Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Смольникова И.А. Разработка ЭОР и их применение в образовательном процессе

Автор: 
Смольникова Ирина Алексеевна
Место работы: 
Доцент факультета педагогического образования Московского государственного университета (МГУ имени М.В.Ломоносова), кандидат физико-математических наук
Контакты: 

Разработка ЭОР и их применение в образовательном процессе

 

Аннотация

В 2012-м году исполняется 25 лет российской школьной информатизации. Несмотря на многочисленность разноплановых ЭОР существуют проблемы их использования, а также необходимость разработки своих. Статья посвящена простому решению этой проблемы, а также перспективам управления знаниями.

 

Компьютеры и другие гаджеты стали доступнее преподавателям и учащимся в классе и дома.
Применение информационных технологий в учебном процессе, формирование ИКТ-компетентности (по информационно-коммуникационным технологиям) учащихся является обязательным требованием ФГОС общего образования. Условием для реализации ФГОС является формирование информационно-образовательной среды (ИОС) учреждения образования (УО), включающей комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе, цифровые электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

О существующих ЭОР и проблемах их использования рассказано в моей статье «Структуризация основных требований к ЭОР» (см. секция 1).

I. Необходимость создания своих библиотек ЭОР

1) своя программа для профиля УО и класса
2) конкретные условия (аппаратно-программное обеспечение) у преподавателя и учеников в классе и дома
3) специфика контингента
4) связывание имеющегося материала по предмету, возможность его модернизации
5) набор заданий с учётом желаний учеников и их возможностей
6) пополнение библиотеки ЭОР, в т.ч., руками учащихся (домашние задания и проекты)
7) автоматизация (само-) проверки и сбора оценок.
Время и усилия по подготовке и проведению съэкономятся при многократном повторении занятия. ЭОР помогут даже отсутствующим освоить материал и проверить свои знания. Система разноуровневых ЭОР помогла бы индивидуализировать обучение, но пока закрыт лишь базовый уровень предъявления знаний и контроля умений для здоровых учащихся.

II. Учёт психологических особенностей учащихся в ЭОР

(по В.А.Рыжову):
1. Общие рекомендации по организации дистанционного обучения, вытекающие из достижений современной когнитивной психологии

  1. Предъявлять информацию необходимо в несколько большем объеме, нежели это требуется для запоминания.
  2. Обучающегося важно включать в проблемную ситуацию, когда из имеющейся, представленной информации надо выбрать наиболее существенную, сформировать собственный смысл, определенное выводное знание.
  3. Установку, цель на обучение желательно проговаривать учащимися про себя. Это требование соотносится с выводами, закономерностями обучения, которые вскрыты теорией поэтапного формирования умственных действий.
  4. Воспроизведение информации протекает более эффективно, когда устная инструкция, понятия, логические закономерности, должны предшествовать зрительной и иной. В период словесной инструкции на экране монитора могут быть какие-то успокаивающие заставки.
  5. Одна и та же информация в зависимости от предшествующего опыта обучающего может быть представлена по-разному: для каждого принципиального компонента урока должны быть придуманы примеры, сравнения разного типа.
  6. Количество информации, предъявляемой обучающемуся, должно быть оптимальной. Количество оптимальной информации в каждом конкретном случае конкретно и индивидуализировано. Следовательно, порции предъявляемой новой информации должно регулироваться и обучающимся. Самые сложные разделы программы должны иметь свернутую и развернутую форму предъявления. Уровень сложности предъявления задачи должен выбирать сам обучающийся. Надо создавать единую программу, реализовывать единую методику преподавания, но чтобы в рамках ее обучающийся мог как бы "перепрыгивать" через понятную для него информацию.
  7. И по этим элементам должны задаваться контрольные вопросы.  Если обучающийся не способен достаточно уверенно ответить на эти вопросы, то компьютер должен ему об этом сообщить и вернуть к той информации, которая поспешно им "перелистана". Информация должна повторяться, должен быть механизм обратной связи, который бы позволил устанавливать, какая информация и как усвоена обучающимися
  8. Основными факторами, влияющими на восприятие сигналов, являются:
    1. интенсивность сигнала;
    2. содержание задачи, установка наблюдателя;
    3. тип стимулирования (награда или наказание).
  9. Эффективность применения наград и наказаний зависит от типа личности. Есть лица, у которых актуализирован мотив избегания неудачи и которых более активизирует порицание. И в процессе дистанционного обучения должны быть продуманы различные виды, типы порицаний: звуковые, образные, стихотворные, сравнительные (с другими обучаемыми и др.). Также должны быть продуманы и различные виды, типы поощрений.
  10. Зрительная информация может обрабатываться как по принципу "снизу - вверх" (сначала воспринимаются отдельные детали, а затем воспроизводится образ в целом), так и по принципу "сверху - вниз", когда распознавание образа в целом ведет к распознаванию его отдельных частей. Поэтому при предъявлении зрительных образов соотношения общего плана и частностей предъявляемого образа должны быть разными. Частные детали должны быть четко высвечены, даже если в данном контексте речь идет о глобальных проблемах, об общем. Общее и отдельное при восприятии взаимосвязаны.Желательно, чтобы в базовой модели преподавания эти два пути предъявления информации чередовались. Образное предъявление учебного материала от частного к общему и от общего к частному должны дополнять друг друга.
  11. Восприятие существенно зависит от контекста, в рамках которого предъявляются те или иные стимулы. При быстрой и неоправданной смене контекста предъявляемой информации резко возрастает количество неправильно воспринятой информации.
  12. Восприятие целого протекает через анализ частностей. Для повышения точности восприятия методика зрительного отражения информации должна включать в себя и возможное увеличение  наиболее важной части образа.
  13. Должен существовать и сознательно использоваться прототип, на основе которого идет изучение других разновидностей однотипных явлений. Например, при изучении различных типов лиц какое-то лицо должно быть взято за основное, базовое, а остальные рассматриваться, сравниваться на фоне этого базового лица. Между актами обучения связь должна быть как смысловая, так и через взаимосвязь, взаимопроникновение, соотнесение этих базовых образов, моделей.
  14. Экран монитора не должен содержать "конкурирующей" информации. Лучший вариант - предъявление от 3 до 7 единиц информации (сюда включается как зрительная, так и слуховая информация).
  15. Восприятие и переработка информации связана с переводом полученных навыков на бессознательный уровень. Сознание человека нуждается в опорных точках, которые бы порождали всю цепочку образов, усвоенную когда-то информацию. Многие процессы сознания при этом образуют систему условных рефлексов. При этом появление какого-то стимула может служить пусковым механизмом для работы всего сложившегося динамического стереотипа переработки информации. На этой основе возникает тесная взаимосвязь между вниманием, восприятием отдельных предметов и восприятием явления, процесса в целом

