Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тире в бессоюзном сложном предложении

Фото пользователя Ильсия Эседулловна Гончаренко
Submitted by Ильсия Эседулловна Гончаренко on Fri, 03/04/2009 - 16:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гончаренко И.Э.
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №38"г.Казани,учитель русского языка илитертуры
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении 2. Развивать умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака 3. Развивать умение заменять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения синонимичными им бессоюзными конструкциями 4. Совершенствовать умение разграничивать сложные бессоюзные предложения, разделенные тире, и другие конструкции, в которых встречается тот же пунктуационный знак
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык.9класс.Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова,Н.А.Исаева

Используемая методическая литература: 

Методические рекомендации для учителя (авт.Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова,Н.А.Исаева).-М.:Баласс,2003

Используемое оборудование: 

Компьютер,мультипроектор

Краткое описание: 
I. Оргмомент II. Взаимопроверка домашнего задания Учащиеся обмениваются приготовленными дома заданиями на листочках, вставляют пропущенные буквы и необходимые знаки препинания. Затем выполненное задание возвращается для проверки(ученик сверяет ее с записью в тетради). Аналогично можно провести работу и по упр.215. После взаимопроверки возможна корректировка с помощью компьютера (дается вариант с правильно расставленными знаками). III. Языковая разминка IV. Введение в тему На основе материала для языковой разминки предположите, какая будет тема урока. Учащиеся формулируют тему «Тире в бессоюзном сложном предложении» и записывают ее в тетрадях. V. Открытие нового знания 1. Для установки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог. Учащиеся записывают в тетрадях примеры бессоюзных сложных предложений из языковой разминки. Кончил дело – гуляй смело. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Семь бед – один ответ. Учитель Ученики Подумайте, почему в бессоюзных сложных предложениях из языковой разминки становится тире Какие у вас будут версии? Нужно определить смысловые отношения между частями Согласны? Да Что вам поможет в этом? Можно подставить какие-то союзы, превратив бессоюзное предложение в союзное Попытайтесь. Что получилось? В первое предложение можно подставить союз когда перед 1-й частью, во второе – союз если также перед 1-й частью, а в третье – союз а перед 2-й частью Сделайте вывод, при каких условиях в бессоюзном сложном предложении ставится тире Тире ставится, если 1-я часть называет время или условие того, о чем говорится во 2-й части, или содержание 2-й части сложного предложения противопоставляется содержанию 1-й части Откройте учебник на с.145 и прочитайте текст упр.216 Найдите в упражнении примеры, которые соответствуют указанные вами условиям Читают предложения, которые соответствуют названным положением Попробуйте определить другие виды смысловых отношений и сформулировать, при каких еще условиях между участями бессоюзного сложного предложения ставится тире Выявляют смысловые отношения следствия, сравнения, быстрой смены событий (если затрудняются, учитель может дать подсказку – «союз») и формулируют правило полностью VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений VII. Подведение итогов · Дайте комментарий ключевым словам темы · В каких синтаксических конструкциях, кроме бессоюзных сложных предложений, используется тире? (в простом предложении между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, в неполных предложениях, в предложениях с прямой речью) · Составьте обобщающую таблицу о постановке двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении VIII. Домашнее задание 1. Выучить правило в рамке на с.145-146 2. Составить обобщающую таблицу о постановке двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении (таблицы можно предложить составить в электронном виде) 3. Возможно дифференцированное выполнение упражнений: · Упр.227 · Упр.225 (творческий диктант)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Ход урока:

I.                  Оргмомент

II.               Взаимопроверка домашнего задания

Учащиеся обмениваются приготовленными дома заданиями на листочках, вставляют пропущенные буквы и необходимые знаки препинания.

Затем выполненное задание возвращается для проверки(ученик сверяет ее с записью в тетради).

Аналогично можно провести работу и по упр.215. После взаимопроверки возможна корректировка с помощью компьютера (дается вариант с правильно расставленными знаками).

III.           Языковая разминка

На доске записаны предложения (спроецированы на доску с помощью компьютера)

            Ученье – все, а неученее – тьма.

