Организация подготовки учащихся к итоговой аттестации по биологии на основе технологии портфолио.
Ежегодно перед учителем возникают вопросы, связанные с организацией подготовки к государственной итоговой аттестации: как наиболее эффективно распределить материал для повторения, какие темы вызывают затруднения, что предпринять, чтобы преодолеть психологические барьеры на пути к экзамену. Кроме того, важным аспектом становится степень осознанности учащимися выбора предмета и необходимости подготовки. Экзамен по биологии, не является обязательными. Как правило, его выбор обусловлен решением родителей учащихся, положительными результатами обучения предмету, сложившимися отношениями с учителем, выбором «за компанию». В результате формируется группа учащихся с различной мотивацией, неодинаковым уровнем готовности по предмету, поэтому первым шагом становится доверительная беседа о предстоящем экзамене, цель которой – выявить отношение к нему, установить самооценку готовности. Среди основных «страхов» чаще всего встречаются боязнь избытка информации, поскольку объем теоретического материала для повторения оказывается значительным, сложных заданий, нехватки времени на выполнение теста. Уровень тревожности тем выше, чем больше учащийся нацелен на высокий балл. На данном этапе важной задачей учителя становится структурирование деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей. Необходимо наметить «контрольные точки» на пути подготовки к экзамену, которые пройдет каждый, но в своем темпе. Нельзя допустить, чтобы ученик сравнивал свои достижения или сложности только с чужими успехами или неудачами, не замечая собственного, пусть медленного, продвижения. Наглядно представить динамику готовности поможет портфолио.
Цель обращения к данной технологии – раскрыть динамику личностного развития, отследить результативность подготовки к экзамену, создать возможность для самооценки учащимся собственной деятельности. Такое портфолио будет включать включает работы учащегося за определенный период времени, которые показывают произошедшие изменения в его знаниях - рабочее портфолио.
Каков бы ни был вид портфолио, оно представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. В данном случае выделяем разделы «Титульный лист», «Цели и задачи», «Об экзамене», «Путь к успеху (рабочие материалы)», «Динамика достижений». Возможно применение страниц-разделителей основных компонентов.
Какие продукты деятельности будет содержать портфолио?
В рабочее портфолио могут быть включены:
· лист целей, которых ученик хотел бы достигнуть в процессе подготовки к экзамену (важно выделить и задачи, пошаговое решение которых поможет приблизиться к желаемому результату);
· план подготовки к экзамену, составленный самостоятельно или с помощью учителя;
· содержание или структура теоретического материала, который необходимо повторить (весьма интересно включать перечень требований к выпускнику основной школы, представленный в Обязательном минимуме содержания основного общего образования);
· правила работы с теоретическим материалом, разработанные с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
· демонстрационная версия экзаменационного теста, на примере которой рассматриваются виды тестовых заданий и методика их решения;
· демонстрационная версия бланка ответов (применение образцов бланков во время подготовки позволяет снять излишнюю тревожность, связанную с представлениями о сложности самой процедуры экзамена, вероятностью ошибки при внесении данных в соответствующие поля);
· подборка тестовых заданий по каждой из тем (целесообразно выдавать не все задания одновременно, а постепенно в течение периода, отведенного в плане на повторение отдельных вопросов дисциплины), выполненных учащимся;
· выполненные лабораторные работы по биологии;
· листы самоконтроля с описанием того, что ученик не понимает в данной теме, в какой помощи нуждается;
· работы над ошибками, выполненные в классе и дома;
· варианты тренировочных экзаменационных работ, выполненных учащимся с анализом допущенных ошибок;
· индивидуальный лист динамики с указанием количества баллов, набранных при решении различных вариантов экзаменационных работ;
· итог – лист результата экзамена.
Перечень продуктов деятельности может быть изменен, но подобный подход позволяет не только структурировать работу учащихся, но и стимулировать их к рефлексивной деятельности, способствовать повышению осознанности в отношении подготовки к экзамену.
Поскольку цель – это рефлексия собственной готовности к экзамену, то оценивание портфолио со стороны учителя можно считать излишним, однако регулярные беседы с учащимися позволят направлять их работу, отслеживать и своевременно корректировать затруднения.
В своей практике технологию портфолио при подготовке обучающихся к ГИА использую первый год. Из 17 ребят, выбравших биологию для сдачи, 10 ведут портфолио, отмечают свои достижения и промахи в процессе подготовки к экзамену.
Организация подготовки учащихся к итоговой аттестации по биологии на основе технологии портфолио.
Ежегодно перед учителем возникают вопросы, связанные с организацией подготовки к государственной итоговой аттестации: как наиболее эффективно распределить материал для повторения, какие темы вызывают затруднения, что предпринять, чтобы преодолеть психологические барьеры на пути к экзамену. Кроме того, важным аспектом становится степень осознанности учащимися выбора предмета и необходимости подготовки. Экзамен по биологии, не является обязательными. Как правило, его выбор обусловлен решением родителей учащихся, положительными результатами обучения предмету, сложившимися отношениями с учителем, выбором «за компанию». В результате формируется группа учащихся с различной мотивацией, неодинаковым уровнем готовности по предмету, поэтому первым шагом становится доверительная беседа о предстоящем экзамене, цель которой – выявить отношение к нему, установить самооценку готовности. Среди основных «страхов» чаще всего встречаются боязнь избытка информации, поскольку объем теоретического материала для повторения оказывается значительным, сложных заданий, нехватки времени на выполнение теста. Уровень тревожности тем выше, чем больше учащийся нацелен на высокий балл. На данном этапе важной задачей учителя становится структурирование деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей. Необходимо наметить «контрольные точки» на пути подготовки к экзамену, которые пройдет каждый, но в своем темпе. Нельзя допустить, чтобы ученик сравнивал свои достижения или сложности только с чужими успехами или неудачами, не замечая собственного, пусть медленного, продвижения. Наглядно представить динамику готовности поможет портфолио.
Цель обращения к данной технологии – раскрыть динамику личностного развития, отследить результативность подготовки к экзамену, создать возможность для самооценки учащимся собственной деятельности. Такое портфолио будет включать включает работы учащегося за определенный период времени, которые показывают произошедшие изменения в его знаниях - рабочее портфолио.
Каков бы ни был вид портфолио, оно представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. В данном случае выделяем разделы «Титульный лист», «Цели и задачи», «Об экзамене», «Путь к успеху (рабочие материалы)», «Динамика достижений». Возможно применение страниц-разделителей основных компонентов.
Какие продукты деятельности будет содержать портфолио?
В рабочее портфолио могут быть включены:
· лист целей, которых ученик хотел бы достигнуть в процессе подготовки к экзамену (важно выделить и задачи, пошаговое решение которых поможет приблизиться к желаемому результату);
· план подготовки к экзамену, составленный самостоятельно или с помощью учителя;
· содержание или структура теоретического материала, который необходимо повторить (весьма интересно включать перечень требований к выпускнику основной школы, представленный в Обязательном минимуме содержания основного общего образования);
· правила работы с теоретическим материалом, разработанные с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
· демонстрационная версия экзаменационного теста, на примере которой рассматриваются виды тестовых заданий и методика их решения;
· демонстрационная версия бланка ответов (применение образцов бланков во время подготовки позволяет снять излишнюю тревожность, связанную с представлениями о сложности самой процедуры экзамена, вероятностью ошибки при внесении данных в соответствующие поля);
· подборка тестовых заданий по каждой из тем (целесообразно выдавать не все задания одновременно, а постепенно в течение периода, отведенного в плане на повторение отдельных вопросов дисциплины), выполненных учащимся;
· выполненные лабораторные работы по биологии;
· листы самоконтроля с описанием того, что ученик не понимает в данной теме, в какой помощи нуждается;
· работы над ошибками, выполненные в классе и дома;
· варианты тренировочных экзаменационных работ, выполненных учащимся с анализом допущенных ошибок;
· индивидуальный лист динамики с указанием количества баллов, набранных при решении различных вариантов экзаменационных работ;
· итог – лист результата экзамена.
Перечень продуктов деятельности может быть изменен, но подобный подход позволяет не только структурировать работу учащихся, но и стимулировать их к рефлексивной деятельности, способствовать повышению осознанности в отношении подготовки к экзамену.
Поскольку цель – это рефлексия собственной готовности к экзамену, то оценивание портфолио со стороны учителя можно считать излишним, однако регулярные беседы с учащимися позволят направлять их работу, отслеживать и своевременно корректировать затруднения.
В своей практике технологию портфолио при подготовке обучающихся к ГИА использую первый год. Из 17 ребят, выбравших биологию для сдачи, 10 ведут портфолио, отмечают свои достижения и промахи в процессе подготовки к экзамену.