1) при эпизодическом контроле за качеством выполнения заданий, за эффективностью индивидуальной работы, при подведении итогов сделанного,
2) перед предъявлением сложной, ответственной информации воспроизводится имя испытуемого.

  1.  Для усвоения информации необходимо не только ее оптимальное предъявление, но и оптимальное время после предъявления информации для ее лучшего усвоения, для перевода этой информации из кратковременной памяти в долговременную. Поэтому после насыщенных информацией периодов необходимы фазы, менее насыщенные информацией.
  2. В начале урока информация должна даваться емко, чтобы служить методологической канвой для понимания материала всего последующего занятия. В конце же занятия должно быть повторение самого важного и ответственного. Ключевая информация обобщающего типа должна предъявляться в начале и по завершении обучения.
  3. На экране при предъявлении стимульного материала за короткий срок не должно быть больше 20 элементов, человек запомнит от 5 до 9 смысловых единиц. Для повышения эффективности необходима инструкция перед выполнением задания, а задания должны предполагать (логическую) активизацию работы сознания.
  4. Перед каждым актом обучения должны ставиться задачи (в образной и звуковой форме) по поиску закономерностей, по решению тех или иных проблем, которые бы способствовали выработке и проявлению установки на системное восприятие информации.
  5. Память – побочный продукт различных видов анализа входящих стимулов, а длительность следов в памяти определяется сложностью, глубиной такого анализа. Эпизодическая память хранит информацию о конкретных, датированных во времени событиях - эта автобиографическая память быстро затирается вновь поступающей информацией, служит воспроизведению. Семантическая память - это память на слова, правила, абстрактные идеи, она только укрепляется вновь встреченными правилами, понятиями, определяет способность к логическим умозаключениям - индукции, дедукции, сравнениям, аналогиям. Поэтому информация, которая предъявлялась до этого, должна быть включена в процесс решения задачи.
  6. Кратковременная память построена на акустическом коде, поэтому должна более активно включаться речь обучаемых и возможность вернуться к только что предъявленной информации, чтобы подкорректировать свою кратковременную память.

2. Рекомендации преподавателям и организаторам дистанционного обучения по специфике усвоения каждого из выделенных типов личности
Типология может быть проведена по различным формально-логическим основаниям:
1. По степени развития интеллектуальных  способностей можно выделить лиц с интеллектом: текучим или кристальным.
2. По характеру акцентуаций личности можно выделить обучающихся с (не) акцентуированными чертами личности. Акцентуации:
- истероидная
- психастеническая
- маниакальная
- шизоидная
- психопатическая
- экстра (межличностное взаимодействие)- или интровертированная базы (генетическая предрасположенность).
Отличие экстра- и интровертов весьма существенны и затрагивают мотивационную, эмоциональную, рациональную, коммуникативную, ценностно- ориентационную и другие сферы их личности.
У экстраверта-правши более активным полушарием головного мозга является правое, у интроверта - левое. Интеллект  и метод обучения:


тип ученика

интеллект >легче даются науки>метод обучения  с учётом семантического дифференциала

1

Интроверты

абстрактно-логический > точные> дедуктивный
с внутренними переживаниями, состояниями, аналогиями.

2

Экстраверты

практический, предметный>гуманитарные>индуктивный
с внешними атрибутами и деятельностью.

Пути мобилизации:


тип ученика

методика для обучения ученика

1

Интроверты

спокойные методики обучения, основанные на уже усвоенном материале, на имеющихся знаниях, на повторении, на поиске общего, существенного, а не различного. Самостоятельный выбор эмоциональных перерывов, темпа и даже содержания обучения.

2

Экстраверты

необычные сравнения и конкретные ситуации: вот он находится в джунглях, вот - в каменном веке, вот - среди красивых женщин, вот ему надо быстро нажать на кнопки "мышки" и т.д. И чем больше будет таких отвлечений, тем выше вероятность успешности обучения.