            Повторенье – мать ученья.

            Азбука – к мудрости ступенька.

 

            Лук – от семи недуг, а чеснок – от девяноста девяти.

            Весна красна цветами, а осень – снопами.

            Хлеб питает тело, а книга – разум.

 

            Кончил дело – гуляй смело.

            За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

            Семь бед – один ответ.

 

Задания.

·        Что объединяет эти предложения? (это пословицы)

·        Что еще у них общего? (во всех предложениях есть тире)

·        Есть ли различия в записанных группах слов? (есть, для каждой группы – свои правила постановки тире)

·        Какие же основания для постановки тире в 1-й группе слов? (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.)

·        Назовите условие постановки тире во 2-й группе слов (неполное предложение, в котором опущено сказуемое)

·        Какие смысловые отрезки разделяются тире в 3-й группе? (части бессоюзного сложного предложения)

·        Вспомните, в каких еще случаях ставится тир (в предложениям с прямой речью и при обобщающем слове после однородных членов предложения). Приведите примеры на эти правила

·        Назовите орфограммы в глаголах и устно объясните условия их выбора

·        Произведите словообразовательный и морфемный разбор слова повторенье

·        Назовите слова, в которых: а) букв больше, чем звуков, б) звуков больше, чем букв (ключи: а) тьма, мать, ступенька, осень, погонишься, семь; б) питает)

IV.            Введение в тему

На основе материала для языковой разминки предположите, какая будет тема урока. Учащиеся формулируют тему «Тире в бессоюзном сложном предложении» и записывают ее в тетрадях.

V.               Открытие нового знания

1.     Для установки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.

Учащиеся записывают в тетрадях примеры бессоюзных сложных предложений из языковой разминки.

Кончил дело – гуляй смело.

            За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

            Семь бед – один ответ.

Учитель

Ученики

Подумайте, почему в бессоюзных сложных предложениях из языковой разминки становится тире

 

Какие у вас будут версии?

Нужно определить смысловые отношения между частями

Согласны?

Да

Что вам поможет в этом?

Можно подставить какие-то союзы, превратив бессоюзное предложение в союзное

Попытайтесь. Что получилось?

В первое предложение можно подставить союз когда перед 1-й частью, во второе – союз если также перед 1-й частью, а в третье – союз а перед 2-й частью

Сделайте вывод, при каких условиях в бессоюзном сложном предложении ставится тире

Тире ставится, если 1-я часть называет время или условие того, о чем говорится во 2-й части, или содержание 2-й части сложного предложения противопоставляется содержанию 1-й части

Откройте учебник на с.145 и прочитайте текст упр.216

Найдите в упражнении примеры, которые соответствуют указанные вами условиям

 

 

Читают предложения, которые соответствуют названным положением

Попробуйте определить другие виды смысловых отношений и сформулировать, при каких еще условиях между участями бессоюзного сложного предложения ставится тире

Выявляют смысловые отношения следствия, сравнения, быстрой смены событий (если затрудняются, учитель может дать подсказку – «союз») и формулируют правило полностью

 

2.     Сравнение собственных выводов учащихся с правилом в рамке учебника на с.145-146

·        Прочитайте текст в рамке

·        Все ли условия вы назвали?

·        Какой способ проверки предлагается для установления смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения? (замена синонимичными союзными конструкциями – сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями)

·        Разделите текст на части в соответствии с логикой установления отношений (1-я часть – 3 первых положения, где бессоюзные сложные предложения сравниваются со сложноподчиненными предложениями, 2-я часть – 2 последних условия, выявляющих отношения, подобные отношениям в сложносочиненном предложении)

·        Приведите примеры пословиц, в которых ставится тире. Какое положение правила они иллюстрируют чаще всего? (1-я часть указывает на время или условие: Взялся за гуж – не говори, что не дюж. Волков бояться – в лес не ходить. Тише едешь – дальше будешь)

·        Назовите ключевые слова темы (тире в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления, быстрой смены событий)

