Похоже, уже все поняли: успешная сдача экзамена по русскому языку в 9 классе зависит от того, что и как мы изучали с пятого класса. Но чем ближе ГИА, тем сильнее стремление учителя больше внимания на уроке уделить непосредственно подготовке к экзамену. Тут кроется серьезная опасность. Создается впечатление, что сдача экзамена и является конечной целью наших с учениками усилий. Мы учим детей языку, чтобы они грамотно писали, умели точно выражать мысли и чувства, понимали, по каким законам язык живет и развивается, осознавали себя его носителями, чувствовали красоту художественного слова. Нельзя всю эту сложную и разнообразную работу ограничивать рамками аттестации. Вот уже девятиклассники при изучении любой темы начали подозрительно спрашивать: «А это есть в тестах ГИА?» Логика их проста: если тема напрямую не представлена в тестах ГИА, стоит ли ее изучать? Конечно, каждому учителю хочется, чтобы ученики хорошо написали сжатое изложение или сочинение на лингвистическую тему. Но было бы ошибкой оставить в своем арсенале только эти формы работы. Предлагая различные аналитические и творческие задания с разнообразными формулировками, разного объема, мы выработаем общеучебные навыки, необходимые в том числе и для выполнения заданий ГИА.
Обратим внимание и на то, что формулировки заданий, скажем, по синтаксису довольно однообразные - предлагается найти предложение определенной конструкции. Велик соблазн натаскивать учеников на такую форму работы, но стоит ли ему поддаваться? Куда продуктивнее сохранить и разбор предложения, и составление предложений по заданной схеме, и запоминание определений, и составление таблиц, и преобразование предложений. А нахождению предложения с заданными признаками найдем место среди прочих заданий.
Практика показывает, что многие девятиклассники не могут правильно выделить грамматическую основу предложения. Естественно, в этом виде работы надо практиковаться. Но будет ли смысл, если не разобраться в причинах ошибок? А причины в том, что ученики не имеют представления об односоставных предложениях, не знают видов сказуемых и способов выражения подлежащего. То есть повторять надо не просто нахождение главных членов, а широкий круг вопросов синтаксиса. Возникает закономерный вопрос: как организовать планомерное повторение учебного материала? Обобщающее повторение невозможно без схем и опор. Они создаются в ходе изучения материала и постоянно используются для повторения. Электронная доска дает возможность применить новые виды схем. Например, при обобщающем повторении теоретического материала удобен денотатный граф. Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения существенных признаков ключевого понятия. Создание такой схемы предполагает выделение ключевого слова или словосочетания; чередование имени и глагола в графе (глагол выражает движение от понятия к его существенному признаку); дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"; соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. Насколько удобна такая схема, можно увидеть на примере такой сложной по структуре теме, как виды сказуемых. Денотатный граф позволяет «разложить по полочкам» основные понятия и проиллюстрировать их наглядными примерами. Один из вариантов подобной схемы я предлагаю в прикрепленном файле.
Комментарий был изменен с момента создания (oster, Wed, 19/12/2012 - 21:44).
Проблемы подготовки к ГИА по русскому языку.
Похоже, уже все поняли: успешная сдача экзамена по русскому языку в 9 классе зависит от того, что и как мы изучали с пятого класса. Но чем ближе ГИА, тем сильнее стремление учителя больше внимания на уроке уделить непосредственно подготовке к экзамену. Тут кроется серьезная опасность. Создается впечатление, что сдача экзамена и является конечной целью наших с учениками усилий. Мы учим детей языку, чтобы они грамотно писали, умели точно выражать мысли и чувства, понимали, по каким законам язык живет и развивается, осознавали себя его носителями, чувствовали красоту художественного слова. Нельзя всю эту сложную и разнообразную работу ограничивать рамками аттестации. Вот уже девятиклассники при изучении любой темы начали подозрительно спрашивать: «А это есть в тестах ГИА?» Логика их проста: если тема напрямую не представлена в тестах ГИА, стоит ли ее изучать? Конечно, каждому учителю хочется, чтобы ученики хорошо написали сжатое изложение или сочинение на лингвистическую тему. Но было бы ошибкой оставить в своем арсенале только эти формы работы. Предлагая различные аналитические и творческие задания с разнообразными формулировками, разного объема, мы выработаем общеучебные навыки, необходимые в том числе и для выполнения заданий ГИА.
Обратим внимание и на то, что формулировки заданий, скажем, по синтаксису довольно однообразные - предлагается найти предложение определенной конструкции. Велик соблазн натаскивать учеников на такую форму работы, но стоит ли ему поддаваться? Куда продуктивнее сохранить и разбор предложения, и составление предложений по заданной схеме, и запоминание определений, и составление таблиц, и преобразование предложений. А нахождению предложения с заданными признаками найдем место среди прочих заданий.
Практика показывает, что многие девятиклассники не могут правильно выделить грамматическую основу предложения. Естественно, в этом виде работы надо практиковаться. Но будет ли смысл, если не разобраться в причинах ошибок? А причины в том, что ученики не имеют представления об односоставных предложениях, не знают видов сказуемых и способов выражения подлежащего. То есть повторять надо не просто нахождение главных членов, а широкий круг вопросов синтаксиса. Возникает закономерный вопрос: как организовать планомерное повторение учебного материала? Обобщающее повторение невозможно без схем и опор. Они создаются в ходе изучения материала и постоянно используются для повторения. Электронная доска дает возможность применить новые виды схем. Например, при обобщающем повторении теоретического материала удобен денотатный граф. Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения существенных признаков ключевого понятия. Создание такой схемы предполагает выделение ключевого слова или словосочетания; чередование имени и глагола в графе (глагол выражает движение от понятия к его существенному признаку); дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"; соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. Насколько удобна такая схема, можно увидеть на примере такой сложной по структуре теме, как виды сказуемых. Денотатный граф позволяет «разложить по полочкам» основные понятия и проиллюстрировать их наглядными примерами. Один из вариантов подобной схемы я предлагаю в прикрепленном файле.