В дистанционном преподавании должны быть использованы вставки портретов преподавателей и их консультирующие ответы. Ученик должен иметь возможность обратиться заочно (В Интернет скорость ответа увеличивается до мгновенного в on-line) к педагогу и получить внятный ответ с акцентом на особенности своей личности и т.д.


тип общения

рекомендации для взаимодействия  с учеником

1

Интроверты

долго учатся самостоятельно, для них важно фиксировать моменты, когда надо с ними выйти на прямой контакт.

2

Экстраверты

чаще обращаются за помощью, они более смелы в социальных контактах и т.д., и эту возможность им надо представить.

Ценности и рефлексия:


тип самооценки

рекомендации для обучения ученика

1

Интроверты

Ценностные ориентации больше направлены на дело, они способны к активной, целенаправленной, порой внешне монотонной деятельности, более объективны в оценке происшедшего с ними на протяжении жизненного пути, более устойчивы в сформировавшемся мнении.
Показывать успешность выполнения предыдущих заданий.

2

Экстраверты

Менять задачу научного типа жизненной ситуацией, рассмотренный предмет поиском внешних ресурсов и т.д.
Даже после непродолжительной работы на компьютере необходимы вставки (типа подбадривания киногероем, улыбки с экрана симпатичной женщины, смайлы и т.д.) для успеха в обучении в данный момент времени.

3. В соционике экстра-  и интроверты бывают по методике Майер-Бриггс:
рациональные или иррациональные, этики и логики, интуиты и сенсорики. Выявляется тестом Кеттела по шкалам:
EI - экстравертность – интровертность
SN - сенсорность - интуитивность
TF - мыслительность - чувственность
UP - решающий – воспринимающий.
Обучающийся должен иметь возможность выбрать режим обучения - повествовательный, декларативный или вопросно-ответный.


ведущий тип восприятия

рекомендации для обучения ученика

3

квестим

Группировка материала как по темам занятий, так и по кодовым словам, проблемам и др. Они задают вопросы и получают на них ответы. Перепроверка усвоения – многоуровневая:
1) творческий, обобщающий. Обучающий должен дать ответ, решить проблему в форме короткого рассказа. В случае неудачи он вновь имеет возможность черпать знания из вопросно-ответной системы обучения.
2) конкретные знания с тестовой проверкой.

4

деклатим

Активен при изложении материала. предоставлено большее время для восприятия материала и воспроизведения его "про себя" в виде законченного, логически обработанного проговаривания.
Обучающийся может выбрать режим обучения - повествовательный, декларативный или вопросно-ответный.
Перепроверка степени усвоения знаний может производиться в вопросно-ответной форме с проговариванием ответа про себя

5

рационал
мыслитель

1. Все вопросы должны быть увязаны между собой в единую систему, вся информация "разложена по полочкам".
2. Понятия должны быть объяснены, точно определены.
3. Необходимо соблюдение последовательности в обучении, высокая степень плановости занятий.
4. Стабильность работоспособности позволяет обособиться без излишних эмоциональных разрядок.
5. Установленные правила обучения, принятая методика не должны меняться.

6

иррационал

  1. Предъявление материала должно предполагать возможность отвлечения от основной темы, эмоциональной разрядки, причем в различных сферах жизнедеятельности (от образов природы до образов симпатичных девушек для мужчин и др.).
  2.  Методика обучения должна предполагать недостаточную активность обучающегося в период самостоятельной работы. Поэтому задания для самостоятельной работы не должны предполагать усвоение материала, без которого невозможно последующее обучение.
  3.  Вещи и явления должны рассматриваться с различных сторон, а не только со стороны основной цели обучения. Отвлечения от основной -цели обучения по-своему необходимы. И эти отвлечения должны быть разнообразными
  4. 4.Не следует строго предписывать, что и как делать, надо предоставлять большую свободу в выборе методов, способов обучения и др.
  5.  5.Допускается движение обучения не по логике, а по восприятию.
  6.  6.Допускается обучение путем проб и ошибок. Выбор нескольких вариантов ответа должен служить способом проникновения в сознание обучающегося нужной информации данного типа.

7

эмоционал

1. Подавать материал в режиме реального, включенного времени, как можно реже использовать режим прошлого (история, генезис) и будущего (тенденции развития). Этот режим оправдан на заключительных этапах обучения.
2. Использовать как можно больше репрезентативных систем (зрительную, слуховую, кинестетическую и др.).
3. В режиме включенного времени скорость подачи информации, смена одного блока информации на другой могут меняться достаточно быстро.
4. Для усиления доказательности чаще давать мнение авторитетных лиц (великих людей, специалистов в данной области и др.).
Научные задачи, проблемы должны носить преимущественно практический, деятельный характер (типа: что надо сделать, если...).
5. Перед каждым циклом обучения должны четко формулироваться преамбула: какие знания получит обучаемый, как и где они могут ему пригодиться практически, в его жизни.
6. Чаще демонстрировать индивидуальность подхода, уникальность личности учащегося. Чаще давать творческие задания: начертить чертеж, составить комбинацию из каких-то элементов, классифицировать вопросы-ответы по контрольному занятию и т. д.
7. Использовать приемы эмоционального сближения (улыбка разработчика программы, одобрительный кивок преподавателя с экрана и др.). Как можно реже использовать порицания в работе, подкрепление обучения должно носить главным образом поступательный характер.
8. Чаще использовать "контекст любви", положения типа:
    "Компьютеру нравится Ваше упорство при решении этой задачи" (после длительных неудач); "У Вас трепетное отношение к полученным заданиям, спасибо за старание"; "Компьютер Вам хочет улыбнуться" (и появляется улыбка на экране); "Разработчик программы хотел бы о Вас узнать поподробнее" (далее идут общие вопросы) и др.
9. По ходу обучения оценить программу, методику преподавания, несколько (порой в мелочах) корректировать её. После окончания программы желательно дать возможность высказать свое отношение к ней и о её достоинствах (здесь важны не столько сами пожелания, а сам факт, что личности предоставлена такая возможность).
Как правило, эмоциональный тип личности испытывает потребность услышать комплимент, сохранить добрые отношения и др. Эту возможность ему надо дать, сказав "Спасибо!" с экрана компьютера.

