Автор:
Яргункина Лариса Михайловна
Место работы:
заместитель директора по УВР, учитель английского языка МБОУ лицея №3 города Батайска Ростовской области
Использование интерактивных технологий в процессе обучения английскому языку
Аннотация:
В данной статье рассматривается использование интерактивных технологий в процессе обучения английскому языку, на примере работы с электронными образовательными ресурсами из личного педагогического опыта.
Презентация
В настоящее время внедрение ИКТ влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка.
Основная цель изучения иностранного языка в средней школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.
Применение новых информационных технологий - это не только использование современных технических средств, но и новые формы преподавания - интерактивные методики обучения, при которых «все обучают каждого и каждый обучает всех».
Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть.
Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Оптимальным является создание мультимедийных презентаций, выполненных в Power Point. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Кроме того, презентации значительно упрощают работу учителя – нет необходимости покупать огромные таблицы и карты, а для экономии времени можно воспользоваться разработками коллег.
Сейчас существует множество обучающих программ для разных уровней владения английским языком: от уровня для начинающих с играми, комиксами, песнями, стихами, считалочками и т.д. до продвинутого уровня, для подготовки к ЕГЭ. Наиболее распространёнными можно назвать программы, полезные для работы в школе: “1С-Репетитор. Английский язык”, “Bridge to English”, “Bridge to English for Kids” , « Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ», «Репетитор 2008(2009) по английскому языку». Много обучающих программ можно найти в Интернете, что экономит время и деньги( http://www.english-globe.ru, http://www.languages-study.com и т.д.).
Как и обучающие программы на электронных носителях, тестирование on-line может применяться как элемент работы всего класса и как элемент индивидуальной деятельности учащихся. Пройти тестирование учащийся может и дома, при условии подключения к сети Интернет. Интерактивные тесты, как и тесты в обучающих программах, хороши тем, что результат можно узнать сразу же после ответов на вопросы, и часто они бывают представлены в интересной игровой форме, что также немаловажно для повышения мотивации учащихся.
Интерактивная доска с соответствующим программным обеспечением с успехом заменяет массу дополнительного оборудования - DVD-плеер, магнитофон, телевизор и так далее – и способна превратить любой кабинет иностранного языка в динамичную среду обучения. Использование интерактивной доски имеет массу преимуществ:
- она уникальна для презентации материала(можно что-то добавлять, писать, рисовать, создавать графические схемы);
- доступна для всех стилей восприятия учебного материала;
- значительно сокращает количество раздаточного материала;
- применение различных цветов позволяет учащимся быстрее усваивать материал;
- развивает критическое мышление учащихся, повышает мотивацию к изучению иностранного языка;
- снимает страх сделать ошибку, её легче исправить чем на обычной доске;
- как магнит притягивает детей (на доске можно не только рисовать, соединять разбитые части, но даже исполнять песни в режиме караоке);
- она существенно экономит время учителя на подготовку к урокам;
- уже сегодня существует программное обеспечение, которое содержит учебник в мультимедийной форме, разработанный специально для интерактивной доски (УМК Spotlight, УМК Access).
Объём мультимедийных материалов, хранящихся в глубинах Интернет, поражает даже самое богатое воображение – на языке оригинала вы можете прослушать и концерт интересующего вас исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть обучающее видео или мультфильм на английском языке.
Для того чтобы провести плановый урок по теме с использованием ИКТ, можно использовать любой образовательный сайт (http://www.english-to-go.com, http://www.rostov-language.ru, http://engfilms.ru, и т.д.)
Таким образом, используя ИКТ и интегрируя информационные ресурсы сети Интернет в учебный процесс, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;
- совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
- пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка;
- знакомиться с культуроведческими материалами;
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого.
|