Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лексика и фразеология (обобщающий урок) 7 класс

Submitted by Нина Валентиновна Рудич on вс, 15/04/2012 - 16:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Рудич Нина Валентиновна
Место работы, должность: 
г. Константиновск, МБОУ СОШ №1
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

1. Повторить и закрепить знания о лексике и фразеологии, пополнять и обогащать словарный запас детей; 2.Развивать умение пользоваться "Толковым словарем" 3.Воспитывать интерес и любовь к родному языку

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник русского языка Львова, "Толковый словарь"

Используемое оборудование: 

персональный компьютер (презентация)

Краткое описание: 
Урок-экспедиция

Урок – экспедиция в страну «Лексики и Фразеологии»

(обобщающий урок)

Цели:

  1. повторить и закрепить знания о лексике и фразеологии, пополнять и обогащать словарный запас детей.
  2. развивать умение пользоваться «Толковым словарём»
  3.  воспитывать интерес и любовь  к родному языку.

Оборудование: учебники, «Толковый словарь», презентация.

Ход Урока.

                                                              Эпиграф.

« В нём все тона и оттенки,

Все переходы звуков, от самых

твёрдых до самых нежных и

мягких; он беспределен и может, живой,

как жизнь, обогащаться ежеминутно.»

Н. В. Гоголь

 

I.Вступительное слово учителя.

   - В русском языке великое множество слов, при помощи которых можно передавать, выражать мысли и чувства.

   - Словарный состав языка, т.е. лексика – это все слова, имеющиеся в языке. Каждое слово называет то, что нас окружает.

    Мощь и богатство русского языка отмечали писатели – классики.

 

    М. В. Ломоносов находил в языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого» нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

 

А. С. Пушкин считал, что русский язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам»

   - Каждое слово, входящее в словарный запас языка, имеет определённое значение. Чтобы хорошо владеть языком, необходимо понимать эти значения и правильно употреблять слова, а в этом нам всегда приходят на помощь словари. Сегодня на уроке у нас в гостях «Толковый словарь», к которому мы будем обращаться во время нашей экспедиции в страну «Лексики и Фразеологии». Путешествуя по станциям, мы будем с вами заполнять «Маршрутные листы», куда нужно вносить научные сведения. (Каждый получает маршрутный лист).

 

Название станции

Научный материал

 

 

 

 

       

 

II. Лингвистическая разминка.

  - Ребята, чтобы не скучать на перроне, давайте проведём небольшую лингвистическую разминку. (На доске два предложения)

      1) Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти на линии ворот.

      2) В электронной почте, поступающей на наш компьютер, большинство сообщений – спам. (записываем в тетрадь).

   - В чём особенность лексики в этих предложений? ( В первом предложении – профессиональные слова – футбольная лексика; во втором – неологизмы)

    - Значения некоторых слов вам не совсем понятны, давайте обратимся к «толковому словарю» и найдём их. (офсайд, голкипер, спам)

    - А сейчас можно уже заполнить и маршрутный лист, потому что некоторые научные сведения мы вспомнили (лексика, профес.слова, неологизмы)

   - Ну, вот пора и отправляться в путь, дорога будет длинная, впереди много интересного.

   - Поехали!

III. Станция «Синонимы и антонимы»

1.Задание: вставить вместо пропусков в предложения нужные слова.

 

 

1) Наш народ не........врагу.

2) Он привык во всём… старших.

3) Чтобы командовать,

надо научиться…

 

 

Слушаться

Подчиняться

Покоряться

 

 

  1. Друга… - великая часть.
  2. Воины – освободители… узников из неволи.
  3.  Сам погибай, а товарища…

 

          

Спасти

Выручить

Вызволить

 

(Предложения записываем)

2) Задание: расположите в порядке возрастания признака: лихой, храбрый, смелый, бесстрашный, доблестный, отважный.

3. Задание: подберите к подчёркнутым словам анонимы:

будничный  день, весёлая история, интересный репертуар, скрытный характер, говорить правду, уехать на Кавказ, исчезать в волнах.

    - Какие понятия мы вспомнили на этой станции? Внесите в маршрутный лист.

 

IV. Станция «Омонимы».

    Задание: найти в предложениях омонимы, определите их значение по «Толковому словарю».

  1. Обстановка требовала большой выдержки. Обстановка квартиры располагала к задушевной беседе.
  2. Стрелковый корпус вёл тяжёлый бой. Боксёр наносил неотразимые удары в корпус.

- Не забываем заполнять нашу таблицу.

 

V. Станция «Устаревшие слова».

   Задание: из данных примеров нужно выбрать устаревшие слова, заменить их  словами, которые употребляются в современном литературном языке.

  1. Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.
  2. Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда.

  1. Теперь отдыхай! Уже не ступит нога в твоё позлащённое стремя.

- Отметим в маршрутном листе наши сведения и поедем дальше.

 

 

VI. Станция «Фразеологизмы».

1) Задание: Соедините фразеологические пары.

 

Бить баклуши

Яблоку негде упасть

Лясы точить

Клевать носом

Ловить на лету

Дремать

Разговаривать

Быстро понимать

Бездельничать

Тесно

 

 

 

 

 

 

 

2) Задание:  подберите к фразеологизмам антонимы.

        Одержать победу –

        Сдержать слово –

        Хранить молчание –

 

VII. Станция «Заимствованные слова».

   - Ну вот мы и добрались до последней станции очень устали. Давайте приведём в порядок наши вещи: портфели, тетради, пеналы.

   - А интересно как появились эти слова в нашем языке?

    - Посмотрите в словаре их значение и происхождение.

 

       Портфель – франц. - (портэ – носить; фель – лист бумаги)

       Тетрадь – греческ. - («тетрадион» - сложенное вчетверо)

       Пенал – немецк. – (коробочка для перьев)

  

- А как называются такие слова?  (заимствованные)

(Заполняем маршрутный лист)

 

VIII. Итог.

   - Ребята, уже поздно, придётся прервать нашу экспедицию, но мы не собрали весь научный материал по данной теме. Я думаю, в домашних лабораториях вы закончите эту работу и внесёте весь недостающий материал в маршрутные листы.

   IX. Объяснение домашнего задания.

   X.  Выставление оценок.

 

Прикрепленный файл Size
Лексика и фразеология.ppt 2.81 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн