Привлечение семьи к организации деятельности младших школьников по формированию читательской компетентности
Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не
научился при этом учиться.
Э.Тоффлер
В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
При беседах на родительских собраниях, встречах, родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются ко мне за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
Цель, которую я ставлю– это привлечение семьи к организации деятельности младших школьников по формированию читательской компетентности .
От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад внеклассных мероприятий, уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности, а так же систематическая работа с родителями в этом напрвлении.
Основными формами работы, которые я использую в формировании у детей читательской компетенции с помощью родителей являются родительские собрания, проведённые вместе с детьми, совместные творческие проекты, «Круглые столы», дискуссии, индивидуальные беседы с родителями, совместные коллективные творческие дела, дни открытых дверей, тренинги, организация проблемно-деятельностных игр.
Анализируя свой опыт, я пришла к выводу, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы, когда он видит не только читающего учителя в классе, а и членов своей семьи. Поэтому одним из предпосылков повышения качества чтения я вижу не только целенаправленное управление обучением чтению, но и привлечение всей семьи к совместному чтению.
К родительским собраниям, посвященным вопросам детского чтения, непременно устраиваем книжные выставки, которые тут же рассматриваем и обсуждаем.
Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. И это нужно помнить при беседах с детьми, чтобы они не превращались в нудное «выспрашивание», которое никакой радости ни взрослому, ни ребенку не приносит.
На консультации со школьным психологом родители получают рекомендации, как поощрять детей к творчеству, избегать даже случайных насмешек в отношении ребят, любящих книги. Брошенная в шутку фраза: «Ну, опять уткнулась в книгу!» может быстро погасить интерес к знаниям. Не следует также превращать обсуждение книг в экзамен и наказывать детей за то, что они отвечают не так, как хотелось бы родителям. Нельзя заставлять ребенка читать книгу без предварительного разговора о ней. Если тяга к чтению идет от сердца, она, наверное, сохранится у человека на всю жизнь.
Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.
|
На: Беседы с родителями - Ольга Николаевна Михайлова
Ольга Николаевна!
Огромное спасибо за размещенный материал на очень актуальную тему. Многое можно использовать в своей педагогической практике.
Дальнейших Вам успехов!!!
На: Беседы с родителями - Ольга Николаевна Михайлова
Ольга Николаевна, приветствую Вас на просторах сетевого сообщества.
Абсолютно согласна с Вами в том, что формирование читательской компетентности младших школьников происходит прежде всего в семье, а значит, совместное семейное чтение - естественный путь воспитания активного читателя.
Обязательно воспользуюсь вашими материалами в своей работе. Спасибо за актуальность темы. Такие материалы очень востребованы.
На: Беседы с родителями - Ольга Николаевна Михайлова
Уважаемая Ольга Николаевна! Мне очень понравилась ваша работа, особенно методы, которыми вы прививаете любовь к чтению, к книге.
На: Беседы с родителями - Ольга Николаевна Михайлова
Ольга Николаевна, желаю успехов в новом начинании! Голосую за Вас!
На: Беседы с родителями - Ольга Николаевна Михайлова
Здравствуйте,Ольга Николаевна! Большое спасибо за полезную подборку информации. Тема, которую Вы освещаете на этой странице, действительно очень актуальна. Ольга Николаевна, успехов Вам в работе. Спасибо за интересные, творческие мысли.