8

интуит

1. Как можно чаще подавать материал в режиме прошедшего (история, генезис) и будущего (тенденции развития) времени. Режим настоящего, включенного времени более оправдан на заключительных этапах обучения.
2. Перед началом обучения желательно дать информацию о том, как и в чем полученные знания могут помочь обучающемуся в будущем.
3. Можно давать достаточно абстрактные знания, далекие от практики, но при этом они должны преподноситься в форме нового, необычного.
4. Не изнурять однотипными задачами. Как можно чаще давать новое, чаще менять задания.
5. Терпеть, когда обучаемый работает нестабильно, "вспышками".
6. Чаще и больше давать теоретические конструкты, в процессе обучения возможен выход на глубинные закономерности.

4. Типы информационного метаболизма отражают специфику переработки информации человеком, а также взаимоотношения между ними (оптимально – дополняют друг друга.).
Свой тип информационного метаболизма является ведущим при:

  1. восприятии материала
  2. его переработке, при хранении в памяти.
  3. передаче переработанной информации вовне.

ведущий тип восприятия

рекомендации для обучения ученика

9

аудиал (звуки, речь) 7 %

Текст проговаривать ритмично, колоритно : с разными интонациями, темпом, тембром, высотой, частотой.
Важное – в центре экрана.
Изображения сопровождать речью или музыкальным фоном.
Вопросы задавать в контексте "Сколько раз...".
При ответах данных обучаемых компьютер подбадривает их словами типа "хорошо" и т. п.

10

визуал (изображения) 9 %

Речь подкреплять видом целостного текста:
с указателями - стрелки, маркеры, различные цвета, подчеркивания и др.
Сопровождать соответствующими иллюстрациями, при этом акцентировать размер, положение тел, вещей, располагать их в вертикальном порядке, важное – вверху
Использовать только известный аналог

11

кинестетик (движения) 5 %

Говорить медленно, демонстрировать соответствующий материал, чаще использовать манипуляции клавишами, а также движениями тела и его отдельных частей (типа - "загните пальцы в соответствии с количеством выбранных ответов" и т.п.).
Важное – в нижней части экрана
Физ. разминка, вопросы на ускользающие детали

12

сенсор (ощущатель)

Задания на работу клавишами и мышью. Перспективны 3D изображения и сенсорные экраны.

5. Особое место занимают лица с высокой и низкой моральной нормативностью.


моральность

рекомендации для обучения ученика

13

чрезмерно высокая
(по тесту Кэттелла 9-10 стэнов)
высокая

Давать больше самой различной информации с заданием оценить ее и выбрать нужный аспект анализа.
Нервная система у этих лиц более инертна (менее подвижные, менее динамичные интеллектуальные функции), поэтому  тратят на ответы большее время. Лучше придерживаться общепринятых норм, правил, алгоритмов поведения и не менять их раньше, чем их сменят лица с более динамичными интеллектуальными способностями и более лабильной нервной системой. Они не меняют алгоритмы, способы решения задач, даже тогда, когда это объективно необходимо, поэтому их надо подталкивать к этому. Им более присуща стратегия "общее".
Если невозможно следить за реакциями других лиц и ориентироваться на них, то для поддержки давать варианты ответов их товарищей, сокурсников, особенно успешно справляющихся с заданиями.
Проверку знаний важно осуществлять по какой-то отдельной проблеме, но проверять степень ее усвоения всесторонне. Для стимуляции они должны ставиться в ситуации, когда видна ограниченность их знаний.
Они часто учатся и ведут себя на отлично, удовлетворены школой. Успех в жизни возможен при длительном напряжении их в имеющихся условиях жизнедеятельности.

14

низкая

Тонко чувствуют других людей, высокая эмпатичность, ориентируются не на сложившиеся моральные нормы, а на реальные отношения между людьми, на чувства симпатии и антипатии,  имеют выраженный механизм регуляции поведения в среде людей. Им более присуща стратегия "различие".
Поэтому важно пользоваться рекомендациями по обучению личности эмоционального типа (см. 7 выше). На протяжении длительного времени давать однообразную информацию, проводить анализ в рамках какой-то одной выбранной точки зрения. Надо включать творческие вопросы, показывать им их оригинальность, но проверять их знания важно путем фиксации степени усвоения очевидных фактов. Проверку знаний важно осуществлять по нескольким проблемам, задавая отдельные контрольные вопросы по степени ее усвоения.
Они плохо учатся и ведут себя, не удовлетворены школой. Но часто успешны в жизни, т.к. выбирают стратегии новаторства, экспериментирования, риска нововведения в системе социальных, социально-психологических отношений.

Три механизма регуляции поведения, деятельности людей - механизм эмоциональной эмпатии, механизм моральной нормативности и рационально-логический механизм. Они могут компенсировать друг друга, несколько по-разному регулируя отношения между людьми. Различие между лицами с низкой и высокой моральной нормативностью в значительной степени совпадает с делением на рациональные и эмоциональные типы личностей (во всяком случае и по тесту Майер-Бриггс). Поэтому взаимосвязь: низкие значения шкалы G теста Кэттелла - высокие значения шкалы истероидности (особенно, психопатии) «Ну» теста MMPI. Установлено существенное различие между лицами с высокой и низкой моральной нормативностью по параметру "рациональное - эмоциональное". По мере уменьшения моральной нормативности растет степень экстраверсии.
Чем стрессогеннее ситуация, тем выше вероятность того, что личность способна на поступки, которые в обычных условиях она бы не совершила, тем ниже нравственный порог, который ей надо переступить для достижения своей цели. При этом сложно констатировать, что является здесь первопричиной. Лица со сниженной моральной нормативностью нуждаются в большей индивидуализации методики дистанционного обучения
6. По ведущей метапрограмме интеллектуальной активности личности можно выделить обучающихся со стратегиями:
- избегания и достижения
- глобализма и частности
- с внутренней и внешней референтацией
- с поиском сходства и различий
- с внешней активностью и рефлексивностью
- и др.
Каждый из этих типов личности также нуждается в специфических технологиях дистанционного обучения, что требует специального исследования.
7. Вывод:
В ЭОР информацию продублировать по многим сенсорным каналам - аудиальному, визуальному, кинестетическому и методикам обучения. Методика должна быть модульной, состоять из отдельных блоков; предъявление того или иного способа изучения и усвоения материала для каждой конкретной личности в идеале должно быть строго индивидуальным, учитывающим предрасположенность личности к тем или иным типам.
Типологические особенности учеников должны выявляться до начала занятий (тест), а их сочетания уточняться в процессе их проведения: подтип (например, интуитивно-этических интровертов, сенсорно-этических экстравертов и др.). Особенно при самостоятельном обучении важно точно диагностировать тип личности обучающегося и для каждого их них создавать свой "гибрид" обучающей системы дистанционного образования.  На этой основе должны выбираться оптимальные стратегии и адаптивные тактики обучения на основе обратной связи: ЭВМ контролирует, какой тип заданий стал выполняться лучше, а какой – хуже и оперативно меняет методику на лучше воспринимаемый вид.

III. Инструменты разработки ЭОР

ПО в методической деятельности педагога и в проектной деятельности учеников:
1) системы программирования (для программистов),
2) подмножество языка и библиотека (для учителей информатики),
3) инструменты (редакторы, конструкторы, шаблоны – для учителей и методистов).
Требования:
1) бесплатное,
2) универсальное (совместимое, дома и в любом классе и зале (с и без интернета))
3) достаточно мощное, но простое в использовании (см. п.3 выше).
Примеры 2, удовлетворяющие всем требованиям:
в ZIP-контейнере ЭУМ ФЦИОР четыре папки: для элементов контента, сценария (script), моделеров и метаданных электронного учебного модуля. Способы модернизации ЭУМ (по возрастанию сложности):
1) замена содержания некоторых мультимедиафайлов в папке элементов контента с сохранением их имен и форматов .
2) владея JavaScript и XML, можно изменить структуру контента и методы организации интерактива (сценарий ЭУМ) и внести соответствующие изменения в метаданные (хотя бы в разделах предметной области и авторов нового ЭУМ)
3) можно изготовить ЭУМ с нуля: структура и спецификации ЭУМ опубликованы, а плеер стандартный, единый для всех
4) клиентское программное обеспечение ОМС само построено по модульному принципу, позволяющему неограниченно расширять , например, возможности плеера
5) разработать независимое приложение и даже инструмент разработки (с использованием системы программирования).
Однако Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе « Формула будущего - 2011» (konkurs-eor.ru) ещё раз показал, что урок с использованием презентации - самая доступная и распространённая пед.технология (конкурс повторится и в 2012 году).
При разработке ЭОР и общении в сети действуй, исходя из нижеследующего кодекса Интернет-этикета.

  1. Уважай свободу слова, открытость и оперативность информации.
  2. Соблюдай законы своей страны (России).
  3. Уважай честь и достоинсво людей. Оскорбления исключены.
  4. Интернет является общедоступным. Помни о детях.
  5. Распространяй только правдивую информацию.
  6. Уважай авторские права. Плагиат недопустим (проверка Антиплагиатом).
  7. Не засоряй родной (русский) язык.
  8. Уважай моральные ценности и культуру.
  9. Не допускай спама и сетевых атак.
  10. Признавай свои ошибки и быстро исправляй их.
  11. Универсальное правило «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Ценность разрабатываемого ЭОР повысится, если тема будет новая (учитель распределяет темы), а стиль (в т.ч., оформление, структура и гиперссылки в оглавлении, в источниках, на словарь и список сокращений) – единый. Эффективность возрастёт, если ЭОР будут не только информационного типа, но и контролируюущего (в т.ч., самотестирующего). Для быстрой реализации может быть полезен шаблон и конструктор тестов, например, универсальных обучающе-контролирующих презентаций.
При этом можно сделать интерактивными свои или понравившиеся чужие презентации. Например, добавить проверку ответа на задание с комментариями и подсчётом суммарного балла для оценки (см. мою статью
(СТАТИСТИЧЕСКАЯ СЛОЖНОСТЬ ТЕСТА И) РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕСТИРУЮЩЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ОСНОВЕ ШАБЛОНА И КОНСТРУКТОРА в ж. ИНФО, 2008, 8, с. 25-29 или в эл. ж. ВИО, 96, 2011 по адресу http://vio.uchim.info/Vio_96/cd_site/articles/art_3_7.htm.
Рекомендации для разработки презентации известны. Они учтены в предлагаемом автором шаблоне. Комплект:

  1. Достоинства редактора и проигрывателя презентаций (MS PPoint)
  2. Шаблон ОсноваТестаИзНабораCTest11
  3. Задание и технология создания обучающе-контролирующей презентации в шаблоне
  4. Краткая инструкция работы обучающе-контролирующей презентации

размещён по адресу: http://eor.openclass.ru/node/7656.
Комплект многократно апробирован на разных категориях работников образования и успешно используется ими.

IV. Перспективы развития ЭОР и ИОС

В 2012 г. для школы качественно обновятся ЭОР.
В России для интеграции предметных модулей в 2011 создаётся федеральная система электронных культурно-познавательных комплексов нового поколения с интерактивными образовательными модулями (ИОМ) 3-х типов: информационные, игровые, обобщающие. В состав информационных модулей кроме иллюстраций, схем, видеофрагментов, сферических фотопанорам и рисунков входят объекты трехмерной (3D) реальности, модели и тесты для привязки к целям урока. Обобщающие модули состоят из кадров - сцен с интерактивным хронологическим компонентом, на котором подводятся итоги исторического этапа, проводятся аналогии с другими этапами, даются общие выводы и 1–2 сцены с интерактивными заданиями, в которых учащемуся предлагается ответить на общие вопросы, подумать об альтернативных ответах.
Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) – это сложный в использовании тип информационного ресурса. Он требует освоения педагогами новых педагогических технологий, которые естественно применяются в ИКТ-насыщенной образовательной среде. Главная особенность ИУМК состоит в том, что они представляют собой систему образовательных ресурсов, включающую цифровые и нецифровые источники и инструменты для обеспечения функций организации и управления учебным процессом.
Эти инновационные продукты помогут учащимся достичь более высокого уровня образования, необходимого как для жизни в современном обществе, так и в обществе, контуры которого еще только формируются. Прежде всего, такие комплексы предназначены для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения.
В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) могут использоваться как в традиционном (линейном) обучении, так и содействовать инноватике – внедрению новых образовательных технологий (в нелинейной системе личностного обучения в компьютерном классе или дома в открытой среде).
Уровни владения предметом, автоматизированные в ЭУМК:
Охарактеризуем современные достижения автоматизации посредством информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) учебного процесса. По составляющим ЭУМК и уровням владения изучаемым предметом отметим степень автоматизации («+» - распространено, «+ –» - есть прецеденты в таблице ниже):


Состав ЭУМК \ уровни освоения

знания

умения

анализ

синтез

творч-во

1) обучающие программы

+

 

+

 

 

2) справочные системы

+

 

+

 

 

3) пособия по решению задач

+ –

+

+

+ –

 

4) лабораторный практикум

+ –

+

методы

конструкторы

САПР

5) тесты для самоконтроля

+

+ –

автоматизация проверки формализованных частей

6) итоговый контроль со сбором базы данных (БД) результатов

+ –
эссе

+ –задача

+ –реферат

 

курсовая

 

диплом

Компоненты ЭУМК (1 и 2) – 5 упорядочены по возрастанию интерактивности как по видам (в таблице выше), так и внутривидовому развитию:
1-2) видео > интерактивные демонстрации,
1, 3) интерактивные обучающие сценарии > репетиторы,
5) тесты > интерактивные сложные задачи,
4) тренажеры > виртуальные конструкторы > интегрированные лабораторные работы.
В нижней строке вышеприведённой таблицы названы перспективные для автоматизации проверки виды контроля (соответствие структуры типу и специфике работы, полнота покрытия темы ключевыми словами, правильность выбора методов, технологий и используемых количественных значений входных данных и результатов, их интерпретация, перспективы дальнейшего исследования).
Но другой интеллектуализации, кроме структуризации и ассоциативного поиска, оптимизации, пассивной виртуальной реальности, экранного 2D (StratumComputer) и физического (LabView) моделирования, а также робототехники (Lego и футбол с турниром RoboCup) пока почти нет.
А что ещё может быть интеллектуализировано в системе образования?
Укажем в соответствии с системообразующим гипермедийным русскоязычным ресурсом по ИИ в Википедии (ru.wikipedia.org), доступным даже школьникам. Приведём часть 3-его оглавления после исторических и до перспективных аспектов:
1 Подходы к пониманию проблемы
1.1 Тест Тьюринга и интуитивный подход
1.2 Символьный подход
1.3 Логический подход
1.4 Агентно-ориентированный подход
1.5 Гибридный подход
2 Модели и методы исследований
2.1 Символьное моделирование мыслительных процессов
2.2 Работа с естественными языками
2.3 Представление и использование знаний
2.4 Машинное обучение
2.5 Биологическое моделирование искусственного интеллекта
2.6 Робототехника
2.7 Машинное творчество
2.8 Другие области исследований
ИИ вместе с нейрофизиологией, эпистемологиейи когнитивной психологией образует более общую науку, называемую когнитология. Подробнее  о взаимовлиянии ИИ и образования  см. в [5].
К сожалению, пока в названном гипертексте нет непосредственной связи с обучением человека, хотя интеллектуальные обучающие системы демонстрировались в Москве на международной конференции ещё в 1992 году. Однако указанный ресурс по ИИ открыт в среде совместной работы на базе Web,  позволяющей создавать, модернизировать, добавлять и редактировать информационное наполнение.
Укажем опосредованную связь (с особенностью для обучения человека) – в п.п. [6]:
1) 2.1 символьное моделирование рассуждений (доказательство теорем, принятие оптимальных решений и теория игр, планирование и диспетчеризация, прогнозирование) для вывода новых теорем и управления
2) 2.2 работа с естественными языками при поиске и переводе, понимании, обработке и генерации текстов на «человеческом» языке, общении (интерфейс через подмножество образов и естественного языка) для автоматизации информационной деятельности
3) 2.3: получение, систематизация, представление и использование знаний посредством экспертных систем, дополненных модулем объяснения вывода для консультаций
4) 2.4: машинное обучение – самостоятельное получение знаний интеллектуальной системой, связанное с распознаванием образов (распознаванием статических и динамических образов и др. сигналов, рукописного текста, речи (в т. ч., для инвалидов), анализ текстов). Режим «Обучение с учителем» включает классификацию и регрессионный анализ –эти логический и статистический методы полезны аналитику при дедуктивном и индуктивном поиске закономерностей. Достижения этого направления могут быть использованы для автоматизации обучения личности, контроля с генерацией заданий с решениями, анализа творческих работ на уровень соответствия результатов для оперативной обратной связи.
5) 2.7 машинное творчество при проектировании технических систем (ТРИЗ) и создании произведений искусства, в т.ч., реалистичных образов в кино и индустрии игр.
К сожалению, интеллектуализация образования [5] - [6]  отстаёт от бизнеса и даже игр. Поэтому нужно форсировать разработки в этом направлении, в т.ч., в рамках государственной программы по науке и образованию.

Для доступности с любого места и устройства всех ресурсов и соответствующих должности функций нужна интеграция всех модулей в информационное пространство.

Поколения систем электронного обучения:

Рис 1. Соотношение мировых тенденций и отставание России

Для интеграции и интеллектуализации электронного обучения нужны технологии управления знаниями, в основе которых лежит семантическая модель информации:

 

Рис. 2 Семантическая модель информации.
На нижнем, атомарном уровне представления данных располагается глоссарий, далее идут таксономии, представляющие собой аналог схемы (design paradigm), в отличие от глоссария, образованного простой иерархией элементов данных. Каждый элемент контента должен представлять свою принадлежность к определенной таксономии. Следующий уровень – онтология (глоссарий и таксономия), представляет собой структуру, выражающую одновременно иерархию и набор отношений между элементами словника в этой иерархии. Семантическое множество объединяет онтологии, таксономии и глоссарии, входящие в состав образовательной системы.
Пример семантической модели по теме «Статистическая физика и термодинамика»:

 

Рис. 3 Семантическая модель по разделу физики.

Основная стратегия Hi-tech” педагогики

  1. Облегчить процесс освоения обучающемуся: наглядно (визуализация), доступно (тактильно), достоверно (модель), тотально (систематизация), конструктивно (манипуляция) представить учебные объекты для исследования в учебном процессе
  2. Обеспечить поддержку преподавателя технологией обучения (аппаратно-программно поддержать интеллект преподавателя).

V. Повышение квалификации по ИКТО

Автор имеет большой опыт [1] и может провести курс по повышению квалификации по ИКТ для преподавателей.
Педагогическое новшество - некая идея, метод, средство, технология или система,
нововведение - процесс внедрения и освоения этого новшества, м.б. стихийный или сознательно управляемый.
Т.к. в России реформы идут сверху, Хуторской А.В. считает понятие "нововведение" синонимом понятия "инновация" и даже проработанные новшества должны быть оптимально освоены при надлежащем управлении и организации искусственных или естественных изменений.
С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем:
как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.
Так, введение дополнительного элективного курса в школу, как и применение ЭОР на отдельном предмете, ещё не делает её инновационной. А расширение возможностей для взаимодействия учителей и учеников, администраторов и родителей посредством ИКТ - делает.
Деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.
Она характеризуется системностью, интегральностью, целостностью.
Приглашаю учителей и преподавателей на очные курсы ФПО МГУ (fpo.msu.ru), где весной буду читать курс «Инновационная педагогика» [2] для осмысления содержания 3-х частей:
1) подготовка выпускников к инновациям (интеллектуальные базы знаний, творчество, инновационный менеджмент);
2) инновации в педагогике (интеграция разнотипных и разноуровневых ресурсов для индивидуализации обучения и коммуникации для работы в команде);
3) научное обеспечение педагогических инноваций (цели создания новых курсов, методы и технологии обучения, апробация, статистический прогноз успешности, широкое внедрение)
и освоения технологии педагогического эксперимента (для защиты диплома и даже диссертации).

С 1985 года работаю с учителями информатики и ИКТ в области подготовки, переподготовки и повышения их квалификации [2], являюсь автором курсов «Архитектура ЭВМ», «Офисные технологии», «Сети, Интернет и мультимедиа», «Теоретическая информатика», «Логика», «Теория алгоритмов», «Исследование операций», «Искусственный интеллект», «Педагогическая информатика», «ИКТ в образовании», «Тестология» (с авторским универсальным инструментарием), «Методика преподавания информатики», «Документационное обеспечение управления», «ИКТ в управлении» [3].
При этом ИКТ не только компенсируют ограничения педагогического образования и повышения квалификации, но дают синергетический эффект: рост качества обучения при наличии общего пересечения: ИКТ – объект изучения и средство обучения в учебном процессе, причём при изучении ИКТ преподавателями «информатики и ИКТ», – как слушателей, так и их учеников с прямыми (?) и обратными (<) связями после практического применения средств и методов:

Рис. 4. ИКТ – объект изучения и средство обучения в учебном процессе.

Все курсы имеют полную электронную поддержку [3], поэтому могут быть реализованы как очно, так и дистанционно.

VI. Управление знаниями

Теперь упорядочим инструменты создания курса по расширению функций:

  • конструктор преподавателя для разработки информационных фрагментов, тестов и моделей,
  • мониторинг и управление образовательной траекторией,
  • валидатор знаний (автоформализатор моделей),
  • автогенератор задач, вариантов и сценариев,
  • «искусственный интеллект»:
  • интеллектуальный интерфейс (распознавание, перевод на другой язык и удобную форму предъявления),
  • агенты поиска и классификации информации,
  • экспертные обучающе-консультирующие системы,
  • предметные среды,
  • ассистенты, оптимизаторы.

Наибольшее продвижение достигнуто пока только по интерфейсу и моделям.
Задачи – структуризация и связывание электронных информационных ресурсов (ЭИР), визуализация процессов и интеллектуализация управления.
Перспективы интеллектуализации обучающих систем [5]:
1. экспертные > консультирующие
2. аналитические > статистическая обработка и прогноз
3. интеллектуальные агенты > автоматизирующие все виды деятельности.
Для значимых результатов по этим направлениям нужны не только финансовая поддержка, но и коллективы разработчиков (предметные эксперты, инженеры по знаниям, дизайнеры, программисты, методисты).

Затем элементы нужно  интегрировать [7] в единую образовательную среду (StratumComputer):

Рис. 5. Сборочная технология для интеграции

Рис. 6. Система управления образовательными ресурсами и учебным процессом.

Интеграция [7] должна охватить все ключевые области управления знаниями (УЗ):

  1. Обучение на рабочем и домашнем месте
  2. Предметные сообщества
  3. Виртуальные рабочие группы
  4. Инструменты УЗ
  5. Инфраструктура УЗ
  6. Портал УО
  7. История обучения
  8. Наставничество
  9. Учет интеллектуального капитала
  10. Анализ социальных сетей
  11. Развитие хранилища коллективных знаний.

VII. Условия успешности системы электронного обучения

  1. Сформирована структура, отвечающая за функционирование системы электронного обучения
  2.  Функционирует система мотивации преподавательского состава в области подготовки учебно-методических комплексов, адаптированных для электронного обучения
  3.  Реализованы технологические процессы подготовки электронных учебных материалов: мультимедиа, текст, учебные модули, учебные курсы
  4.  Внедрена программно-аппаратная платформа электронного обучения, единая для всего УО
  5.  Обеспечена интеграция программно-аппаратнаой платформы электронного обучения с другими ИКТ-системами УО
  6.  Внедренная система электронного обучения эффективна в учебном процессе и экономически.

Таким образом, диверсификация создает условия эффективной актуализации интегративного подхода с возможностью интеллектуализации в обучении, НИР и в сфере образования в целом. ИКТ не только компенсирует ограничения педагогического образования и повышения квалификации, но (особенно при изучении ИКТ преподавателями «информатики и ИКТ») дают синергетический эффект: рост качества обучения при наличии общего пересечения: ИКТ – объект изучения и средство обучения в учебном процессе, как слушателей, так и их учеников (см. рис.4 выше).

 

Литература

1.  Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Опыт повышения квалификации преподавателей и сотрудников образовательных учреждений в области электронного обучения. // 19-я Международная конференция-выставка «ИТО-09», ч. V – М.: БИТ про, 2009, с.46-47.
2.  Смольникова И.А. Повышение квалификации учителей информатики по инновациям посредством информационных и коммуникационных технологий // I-й съезд учителей информатики, сек.1 – ВМК МГУ, 2011.
3.  Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Разработка и использование электронных образовательных ресурсов // I-й съезд учителей информатики, сек. 5 – ВМК МГУ, 2011.
4.  Смольникова И.А. Статистическая сложность теста и разработка интерактивной презентации на основе шаблона и конструктора – ВИО, 96, 2011 http://vio.uchim.info/Vio_96/cd_site/articles/smolnikova.pdf и полный комплект файлов - http://eor.openclass.ru/node/7656.
5.  Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Интеллектуализация ИКТ-обучения // Учёные записки ИИО РАО –2009, №28.
6.  Смольникова И.А. Интеллектуальные ИТ-системы в образовании // 21-я Международная конференция-выставка «ИТО-11», ч. V – М.: ВМиК МГУ, 2011 с.50-52.
7. Смольникова И.А. ИКТ как средство интеграции и интеллектуализации обучения// 2-я Международная конференция-выставка «IT-EDU». – М.: ВМиК МГУ, 2010.


»  Тэги к этому документу:

На: Смольникова И.А. Разработка ЭОР и их применение в образовате


Спасибо, Ирина Алексеевна, за размещенный материал. Для меня особенно ценным стал материал по учёту психологических особенностей учащихся в ЭОР.

 



Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн