Методика проведения урока.
Класс: 8
Название раздела: Технология обработки числовой информации.
Название темы: Относительные и абсолютные ссылки
Тип урока: Комбинированный урок.
Цели урока:
- Способствовать формированию знаний терминов относительные и абсолютные ссылки и умений вводить формулы и вычислять по ним в электронных таблицах.
- Способствовать развитию логического мышления учащихся.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, умения анализировать свою работу, умения объективно оценивать результат своей работы.
Программное обеспечение: MicrosoftExel
Техническое обеспечение: для учителя-ПК, интерактивная доска, для учащихся-ПК.
Количество академических часов: 1 час.
Технологии: технология РКМ (вызов-реализация смысла-рефлексия), личностно-ориентированное обучение, компетентностный подход.
Формы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы: проблемно-поисковые, практические, управления учебными действиями, формирования позновательного интереса, контроля.
Приёмы: развития речи, конструирования, комментированного решения, развития навыка составления проблемного вопроса.
Структура урока:
- Организационный этап -1 мин..
- Эмоционально – мотивационный-3 мин.: принятие школьниками учебной задачи или её самостоятельная постановка
- Этап целеполагания (оргдеятельностный)-1 мин.: осознание цели теоретического преобразования материала, преобразование предметных условий с целью построения абстрактной модели, планирование деятельности по поиску решения учебной задачи;
- Этап эмпирического моделирования-5 мин.: создание эмпирической модели знания с использованием актуализированных знаний в совместно распределенной форме коллективной учебной деятельности;
- Этап теоретического моделирования-10 мин.: преобразование модели от абстрактного к конкретному с целью изучения ее свойств, обнаружения существенных взаимосвязей внутри модели и в соотношении с элементами целостной системы, теоретическая рефлексия;
- Творческий-20 мин: применение созданной теоретической модели к решению частных задач, практическая рефлексия;
- Контроль и оценка-5 мин (этап совершенствования деятельности): осознание способов использования модели на практике, оценка и контроль полученных результатов.
Ход урока.
№
|
Этапформирования ключевых компетенций
|
Ключевые компетенции
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Организационный этап
|
|
Приветствие.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Организация внимания.
|
Приветствие.
|
2
|
Эмоционально -
мотивационный
|
Эмоционально – психологические компетенции:
- учение с интересом;
- доверие педагогам;
- умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях.
|
Проблемный вопрос:
Кто быстрей?
Предлагает выполнить Задание 1 без помощи калькулятора на время.
Выполняют расчёты Задания 1 в MicrosoftExel.
Сравнивают кто быстрее выполнил. Почему?
|
Выполняют расчёты Задания 1.
Предполагаемые ответы:
Учитель использовал MicrosoftExel.
Да.
|
3
|
Организационно –
деятельностный
|
Регулятивные компетенции:
- определение целей учебной деятельности;
- ответственность за результаты учебы;
- концентрация на учебе;
- умение делать заключительные выводы.
|
Хотите научиться также быстро выполнять расчёты для разного рода задач?
Цель: научиться выполнять расчёты для разного рода задач в MicrosoftExel.
Какие вопросы надо себе поставить, чтобы добиться цели?
|
Да.
Предполагаемые ответы:
Из чего состоит формула?
Что такое ссылка?
Какие ссылки бывают?
Как ссылки записываются?
Какие задачи можно решать на основе формул в MicrosoftExel?
или
Что нада знать?
Что надо уметь?
Какие задачи можно решать?
|
4
|
Этап эмпирического
моделирования
|
Социальные компетенции:
- проявление терпимости к другим мнениям и
позициям;
- оказание помощи другим учащимся;
- умение сотрудничать с другими учащимися;
- умение работать в группе.
|
Вопросы на повторение:
Что это MicrosoftExel?
Что такое электронная таблица?
Каковы объекты электронной таблицы?
