3. Актуализация опорных знаний и практических умений по теме: « Суффикс».
Минутка чистописания.
- Внимательно прочитайте слова, записанные на доске.
Норка, дочка, книжка
- Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовёте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.
(все слова имеют суффикс -к- )
- Давайте запишем букву Кк в тетрадях.
- Вспомните, какие словарные слова начинаются с этой буквы?
(Картина, квартира, кино, капуста, карандаш)
- Давайте запишем их на доске и в рабочих тетрадях.
- Вспомните, что в русском языке называется суффиксом?
( дети дают определение)
- Что нужно сделать, чтобы в слове найти суффикс?
( выделить окончание и корень)
Задание №1 . С помощью программы E-Learning учитель передаёт файл на рабочий стол учащихся.
- Сейчас каждый из вас получил задание - тест. Найдите его на рабочем столе. Откройте файл, нажав ЛКМ 2 раза. Каждое задание содержит 5 слов, в которых вы должны найти часть слова, являющейся суффиксом. В ответ записываете сам суффикс.
( см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2, 3.)
- Проверку правильности ответов посмотрите внизу, где у вас написано количество правильных ответов.
Задание №2. С помощью проектора на экране появляется кроссворд.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.)
- Посмотрите внимательно на экран. Какое слово встречается в каждой строке нашего кроссворда?
( КОТ)
-Измените слово кот или подберите к нему родственные слова так, чтобы новые образованные вами слова состояли из 4,5,6,7 букв.
к
о
т
к
о
т
ы
к
о
т
и
к
к
о
т
и
щ
е
к
о
т
я
т
а
к
о
т
е
н
о
к
- Какое слово в этом кроссворде с точки зрения словообразования лишнее? И почему?
( КОТЫ, изменение формы слова)
- С помощью чего были образованы остальные слова?
( с помощью суффикса)
4. Введение новых знаний по теме: «Образование слов при помощи суффиксов».
- Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.
Задание № 3
- Откройте учебник на странице № 123, найдите упражнение № 2. Внимательно прочитайте данные слова:
Голос, серебро, дети, февраль, сад, берёза.
- От данных существительных образуйте прилагательные суффиксальным способом.
- Выделите в образованных прилагательных корни и суффиксы.
- Как называется этот способ словообразования?
(суффиксальный)
Физкультминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с ним.
Задание №4. Индивидуальная работа с учащимися с помощью ноутбуков.
( см.Приложение 5.)
Учитель, используя программу E-Learning, передаёт учащимся файл с заданием через «Передачу файлов».
- Сейчас каждый из вас получил задание. Найдите его на рабочем столе. Откройте файл, нажав ЛКМ 2 раза. Каждое задание содержит 3 варианта. Выберите тот вариант, который вы сможете выполнить ( если учащиеся не смогли сами выбрать вариант, им помогает выбрать учитель).
Учащимся предоставляется право выбора при выполнении заданий.
Вариант № 1. Впиши суффиксы.
Внезапно Аня заметила перед собой стол____ на трёх нож___ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ___а, и первой мыслью Ани было, что ключ___ этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.
Вариант № 2. От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса - ок -
Пирог - …
Петух - …
Друг - …
Луг - …
Вариант № 3 . Измени сочетания слов по образцу. Выдели цветом часть слова, с помощью которой образовано это слово.
Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка
Дорожка в саду - …
Воротник из меха - …
Варенье из вишни - …
- Проверяем задания.
6. Обобщение и систематизация знаний.
- Что такое суффикс?
- Подскажите мне как можно в слове определить суффикс?
- Какой способ словообразования называется суффиксальным?
- Чему научились сегодня на уроке? Что повторили?
7. Подведение итогов и результатов урока.
Учитель выставляет оценки учащимся за работу на уроке.
Спасибо коллегам из Нижнего Новгорода за желание поделиться наработками и за возможность поразмышлять о КАЧЕСТВЕ выставляемых продуктов! Давайте обсуждать. Привлекать к обсуждению авторов уроков. Давайте спорить и находить истину!!! Выскажу свои мысли об уроке. Во-1, (лирическое отступление)очень нравится УМК "Начальная школа XXI века". Курс русского языка С.В. Иванова считаю лучшим. Здесь представлен урок РУССКОГО ЯЗЫКА с применением, с использованием ИКТ. Про несоответствие содержания целям - уже писала. Во-2, У авторов курса НЕТ такой темы. Содержание учебного материала дается поурочно. Более того, учебный материал структурирован по трем блокам "Как устроен наш язык", "Правописание", "Развитие речи". В рамках одного урока три основные цели не смешиваются, происходит "погружение" в одну проблему. Вывод: на уроках определенного блока реализуется одна цель, поэтому нет смешения заданий в упражнениях!!!!! В-3, Каждый урок представлен сменяющимися друг друга рубриками и упражнениями. Их последовательность -это ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА и УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ!!!! В-4, задания рубрик и упражнений предполагают проблемное обучение. Так почему учитель дает знание в "готовом" виде (Н: суффиксальный способ????) и т.д. В-5, авторы учебника настаивают: "Если Вы работаете с ЭТИМ учебником, не включайте в одно упражнение разные задания". Автор урока нарушает и эту авторскую рекомендацию!!!! В-6, следование логике учебника - залог положительного результата!!!. Успешность работы зависит от ПОНИМАНИЯ концептуальных педагогических и методических идей, заложенных в содержании курса. Советую автору урока перечитать: 1) Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы/ Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Граф; 2) Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс. Авт. Иванов С.В., Кузнецова М.И. - М.: Вентана-Граф 3) Статью С.В. Иванова "Работа над ошибками". Иногда очень полезно и учителям провести работу над собственными ошибками. В статье Станислав Викторович рассматривает типичные ошибки учителей, работающих по учебникам «Русский язык» комплекта «Начальная школа XXI века», разбирает причины их появления и показывает способы устранения. Спасибо, что дочитали МОИ мысли. Желаю успехов в работе по УМК "Начальная школа XXI века"!
Спасибо Наталия Владимировна за четкие и конкретные замечания, а также рекомендации для их исправления. У вас прекрасно получается быть "требовательным другом", думаю под вашим чутким руководством многие учителя смогут повысить свой проффесиональный уровень!
К сожалению, я не знакома с преподаванием русского языка по данным учебникам, но считаю необходимым отметить, что урок эффективный.Все этапы урока прописаны.Учителем были использованы различные средства обучения.Мне понравилось, что учащиеся пользуются личными ноутбуками.Видимо, у них есть опыт работы в этой области.Осуществляется дифференцированный подход к учащимся при праве выбора заданий.Удачно подобрана физкультминутка. Но,по моему мнению,для учащихся 2 класса необходимо было провести еще 1 физкультминутку. Кроме этого, было недостаточно работы по развитию речи.После минутки чистописания нет плавного перехода к следующему этапу урока.Думаю, что цели урок достиг.Спасибо!
Размещено Fri, 05/02/2010 - 11:41 пользователем Ольга Евгеньевна Шилова.
Спасибо за урок. Структура урока логически выстроена.Как учителю работающему по УМК "Школа России", понравился этап актуализации знаний. Учитель решает несколько задач: проводит минутку чистописания, при этом букву, которую дети будут писать они определяют сами, анализируя слова.Также вспоминают словарные слова. Я ещё бы и здесь поработала над образованием однокоренных слов с помощью суффиксов, для того чтобы закрепить знание детьми написания словарных слов.
Понравилось использование на уроке ИКТ, осуществление дифференцированного подхода,воспитывается интерес к урокам русского языка через использование разнообразных видов заданий.
Понятие "суффиксальный способ образования слов" я бы ввела через проблемный вопрос.
Урок в целом понравился.Учитель методически грамотно выстраивает структуру урока.Учитель использует разноуровневые задания, осуществляя дифференцированный подход к детям.На протяжении всего урока дети работают над словообразованием, при этом учитель использует разнообразные задания,активизируя мышление детей.Исходя из содержания урока, чувствуется что у Вас сильный класс.Может быть, пойти через проблему, поставив её в начале урока, чтобы дети сами открыли способ словообразования? Думаю что цель, поставленная учителем неточна.
Очень рада использованию на уроке ИКТ.Спасибо за урок!!!!!!!!!!!!!!
Урок в целом понравился.Учитель методически грамотно выстраивает структуру урока.Учитель использует разноуровневые задания, осуществляя дифференцированный подход к детям.На протяжении всего урока дети работают над словообразованием, при этом учитель использует разнообразные задания,активизируя мышление детей.Исходя из содержания урока, чувствуется что у Вас сильный класс.Может быть, пойти через проблему, поставив её в начале урока, чтобы дети сами открыли способ словообразования? Думаю что цель, поставленная учителем неточна.
Очень рада использованию на уроке ИКТ.Спасибо за урок!!!!!!!!!!!!!!
На: Урок по теме: «Образование слов при помощи суффиксов»
На: Урок по теме: «Образование слов при помощи суффиксов»
Надеюсь эта ссылка будет полезна учителю - работающему по УМК "Начальная школа XXI века".
ССЫЛКА
На: Урок по теме: «Образование слов при помощи суффиксов»
Спасибо Наталия Владимировна за четкие и конкретные замечания, а также рекомендации для их исправления. У вас прекрасно получается быть "требовательным другом", думаю под вашим чутким руководством многие учителя смогут повысить свой проффесиональный уровень!
На: Урок по теме: «Образование слов при помощи суффиксов»
Наталья Вячеславовна! Приятно работать с доброжелательными и адекватными людьми! Очень рада нашему общению!!!
____
С уважением, Наталия Зайцева
На: Урок по теме: «Образование слов при помощи суффиксов»
На: Урок по теме: «Образование слов при помощи суффиксов»
Спасибо за урок. Структура урока логически выстроена.Как учителю работающему по УМК "Школа России", понравился этап актуализации знаний. Учитель решает несколько задач: проводит минутку чистописания, при этом букву, которую дети будут писать они определяют сами, анализируя слова.Также вспоминают словарные слова. Я ещё бы и здесь поработала над образованием однокоренных слов с помощью суффиксов, для того чтобы закрепить знание детьми написания словарных слов.
Понравилось использование на уроке ИКТ, осуществление дифференцированного подхода,воспитывается интерес к урокам русского языка через использование разнообразных видов заданий.
Понятие "суффиксальный способ образования слов" я бы ввела через проблемный вопрос.
На: Урок по теме: «Образование слов при помощи суффиксов»
Урок в целом понравился.Учитель методически грамотно выстраивает структуру урока.Учитель использует разноуровневые задания, осуществляя дифференцированный подход к детям.На протяжении всего урока дети работают над словообразованием, при этом учитель использует разнообразные задания,активизируя мышление детей.Исходя из содержания урока, чувствуется что у Вас сильный класс.Может быть, пойти через проблему, поставив её в начале урока, чтобы дети сами открыли способ словообразования? Думаю что цель, поставленная учителем неточна.
Очень рада использованию на уроке ИКТ.Спасибо за урок!!!!!!!!!!!!!!
На: Урок по теме: «Образование слов при помощи суффиксов»
Урок в целом понравился.Учитель методически грамотно выстраивает структуру урока.Учитель использует разноуровневые задания, осуществляя дифференцированный подход к детям.На протяжении всего урока дети работают над словообразованием, при этом учитель использует разнообразные задания,активизируя мышление детей.Исходя из содержания урока, чувствуется что у Вас сильный класс.Может быть, пойти через проблему, поставив её в начале урока, чтобы дети сами открыли способ словообразования? Думаю что цель, поставленная учителем неточна.
Очень рада использованию на уроке ИКТ.Спасибо за урок!!!!!!!!!!!!!!
На: Урок по теме: «Образование слов при помощи суффиксов»