Submitted by Улюмджи Бадмаевич Четыров on Sat, 24/03/2012 - 22:47
История России. 10 класс.
Тема урока: Россия при первых Романовых (до 1689 г.)
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с воцарением династии Романовых на Российском престоле, выяснение значения этих фактов для дальнейшего исторического развития страны.
Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, познавательной активности учащихся, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа; обучение аргументировано защищать свою точку зрения.
Воспитательный аспект: создание условий для пробуждения у учащихся патриотических чувств, уважения к прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются 5 групп по 4-5 человек. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.
Первая фаза (вызова)ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.
Учащиеся анализируют текст блока «Первые Романовы», фиксируют ключевые слова и совместно с учителем составляют кластер – «Первые Романовы». Результаты используют для осуществления осознанного поиска в Интернете.
На аккаунте Googleв документе
http://docs.google.com/Doc?docid=0AZOKum2H6U6gZGMyZzJ6aDlfMjJjN2Jia2Jocg&hl=ru редактируется таблица №1 («таблица-синтез»). На стадии вызова учащиеся заполняют столбцы 1 и 2. В столбец Ключевые словазаписываются по группам первоначально слова из кластера «Первые Романовы», затем последовательно словосочетания для поиска информации. В столбец Цельучащиеся кратко записывают, с какой целью они изменяют ключевые слова поиска.
На стадииОсмыслениясодержания результаты поиска фиксируются в столбце Результат. Учащиеся копируют сюда полученные и интересные им ссылки. На этом этапе не следует спешить и уточнять ключ поиска информации, необходимо дать школьникам возможность просмотреть несколько страниц ссылок и обратить внимание на наиболее интересные.
В ходе обсуждения полученных результатов и подготовки к построению кластеров можно заполнить табл. 2 (либо в тетради, либо в Word или Excel):
Тип источника информации (сайт)
Контекст
Частота упоминания
Затем, на основании второго столбца табл. 2, учащиеся строят первый уровень кластера. Эта гроздь будет основой для визуализации многогранности проблемы. Проанализировав столбец Контекст, учащиеся систематизируют полученную информацию, компонуя ее по категориям. В результате получаем спектр подтем изучаемой темы «Первые Романовы».
Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.
На стадии Размышления происходит заполнение и расширение кластеров. Класс делится на группы по количеству полученных ответвлений первого уровня (в данном примере их 5). Каждая группа прорабатывает отдельную подтему следующим образом: учащиеся возвращаются к поисковой системе ЯНДЕКС и к табл. 1, в которой пока только одна запись. Уточняя ключевые слова запроса, ведя расширенный поиск, меняя поисковую систему, каждая группа заполняет свою часть общей таблицы. В ходе такой работы собирается информация по каждому разделу (подтеме), таким образом, члены одной группы становятся экспертами по заданной теме, работая по методу «зигзаг». В результате работы таблица ссылок может быть дополнена. В конце урока главные эксперты выступают перед классом, а затем, подводя итоги работы, учащиеся достраивают всю гроздь. (Делают презентацию)
Третья фаза (рефлексия)направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.
Сравнение абсолютизма. (Работа с текстом «Абсолютизм», приложение № 1)
Составление синквейна (Приложение № 2).Синквейн (происходит от французского слова «5») – это небольшое стихотворение, состоящее из пяти строк. Написанное в лаконичной форме, оно позволяет описывать суть понятия или явления, а также осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов.
Домашнее задание: тренинг по теме «Первые Романовы"