Для чего используются электронные таблицы?
|
Предполагаемые ответы:
Электронная таблица.
Электронная таблица — это широко распространенная и мощная информационная технология, предназначенная для профессиональной работы с данными (компьютерный эквивалент обычной таблицы, вклетках (ячейках) которой записаны данные различных типов: тексты, даты, формулы, числа).
Таблица: строка, столбец, ячейка, диапазон ячеек, диаграмма: ряд, ось, заголовок, область построения, легенда
Электронные таблицы используются для:
— подготовки табличных документов, обработки сводок, составления реестров и прочих документов;
— проведения анализа с использованием механизмов поиска и сортировки данных;
— проведения однотипных расчетов над большими наборами данных;
— создания баз данных;
— автоматизации итоговых вычислений;
— построения диаграмм и графиков по имеющимся данным и другие работы.
|
5
|
Этап теоретического
моделирования
|
Учебно – познавательные компетенции:
- умение учиться;
- умение отыскивать причины явлений;
- самостоятельное выявление допущенных ошибок;
- самостоятельное выполнение домашнего задания.
|
Запишите тему урока.
Предлагает выполнить Задание 2 в тетрадях:
- Прочитайте текст «Ссылки в Microsoft Excel ».
- Обсудите в паре заполнение кластера.
- Заполните кластер в своих тетрадях.
Обсуждение вопросов поставленных учащимися:
Из чего состоит формула?
Что такое ссылка?
Какие ссылки бывают?
Как ссылки записываются?
Какие задачи можно решать на основе формул в MicrosoftExel?
|
Записывают тему в тетрадях.
Работают с текстом «Ссылки в Microsoft Excel », заполняют кластер в тетрадях.
Предполагаемые ответы:
=; знаки +, –, *, / и ^; ссылки.
Ссылка в Microsoft Excel — адрес ячейки или связного диапазона ячеек.
Относительныминазываются ссылки, которые при копировании в составе формулы в другую ячейку автоматически изменяются.
Абсолютныминазываются ссылки, которые при копировании в составе формулы в другую ячейку не изменяются.
Относительная А2, абсолютная $А$2.
?
|
6
|
Творческий
этап
|
Творческие компетенции:
- умение принимать решения в различных ситуациях;
- умение заявлять о своих потребностях и интересах;
- умение находить другие источники информации;
- способность генерировать другие способы решения
проблемы.
|
Чтобы ответить на этот вопрос выполним Практическую работу на ПК (Подготовлен цифровой образовательный ресурс-ЦОР в Excel).
Самостоятельная работа.
Оценивает работу учащихся.
|
Занимают место за компьютером, открывают файл на Рабочем столе Практическая работа и выполняют, сохраняя в своих папках.
Выполняют самостоятельную работу на ПК.
|
7
|
Контроль и оценка
(совершенствование
модели)
|
Компетенции самосовершенствования:
- применять знания и умения на практике;
- умение извлекать пользу из полученного опыта;
- навыки самоконтроля и саморазвития;
- желание учиться и самосовершенствоваться дальше.
|
Подводит итог урока:
- как работал класс,
- кто из учащихся работал особенно старательно,
- что нового узнали учащиеся.
Домашнее задание: п.4.2.3, кластер
Творческое задание: Придумать бытовую задачу и составить к ней таблицу заполненную данными. Использовать относительные и абсолютные ссылки в формулах.
Рефлексия.
Сегодня на уроке каждый из Вас опробовал использование в формулах относительных и абсолютных ссылок. Если бы сегодня вам представился выбор произвести расчёты вручную или с использовнием электронных таблиц. Какой бы вы сделали выбор?
-Расчёты вручную(зелёный кружок);
-Расчёты с использованием электронных таблиц (розовый кружок)
Выберите один из двух рисунков.
Спасибо за урок!
|
Выставляют оценки в дневник.
Записывают домашнее задание в дневник.
Поднимают кружок со своим выбором.
|
|