Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



батыево нашествие

Submitted by ольга николаевна шеенкова on Fri, 09/11/2012 - 08:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шеенкова Ольга Николаевна
Место работы, должность: 
КГБОУ НПО ПУ 12 г.Николаевск-на-Амуре
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

1.     Раскрыть милитаристский (военно-грабительский) характер монгольской державы Чингисхана, реакционный характер монгольских завоевателей и героическую борьбу народных масс против завоевателей.

2.     Развитие умений и навыков самостоятельной работы с картой, текстом учебника, выбирать главное, делать выводы.

3.     Способствовать патриотическому воспитанию на примерах героической борьбы русского народа против захватчиков.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

атлас «История России»,  учебник «История России  с древнейших времен до конца XVIвека» (Сахаров А.Н)

Используемое оборудование: 

Оборудование:презентация «Татаро-монгольское нашествие» (содержит иллюстрации), схема «Система властвования Золотой Орды над русскими землями», атлас «История России», материал учебника «История России  с древнейших времен до конца XVIвека» (Сахаров А.Н)

Используемые ЦОР: 

презентация «Татаро-монгольское нашествие» (содержит иллюстрации), схема «Система властвования Золотой Орды над русскими землями»

Краткое описание: 
Конспект урока по теме «Батыево нашествие». Методическая разработка предназначена для преподавателей, содержит различные виды самостоятельной работы учащихся на уроке. Разработка может быть использована полностью (как урок изучения нового материала), а также фрагментарно (презентации с иллюстрациями для внеклассной работы, задания для контроля знаний и умений учащихся).

"

Тема: «Батыево» нашествие

Тип урока:

·        урок изучения нового материала; комбинированный

·        развития познавательных умений

·        организации «обратной связи»

 

Основные понятия: ханы, курултай, Золотая Орда, баскаки, иго, ярлык, «ордынский выход».

Оборудование:презентация «Татаро-монгольское нашествие» (содержит иллюстрации), схема «Система властвования Золотой Орды над русскими землями», атлас «История России», материал учебника «История России  с древнейших времен до конца XVIвека» (Сахаров А.Н)

 

План урока

 

I.                  Вступительная беседа

1)    Дайте определение «феодальная раздробленность»

2)    Назовите основные причины раздробленности Руси

3)    Раскройте плюсы и минусы феодальной раздробленности

 

Период феодальной раздробленности сопровождается упадком политического  и военного могущества Руси, чем и воспользовались монголо-татары.

II.               Изучение нового материала

1.     Образование Монгольской империи. Чингисхан. Начало завоеваний.

2.     Трагедия на Калке.

3.     Нашествие Батыя на Русь.

4.     Установление монголо-татарского ига.   

 

Презентация «План урока». Слайды 1-2

1.     Начало XIII века явилось важным хронологическим рубежом в средневековой истории. В этот период почти вся Азия подверглась опустошительному монгольскому завоеванию, имевшему всемирно-историческое значение. Что касается Руси, то это событие коренным образом повлияло на ход всей русской истории.

Презентация «Татаро-монгольское нашествие». Слайд 1

В начале XIIIвека у монголов, издавна кочевавших в степях Центральной Азии, происходит разложение родового строя. На смену ему приходят раннефеодальные отношения.  Знать постепенно накапливает богатства. Важным источником обогащения становится военная добыча.

Постепенно происходит объединение племен, складывается сильное государство, которое возглавляет Темучин – Чингисхан.

С.152. значение понятий «курултай», «Чингисхан».

Презентация «Татаро-монгольское нашествие». Слайды 2-3

Имя Чингисхан переводится на русский язык следующим образом: «Хан великий как океан». Океаном  монголы считали озеро Байкал, самый известный им в то время водоем.

Первые завоевания. С.152-153. выпишите в тетрадь.

Презентация «Татаро-монгольское нашествие». Слайды 4-5

Какие преимущества были у монголо-татар, которые позволили им подчинить себе более развитые народы? С.152-153. Учащиеся делают запись в тетрадь.

2.

Карта с.159 (атлас с.5)

Учащиеся обращают внимание на дату и место первой встречи русских с татарами.

31 мая 1223 г. Калка.

Первое столкновение монголов с русскими.  Из-за несогласованности в действиях русские дружины потерпели поражение.

Определите причину поражения:

На помощь половцы позвали
Отбить татарские полки,
Но нет единства меж князьями,
Хоть кони быстры и легки.
И сеча та была сурова
У протекающей реки…
Татары пленников связали,
Покрыли досками и там
 На них победу пировали…

Презентация «Татаро-монгольское нашествие». Слайд 6

Однако монголы не воспользовались этой победой для дальнейшего продвижения на территорию Руси – они повернули на восток и ушли в заволжские степи.

Таким образом, русский народ получил исторический шанс сплотиться, объединить усилия перед грозящей опасностью, однако царившая на Руси раздробленность, распри князей и их притязания не позволили этого.

                

3. В 1235 году на курултае монгольских феодалов было принято решение о походе на Запад, в Европу. Поход возглавил хан Батый, внук Чингисхана. 

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня…

Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
 Топча сухие ковыли.

Карта с.159 (атлас с.5)

Декабрь 1237 года – начало монгольского вторжения на Русь. Первым городом на пути врага стала Рязань.  «Требуем от вас, горожане, 10 часть во всем –заявили послы Батыя – в людях, в князях, в конях».

Князь Юрий Игоревич так ответил на требование сдать город: «Только когда нас в живых не будет, тогда все ваше будет».

«Некому было стонать и плакать, некому было скорбеть о погибших, родителям о детях, детям о родителях, братьям о братьях – все вместе лежали мертвые…» (Завоевание Рязани Батыем)

Герой рязанский боярин Евпатий Коловрат.

 Презентация «Татаро-монгольское нашествие». Слайды 7-9

После разгрома Рязани и разорения рязанской земли произошла еще одна битва с рязанцами в Суздальской земле. Батый  выиграл то сражение, но пленников после битвы отпустил.(Мы со многими царями во многих землях, на многих бранях бывали, но таких удальцов не видали. Эти люди крылаты и не знают смерти, сражаясь один с тысячью, а два с тьмою» с этими словами были отпущены пленники из отряда Евпатия Коловрата, а тело героя было отдано для погребения).

Презентация «Татаро-монгольское нашествие». Слайд 9

Дополнительный материал: Надеясь откупиться, князь рязанский отправил к Батыю сына Федора с богатыми дарами. Батыю донесли, что Федор женат на знаменитой красавице, княжне Евпраксии. И на просьбу о мире Батый попросил Федора привезти свою красавицу-жену. Получив отказ, он приказал умертвить все посольство.

Узнав о смерти мужа, княгиня Евпраксия вместе с сыном, грудным ребенком, бросилась из терема и разбилась.

Презентация «Татаро-монгольское нашествие». Слайд 10

Козельск «злой» город: Горожане и дружина поклялись не посрамить своего малолетнего князя: «Наш князь младенец, но мы, как подобает русским людям, умрем за него, чтобы в мире оставить добрую славу, а за гробом принять бессмертие».

Семь недель монголы осаждали город, разбили стены, но русские вышли на бой и полегли все до единого, - как пишет летописец, - на телах мертвых врагов. Батый приказал без пощады уничтожить всех женщин, стариков и детей, а Козельск назвать Злым городом.

Презентация «Татаро-монгольское нашествие». Слайд 11-12

Далее учащиеся работают с текстом учебника с.156-158. Составляют хронологическую таблицу «Монгольское завоевание Руси». Карта с.159.

Дата

Событие

 

 

 

Презентация «Хронологическая таблица».

К 1242 году Батый подчинил себе всю Русь.  Карта с.159. В низовьях Волги Батый основал государство Золотая Орда со столицей Сарай.

4. На Руси было установлено монголо-татарское иго.

С.160-161. Учащиеся дают определение и раскрывают понятие «иго», работая со схемой:

Схема "Система властвования Золотой Орды над русскими землями"

 

Учащиеся дополняют схему, используя понятия: ханский ярлык, ордынский выход, карательные операции, поплужное, ямские деньги

Презентация «Золотая Орда». Слайды 1-2.

С.162. Учащиеся составляют план «Последствия монгольского ига»

 

III.           Закрепление.  Словарь понятий:

·        Иго

·        Курултай

·        Баскак

·        Ярлык

·        Ордынский выход

·        Золотая Орда

Презентация «План урока». Слайд 3.

 

IV.           Домашнее задание. §11, вопросы на с.163-164

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
золотая орда.ppt 60 KB
план урока.ppt 66.5 KB
татаро-монгольское нашествие.ppt 940 KB
хронологическая таблица.ppt 20 KB


На: батыево нашествие


Спасибо! Отличный урок!



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн