Официальный сайт morning-news 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Якушина Е.В. Мультимедийные возможности современного урока

Автор: 
Якушина Екатерина Викторовна
Место работы: 
к.п.н., с.н.с. лаб. медиаобразования ИСМО РАО www.mediaeducation.ru/ главный редактор журнала "Интернет и образование" www.openclass.ru/io (vio.uchim.info ) администратор проекта Цифровое образование digital-edu.ru 
Контакты: 

Мультимедийные возможности современного урока: дидактические качества и интерактивное взаимодействие

 

В данной статье мы разберем  мультимедийные возможности и дидактические качества электронно-образовательных ресурсов, интерактивное взаимодействие учащихся и учителей с мультимедийными средствами.

 

Учитель осуществляет использование мультимедийных технологий для достижения образовательных результатов, учитывая следующие моменты:

  • индивидуальные возможности своих учеников, в том числе и в плане владения ИКТ,
  • наличие интерактивного оборудования, его возможностей
  • содержание электронно-образовательных ресурсов.

 

Программное обеспечение и наличие качественных содержательных электронно-образовательных ресурсов с высоким коэффициентом наглядности позволяет учителю экономить время при подготовке учебного материала и вносит разнообразие в его подачу.
Электронно-образовательные ресурсы можно скачать в Интернете, купить на CD дисках или создать самим. В Интернете много  ЭОР в открытом доступе. Большое количество качественных образовательных ресурсов по всем предметам и классам размещено на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов  (ФЦИОР) http://www.fcior.edu.ru   и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) http://school-collection.edu.ru, федеральном портале  «Российское образование» http://www.edu.ru  и на прочих образовательных порталах. Большая подборка ссылок на ресурсы, ценных для образовательной деятельности, находиться на сайте  «Цифровое образование» http://digital-edu.ru/. 
Большое разнообразие ресурсов для учителей содержится на официальных сайтах издательств, например на сайте издательства БИНОМ Лаборатория знаний (http://www.metodist.lbz.ru). Они включают видеолекции авторов учебников, наборы ЭОР к ним, программное обеспечение и интерактивные тесты.
Каждый преподаватель, владея определенным навыком использования технических средств и располагая собственной медиатекой электронных ресурсов по преподаваемому предмету, может создать электронно-образовательный продукт для индивидуального использования на уроке. Для этого он должен соблюдать требования, предъявляемые к ЭОР и к мультимедиасредствам.
В идеале, наглядная форма подачи материала, эргономические качества образовательных ресурсов и соответствие их педагогическим требованиям, учет мультумедийных возможностей компьютера и мультимедиасредств позволяют существенно повысить эффективность урока, сделать его интересным и повысить мотивацию учащихся, воздействовать на его эмоциональное состояние.
Мультемедийные возможности компьютера предоставляют широкий круг возможностей установления интерактивного взаимодействия обучаемого с программными средствами:

  • манипулирование экранными объектами;
  • линейная  и иерархическая навигация;
  • интерактивные справки;
  • обратная связь: программа отвечает пользователю, оценивая правильность выполнения им заданий, ответы показываются на экране, давая возможность не только проверить, но и усовершенствовать свои знания;
  • конструктивное взаимодействие: программа позволяет создавать и настраивать и управлять экранными объектами (пользователи могут добавить гиперссылки, расширить структуру мультимедийного приложения и пр.);
  • рефлексивное взаимодействие: программа учитывает действия пользователя для последующего анализа (рекомендация оптимальную последовательность изучения материала в рамках занятия);
  • имитационная интерактивность: экранные объекты, связаны друг с другом и взаимодействуют таким образом, что настройка этих объектов определяет их поведение, имитируя реальное функционирование технических устройств, систем, социальных процессов и т.д.;
  • поверхностная контекстная интерактивность: пользователь вовлекается в различную деятельность, имеющую неявное дидактическое значение. Этот тип интерактивности используется в многочисленных обучающих программах и дидактических играх;
  • углубленная контекстная интерактивность: виртуальная реальность, т.е. пользователь погружается в имитируемый компьютером и программой мир.

Мультимедийные средства обучения позволяют:

  • повысить информативность обучения;
  • стимулировать мотивацию обучения;
  • повысить наглядность обучения за счет структурной избыточности;
  • осуществить повтор наиболее сложных моментов урока;
  • реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных формах: визуальной и слуховой;
  • организовать внимание учащихся в фазе его биологического снижения (25—30 минут после начала урока и последние минуты урока) за счет художественно-эстетического выполнения электронного ресурса или за счет разумно примененной анимации и звукового эффекта;
  • осуществить повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующего урока;
  • создать преподавателю комфортные условия работы на уроке.

Психологические преимущества использования мультимедиа-ресурсов в процессе обучения школьников:

  • Визуализация. Ускорение процесса реализации замысла, его материализация в виде рисунка или схемы.
  • Ускорение и увеличение полученных от компьютера результатов шаблонных преобразований ситуации.
  • Расширение возможностей осуществления пробующих поисковых действий, которые совершаются компьютером.
  • Возможность вернуться к промежуточным этапам сложной деятельности.
  • Возможность одномоментного рассмотрения одного и того же объекта с нескольких точек зрения, сравнение нескольких вариантов преобразования объекта.
  • Экономия урочного времени, динамичность хода урока.
  • Повышенные требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.
  • Повышенные требования к владению компьютерными технологиями для учащихся. Данные ИКТ компетентности необходимы учащимся как в образовательной деятельности, так и в дальнейшей, профессиональной.
  • Улучшение эмоциональной атмосферы на уроке за счет большей заинтересованности учащихся в учебном процессе.

Для того, чтобы мультимедийный урок смог достичь  максимального обучающего эффекта, необходимо чтобы он представлял собой цельный осмысленный продукт, учитывающий все возможности мультимедийных средств обучения и содержательного аспекта электронно-образовательных ресурсов и состоящий из учебных эпизодов, представляющих собой самостоятельную дидактическую единицу.
Дидактическая единица это логически самостоятельная часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующая таким компонентам содержания как:

  • понятие,
  • теория,
  • закон,
  • явление,
  • факт,
  • объект и т.п.  

В нее входит определенный перечень информации (устной, текстовой, наглядной, аудио и видео).
Данный перечень информации должен отвечать определенным требованиям.
Текст должен быть читабельным (шрифт соответствует требованиям, о которых мы говорили в прошлой статье), количество текста и наглядности должно быть четко сбалансировано и продумано, наглядность должна соответствовать письменной и устной информации (комментариям учителя); время демонстрации графического и видеоряда должно быть оптимальным, объем и содержание соответствовать целям и задачам подаваемой темы. Работа с графической информацией должна мобилизовать ресурсы образного мышления.
Обязательно должны использоваться интерактивные моменты, мультимедийный урок ни в коем случае не должен быть полностью демонстрационным.
Демонстрация хороша на этапах сообщения нового материала. Использование интерактивных моментов особенно актуально при активизации учеников, обсуждении материала, контроле полученных знаний, самостоятельной работе. 
Говоря об интерактивности, обратимся к научным исследованиям на эту тему. Известные ученые в области медиаобразования Бент Б. Андерсен и Катя ван ден Бринк определяют три типа интерактивности в мультимедийных технологиях:

  1. Реактивное взаимодействие: пользователи проявляют ответную реакцию на предлагаемые им ситуации. Последовательность ситуаций жестко фиксирована, и возможности управления программой незначительны
  2. Активное взаимодействие: пользователи контролируют программу, т.е. сами решают, в каком порядке выполнять задания и по какому пути следовать в изучении материала в рамках мультимедийного продукта.
  3. Обоюдное взаимодействие: пользователи и программы способны взаимно адаптироваться друг к другу, например в системах виртуальной реальности. Возможности контроля пользователем, как и при активном взаимодействии, расширяются.

Кандидат исторических наук, доцент, руководитель научно-исследовательского центравнедрения информационно-образовательных технологий Георгий Осипович Аствацатуров предлагает таблицу, где уровни интерактивности прописаны как для учителя, так и для ученика. Приведем ее здесь полностью, так как она дополняет и разъясняет определения, представленные выше:


Три уровня интерактивности

Уровень интерактивности

Уровень учителя

Уровень ученика

Реактивное взаимодействие

Управление: - запуск, остановка, возвращение к предыдущему фрагменту. Простейшие средства навигации.

Оперативное реагирование на запросы программы и задания учителя

Активное взаимодействие

Контроль над программой, выбор траектории учебного занятия.

Управление программой или ресурсом: выбор темпа, объема, траектории изучения материала.

Обоюдное взаимодействие.

Моделирование и конструирование учебного занятия инструментами обучающей среды.

Взаимодействие с обучающей средой. Моделирование реальных объектов и процессов. Управление элементами среды. Решение сложных учебных задач.

Данная таблица очень актуальна тем, что в ней прописаны уровни как ученика, так и учителя.
Реактивное взаимодействие позволяет учителю представить ученикам четко определенную структуру электроно-образовательного ресурса. К качестве примера можно привести популярную и часто применяемую учителями работу с презентацией.
Активное взаимодействие является очень важным моментом, так как интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации:

  • учащиеся могут регулировать темп подачи материала и число повторений в соответствии со своими образовательными потребностями и предпочтениями, решать учебные задачи в индивидуально режиме.
  • самостоятельно работать над учебными материалами и решать, как и в какой последовательности их изучать, как использовать интерактивные возможности мультимедийных программ.

Таким образом, учащиеся могут самостоятельно влиять на процесс обучения,  т.е. они могут изучать именно тот материал, который их интересует в данный момент, повторять материал столько раз, сколько им нужно, что способствует индивидуальному восприятию учебной информации.
Обоюдное взаимодействие  обеспечивает резкое расширениевозможностей учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.  
В идеале использование модели 1 ученик : 1 компьютер.  Работа может быть организована различными способами, позволяющими реализовать на уроках многообразие заданий:

  • групповой чат дает школьникам возможность видеть на своем мониторе собственную работу и работы всех одноклассников и, соответственно, выполнять работу над ошибками;
  • тесты, результаты выполнения которых каждым учеником и классом в целом сразу получить мониторинг выполнения тестов в процентах, в виде диаграмм;
  • существует возможность вывести работу любого ученика на интерактивную доску;
  • электронные пособия-тренажеры позволяют каждому учащемуся выполнять задания в своем темпе и самому проверять правильность их выполнения;
  • есть возможность существенно повысить мотивацию школьников к обучению, и, соответственно, их внимание, творческую активность и в целом успеваемость по предметам;

Таким образом, в результате использования персонального компьютера в учебном процессе учащиеся получают возможность работать с информацией, электронно-образовательными ресурсами, медиасредствами и сервисами сетевого взаимодействия. Школьники приобретают способность мыслить глобально, формируются критическое и системное мышление, умение работать в команде, с одной стороны, и самостоятельно решать образовательные и творческие задачи, с другой.
Если такую модель не удается реализовать, то есть количество компьютеров в классе ограничено, можно организовать работу в группах. Если компьютер в классе  всего один, задания можно продумать таким образом, чтобы за компьютером группа будет работать не более 10 минут. При грамотном подходе даже с ограниченным количеством техники можно решить практически все описанные выше задачи.
Еще раз хочется подчеркнуть, что успех обучения и использования мультимедийных технологий и электронно-образовательных ресурсов определяется в первую очередь знаниями, умениями, навыками преподавателя, остающегося, "лидером" педагогического процесса. Человек может играть роль субъекта и объекта воздействия компьютеризированной системы. Важнейшим условием образования является сотрудничество обучаемых и обучающих. Только при взаимодействии и взаимной ответственности, наличии высокой мотивации всех участников образовательного процесса возможен положительный результат любого урока, в том числе урока с использованием электронно-образовательных ресурсов и мультимедийных средств.

Литература:

 

  1. Аствацатуров Г. О.  Три уровня интерактивной мультимедийной разработки http://didaktor.ru/tri-urovnya-interaktivnosti-multimedijnoj-razrabotki/
  2. Аствацатуров  Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока  //(С) Вопросы Интернет-образования, № 45 http://vio.uchim.info/Vio_45/cd_site/articles/art_1_2.htm
  3. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании. М. 2007, С. 30
  4. Кудимова Н.В. Реализация модели «1 ученик : 1 компьютер» в современной школе урока  //(С) Вопросы Интернет-образования, № 9, 2011  http://vio.uchim.info/Vio_97/cd_site/articles/art_3_8.htm  
  5. Уваров А.Ю.. Педагогический дизайн//Информатика. №30. 2003.

 


Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн