химии обобщающие уроки я провожу после изучения углеводородов, кислородсодержащих органических веществ и азотсодержащих органических веществ. Это позволяет сопоставить изученные понятия, рассмотреть логические связи, углубить знания на основе новых взаимосвязей.
При проведении обобщающих уроков в конце учебного года особое внимание уделяю химическому эксперименту: демонстрационным опытам, лабораторным и практическим занятиям.
В связи с введением ЕГЭ все большее значение приобретает такая форма контроля и учета знаний учащихся, как тестирование. Тесты как инструмент оценивания существенно отличаются от контрольных работ, поскольку кроме контролирующей функции они имеют и обучающее - тренировочную.
Тестирование может применяться не только в итоговой проверке, но и в текущей, промежуточной. Я использую тесты в своей работе на всех этапах обучения: мотивации, уяснения информации, закрепления и контроля.
В течение учебного года я провожу четыре диагностические работы, на которых проверяю знания по рассматриваемым вопросам и решению заданий, включаемых в содержание материалов итоговой аттестации. Это позволяет вовремя провести коррекцию знаний, умений, навыков школьников.
Считаю, что хорошая результативность предложенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации достигается при соблюдении ряда условий.
1. Раннее проявление интереса обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса в 7 классе.
2. Характерная особенность естественно - научных дисциплин – систематичность, когда любое знание и навык выводятся из предыдущих и сами служат основой последующих. Поэтому систематическое посещение учащимися всех предлагаемых дополнительных курсов – необходимое условие качественной подготовки к итоговой аттестации.
3.Структурирование изучаемого материала должно осуществляться таким образом, чтобы вопросы, изучаемые на элективных предметах, углубляли и расширяли изученное на уроке.
Для успешной сдачи ЕГЭ по химии следует дать учащимся возможность прочного и сознательного овладения основами химических знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях соответствующего профиля. Времени, выделяемого различными программами на проработку отдельных довольно сложных тем школьного курса, не хватает для их эффективного изучения. Поэтому предложенная система подготовки к государственной аттестации позволяет достичь высокого уровня качества знаний выпускников в условиях сельской общеобразовательной школы.
Ирина Владимировна