·        На основе пунктов правила и ключевых слов подготовьте краткое сообщение о постановке тире между частями бессоюзного сложного предложения и расскажите текст соседу по парте

VI.            Развитие учебно-языковых и правописных умений

1.                      Упр.217 (устно) – развивается умение находить части бессоюзного сложного предложения, между которыми нужно поставить тире, объяснять условие его постановки

2.                      Упр.218 (письменно) – развивается умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении, части которого (или одна из частей) являются односоставными предложениями, а также умение объяснить условие выбора знака

3.                      Упр.220 – развивается умение находить в тексте и заменять сложные союзные конструкции сложными бессоюзными, оформлять  их пунктуационно, объяснять условие выбора тире в бессоюзных предложениях (работу можно провести  выборочно: записать только измененные варианты, а не весь текст)

4.                      Упр.221 – осложненное списывание – совершенствуется умение определять границы частей сложных бессоюзных предложений, выбирать нужный пунктуационный знак (запятая, двоеточие, тире), объяснять условие его выбора

5.                      Упр.223 – развивается умение разграничивать разные конструкции, в которых ставится тире (после однородных членов перед обобщающим словом, в предложениях с прямой речью, при диалоге, в бессоюзном сложном предложении), совершенствуется умение правильно их оформлять пунктуационно

6.                      Упр.224 – объяснительный диктант – совершенствуется умение разграничивать разные типы сложных предложений (союзных, бессоюзных, с разными видами связи), объяснять выбор знаков препинания (запятой, точки с запятой, двоеточия и тире) между частями сложных предложений и возможные варианты знаков.

Примечание. Выполнение упр.224 может быть перенесено на следующий урок

 

Программный уровень

7.                      Упр.219 (учащиеся самостоятельно проводят наблюдения) – развивается умение выявлять разные способы выражения сравнения в художественной речи (сравнительным оборотом, придаточным сравнительным, второй частью в бессоюзном сложном предложении). По окончании самостоятельной работы ученики называют способ выражения сравнения и приводят пример фрагмента, в котором встречается названная конструкция. Проверка может проводится по ярдам, например, 1-й ряд выбирает фрагмент(ы), в котором(ых) сравнение выражено сравнительным оборотом, 2-й ряд – придаточным сравнительных и т.д.

8.                      Упр.222 (для работы в группе) – развивается умение работать с текстом литературно-критической статьи, выявлять особенности языка и стиля Н.В.Гоголя, проводить наблюдения над языковыми конструкциями в тексте – находить простые и сложные предложения, в которых употребляются запятые, двоеточие, тире, и объяснять условия выбора знаков препинания. В группе можно распределить работу:

·        Особенности языка художественных произведений Н.В.Гоголя (краткое сообщение в научно-учебном стиле)

·        Конкретные примеры из произведений Н.В.Гоголя, иллюстрирующие смешение разных речевых стилей

·        Понятие стиль в широком смысле и смешение стилей в произведениях Н.В.Гоголя (по упр.195)

·        Языковые конструкции, встретившиеся в тексте упр.222 (бессоюзные сложные предложения с разными знаками препинания между частями, двоеточие и тире в простых предложениях)

9.                      Упр.225 – творческий диктант – развиваются умения письменной художественной речи на заданную по заглавию тему (морские просторы. Симфония моря) с использованием разных видов бессоюзных предложений

 

Примечание. Это упражнение можно дать в качестве домашнего задания

VII.        Подведение итогов

·        Дайте комментарий ключевым словам темы

·        В каких синтаксических конструкциях, кроме бессоюзных сложных предложений, используется тире? (в простом предложении между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, в неполных предложениях, в предложениях с прямой речью)

·        Составьте обобщающую таблицу о постановке двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении

VIII.     Домашнее задание

1.     Выучить правило в рамке на с.145-146

2.     Составить обобщающую таблицу о постановке двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении (таблицы можно предложить составить в электронном виде)

3.     Возможно дифференцированное выполнение упражнений:

·        Упр.227

·        Упр.225 (творческий диктант)

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн