После уроков...
Мои тревоги - музей...
Мои радости - музей...
Мои надежды - музей…
Вот уже четыре года я руковожу школьным музеем. Это очень ответственное дело: знать историю школы и многих учеников, работать с экспозициями и экспонатами. Главное вовлечь к работе ребят школы, чтобы они с интересом посещали музей и это им доставляло удовольствие...Но вместе с тем есть и тревоги, радости и надежды...
«Память времени — к ней обращаемся чаще и чаще
Нет прекраснее чувства: веков постигать глубину,
И как важно, что ценности непреходящи,
Что мы бережно любим, храним старину».
XXI век. Век новых технологий, новых школьных перемен, но значимость гражданско-патриотического воспитания школьников возрастает с каждым годом. Воспитать достойных граждан России с высоким чувством патриотизма и гражданского долга. Это одна из главных воспитательных задач школы. Как же школьный музей способствует воспитанию гражданина и патриота России, готового отстаивать интересы нашей Родины? Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, истории, культуре и традициям русского народа. «Родина, любимая и милая…», чувство любви мы познаем с раннего детства. Воспитание любви к Родине, воспитание патриотов своей Родины, воспитания патриотизма и гражданской позиции можно просмотреть на примере нашего школьного музея.
Звонок с шестого урок. Вот группа ребят 7 класса стоят у кабинета школьного музея и ждут с нетерпением, когда для них распахнется дверь. Музей – это хранилище тайн и секретов, которое притягивает к себе и увлекает в прошлое, как водная стихия. Что же привлекает ребят в музее «Истории нашей школы»? В доверительной беседе, одни восхищались военной экспозицией, другие говорили о быте прабабушек и дедушек, а затем испытывали ткацкий станок в работе; кому-то понравилась экскурсия «Пионерское движение», особенно горн, барабан, вымпелы, пионерские значки, флажки пионерской группы и торжественное обещание пионеров Советского Союза. Сравнивают пионерскую организацию и органы самоуправление в школе сегодня. Знают о том, что дружина нашей школы носила имя героя Советского Союза Михаила Илларионовича Рысева, завоевывала трижды право правофланговой дружины среди школ города Гатчины. Находят интересные факты жизни пионерской и комсомольской организации в школе. Читают газеты «Пионерская правда» и «Комсомольская правда», которые изданы пятьдесят лет тому назад. Привлекают внимание газеты, выпущенные в 1945 году ко Дню Победы, где обращение И.В.Сталина к русскому народу по случаю победы над фашистской Германией; 1960 год-запуск космического корабля с Юрием Алексеевичем Гагариным. Разве это не гордость за наших соотечественников!?
Музей живет, он как источник моего вдохновения, вместе тем есть у меня и тревоги. Возникают мысли о том, всегда ли школьный музей останется центром внимания школьников? Как лучше сохранить экспонаты музея? Как лучше использовать площадь музея, создавая все новые и новые экспозиции. Каким образом, провести реконструкцию музея, кто возьмет на себя решение финансового вопроса? Много вопросов, но, в настоящее время, меня, как руководителя музея, радуют успехи ребят, которые посещают музей. Юные экскурсоводы радуют проведением увлекательных экскурсий.
Первое знакомство с музеем школы начинаем экскурсией "История школьного музея".
«Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем.
Все начинается с детства».
С.Михалков
Школьный музей МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 7» находится в городе Гатчина, улица Беляева, дом 14, почтовый индекс 188301, телефон 2-14-69.
Когда звучит этот адрес музея, ребята настораживаются и сосредотачивают свое внимание.
«... Первый в городе краеведческий музей был открыт 13 января 1960 года в средней школе №7. Руководителем музея был учитель географии Андрей Христофорович Буш. Краеведческий же музей города Гатчины был открыт намного позже, в ноябре 1967года на основе некоторых материалов и экспонатах школы».( Об этом нам поведала газета « Гатчинская правда» за 21 сентября 1996 года, рублика « Из копилки краеведа; все о Гатчине и гатчинцах»).
К 90-ым годам прошлого столетия в школе накопилось много старинных фотографий, записей с воспоминаниями старожил, классных альбомов, дневников пионерских отрядов и некоторых архивных документов. По инициативе директора школы Алексеевой Галины Николаевны и заместителя директора по воспитательной работе Никифоровой Галины Васильевны. Так родилась идея создания в стенах школы музея. Его авторами были директор школы Г.Н. Алексеева, завуч В.Н. Медведева и зам. директора по воспитательной работе Г.В. Никифорова. Руководителем школьного музея была назначена Валентина Никандровна Медведева. Профиль музея - музей исторический. Полное название музея - «Музей истории школы № 7». 3 февраля 1993 года музей был открыт. Эта дата и стала точкой отсчёта в истории музея школы.
Главная цель создания музея в школе - восстановить и сохранить в памяти историю школы и родного края, всё то, что напоминает нам о славном прошлом Мариенбурга.
Большой ценностью музея являются классные альбомы. Первый из них датируется 1957 годом. Оформлен он был выпускниками, которыми руководила Валентина Никандровна Медведева.
• Главная экспозиция музея «Моя малая родина - Мариенбург».
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Эту любовь надо воспитывать. Помогает в данной работе музей, в экспонатах которого - вся летопись школы.
Цель создания музея - восстановить и сохранить в памяти историю родного края, все то, что напоминает нам о славном прошлом Мариенбурга. Данный материал собирался по крупицам и создавался на основе записей воспоминаний старожил, старинных фотографий, например,
• 1916 г. Платформа Мариенбурга;
• 1918 г. Добровольная Пожарная Дружина.
• История Мариенбурга и Егерской Слободы – это времена Павла I, который планировал на берегу реки Пилинки (Колпанки) построить Мариенбургскую крепость и фарфоровый завод. В силу того, что царствование его было непродолжительным, проекты не были реализованы. Во второй половине XIXвека, во времена царствования Александра II, императорские охоты были перенесены из Петергофа в Гатчину.
• Первая улица Мариенбурга - Набережная (И. Рыбакова). По настоящее время здесь сохранились уникальные здания деревянного зодчества, здания Дворцовой аптеки и валяльщика Иовлева.
• На бывшей Зверинской улице (ныне улица Васкова) сохранился дом белошвеек, а у платформы Мариенбург - дом-усадьба географа-путешественника Иогансона. В том же доме одно время проживала Зинаида Гиппиус, поэтесса революционного времени. Несколько лет тому назад, там находилась аптека (до 2003 года), а сейчас магазин «Садовод».
Традиции школы.
За 78 лет существования нашей школы в ней появилось много традиций, которые ученики, учителя и родители свято берегут, сохраняя тем самым преемственность поколений, воспитывая любовь, уважение к истории родной школы и стремление приумножать ее славу.
«…Чтоб выше радуги поднять
престиж и славу нашей школы…»
Для нашей школы традиционными стали мероприятия: праздник Первого звонка, День учителя, новогодние праздники, День защитников Отечества и 8 Марта, выпускные вечера. Кроме того, традиционными для школы стали праздники, посвященные Дню Матери, Масленица и День Здоровья, встречи с ветеранами, Дни прорыва блокады.
Остались и КВНовские традиции. Каждый год проводится турнир КВН между классами, а сборная команда школы «Взрывной характер-2» стала дважды чемпионом в областном турнире среди школьных команд КВН и нашла своих поклонников не только в Ленинградской области, но и в Финляндии во время международного фестиваля КВН в 2004 году. Каждый год приходят новые ребята в команду КВНа и радуют нас своими выступлениями. Традиционны не только мероприятия, проводимые ежегодно, но и система отношений, сложившаяся в нашей большой школьной семье. В работе с учащимися мы сделали акцент на формирование у детей потребности в саморазвитии и самореализации в условиях свободного выбора, на воспитание у ребят творческой инициативы, самостоятельности в решении личных и общественных проблем, ответственности за себя и других. И на первый план в воспитании таких качеств выходит ученическое самоуправление, которое, по нашему мнению, обеспечивает социализацию каждого ребенка и способствует сохранению и передаче традиций от старших к младшим.
В начале учебного года проводится ученическая конференция, на которой ребята планируют работу Совета старшеклассников, выбирают руководителей центров «Знания», «Дисциплина и Порядок», «Досуг», «Труд», «Спорт и Здоровье», «Пресс-центр». Высшим органом ученического самоуправления является Совет старшеклассников. У каждого центра есть куратор из числа педагогов.
На протяжении 25 лет в начале марта в школе проводится День дублера. Педагогический коллектив передает в этот день бразды правления в руки учеников 11 класса, будущих выпускников, а сами учителя отправляются за парты «грызть гранит науки».
Ученическую газету «Школьный калейдоскоп» читают ребята не только нашей школы, с ней знакомы даже в Ленинградской области. На страницах которой, ребята рассказывают о радости и печали, победах и поражениях, надеждах и разочарования. Хочется надеяться, что издание газеты станет интересным творческим делом хотя бы для части наших учащихся, и это, в свою очередь, благотворно скажется на школьной атмосфере в целом. Журнал «Солнечный круг» радует всех вокруг, его знают многие друзья школы, например, школьники из Германии.
Гордимся учениками, талантливыми и одарёнными. Школа ведет летопись достижений наших учеников, учителей, бережно хранит классные альбомы, в которых освещены самые яркие события детских коллективов за десять лет, проведенных в стенах любимой школы.
В музее проходят экскурсии, посвященные Великой Отечественной войне, оккупации и блокаде нашего города Красногвардейска. Привлекают внимание школьников творческий конкурс «Мы этой памяти верны», митинги в парке «Сильвия» и у мемориала «Героя Советского Союза Сторожакова», классные часы, посвященные освобождению Гатчины от фашистских оккупантов, возложение цветов к мемориальным доскам героев Отечественной войны, конкурсы чтецов, встречи школьников с ветеранами.
На мой взгляд, школа, которая стремится создать для себя доброе имя и через традиции сберечь это доброе имя, имеет будущее - это наши ученики.. В нашем музее есть стенды, возле которых дети с замиранием сердца слушают рассказы о наших выпускниках — героях России, награжденных орденами мужества посмертно. Это стенды памяти Аркадия Рассулова и Андрея Шамотина, погибших в Чечне.
Война в мирное время. Наши выпускники в Чеченской войне.
«И скажут, честь, воздав сполна,
дивясь, ушедшей были:
какие были времена,
какие люди были»...
Рассулов Аркадий Олегович родился 31 декабря в городе Нарьян-Маре, Ненецкого автономного округа. В первый класс был зачислен в школу № 7, города Гатчины. Окончив 8классов, поступил в Суворовское училище, затем в Казанское Высшее танковое командное училище. Аркадий награжден медалью «За отличие в воинской службе». Снова учеба, но теперь в Москве, в академии.
Летом 1996 года грянули новые события в Грозном, ставшие для всей страны шоком. Просочившиеся сквозь Российские блокпосты боевики вновь почти без потерь наводнили собою и оружием город. Танкистам довелось опять-таки первыми прорываться по полуразрушенным улицам.
Из хроники боевых действий: «31 июля 1996 года в районе поселка Шали во время вынужденной остановки (работа саперов на маршруте) в 13 часов 10 минут прямым попаданием снаряда противника в башню танка № 523 произошло его возгорание. В результате попадания был тяжело ранен заместитель комбата капитан Рассулов Аркадий Олегович. После эвакуации раненых из горящего танка через 3 минуты детонировал боекомплект...»
Шамотин Андрей Викторович. Выпускник нашей школы, офицер Российской Армии, погиб в Чечне, защищая мир и спокойствие на Чеченской земле.
С большим интересом ребята ведут поисковую и исследовательскую работу по истории нашего микрорайона и о выпускниках нашей школы. Удачными были проекты «Напишем книгу памяти вместе», в котором экскурсоводы музея Слесаренко Мария и Матвеева Полина представляли материал о выпускнике школы Рассулове Аркадии; Маслова Анастасия и Попова Дарья вели поисковую работу о другом выпускнике школы – Шамотине Андрее Викторовиче.
Многие события за короткое время стираются из памяти человека, уходят и люди участники событий, но в школьном музее все остается… Школьный музей – это хранитель истории и традиций школы, нашего микрорайона Мариенбурга. Выпускники посещают музей школы через пять, десять,…сорок лет, вспоминают школьные годы. О встречах говорят записи в книге отзывов. Школьный музей принимает участие в воспитании у подрастающего поколения, формирует гражданственность и патриотизм, любовь к Родине и нашему народу. Музей способствует развитию самостоятельности. Я надеюсь, что музей школы будет оставаться центром гражданско-патриотического воспитания учеников. Ребята будут знать сою родословную нескольких поколений, будет возрастать значимость и ценность семьи с ее традициями. А экскурсоводы школы будут, по-прежнему, вести поиски, работать с экспонатами и представлять экскурсии.
|
На: После уроков - Лариса Владимировна Волк
Уважаемая Лариса Владимировна! Замечательно, что Вы занимаетесь такой важной и кропотливой работой! Это прекрасно, когда наши ученики изучают прошлое, хранят его. Вместе с Вами они ищут, исследуют, оформляют. Вы учите детей хранить и беречь прошлое, настоящее и будущее. Успехов Вам в Вашем интересном, но очень нелёгком деле.
На: После уроков - Лариса Владимировна Волк
Уважаемая Лариса Владимировна! Всегда восхищаюсь теми, людьми, которые занимаются созданием и деятельностью школьных музеев. Вы - большая молодец! Знание истории своего народа, родного края так необходимо подрастающему поколению. Этот Ваш труд обязательно принесет большие плоды. Удачи всем работникам школьного музея!
На: После уроков - Лариса Владимировна Волк
так как я сам в какой то мере участвую в жизни музея, то могу скаать ,что Лариса Владимировна прекрасный специалист, а ее знания восхищают, что доказывает эта работа!
На: После уроков - Лариса Владимировна Волк
Вот всё и получилось! Вы, Лариса Владимировна, своим примером доказываете, что замечательный учитель всегда является и прекрасным учеником! Вот вам покоряются уже не Гималаи на планете Земля, а даже сетевые конкурсы на планете ИКТ...!!! Географы в освоении любых неизведанных земель всегда впереди!
На: После уроков - Лариса Владимировна Волк
Спасибо Вам, Лариса Владимировна, за Ваш труд. Музей стал живым, интересным местом, притягательным как для детей, так и для учителей.