Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Щедрина Е.Б. Технологичность обучения литературе с применением информационно-компьютерных возможностей

Автор: 
Щедрина Екатерина Борисовна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы первой категории, МОУ «ГЭЛ» г. Саратов
Контакты: 

Технологичность обучения литературе с применением информационно-компьютерных возможностей

 

Аннотация
Тема работы – «Технологичность обучения литературе с применением информационно-компьютерных возможностей»

Цели – выявить технологические возможности образовательного процесса на примере темы «Изучение творчества М.Ю. Лермонтова» на уроках литературы в 9 классе.

Презентация

 

Тезисы
Выражение «педагогические технологии» до сих пор встречает  внутреннее сопротивление у некото­рых учителей, особенно когда речь идет о пре­подавании искусства, требующем не столько строгой заданности процесса, сколько сопе­реживания, соразмышления и того неуловимого «чуть-чуть», которое невозможно заранее прогнозировать, но которое нередко и рож­дает эмоциональный подъем, обеспечиваю­щий контакт «художественный образ — учитель — читатель». Однако первая часть слова «технология» в переводе с греческого означает ис­кусство, мастерство, умение, а в БСЭ понятие определяется как «совокупность приемов и способов получения» определенного результа­та. В этом смысле вполне правомерно говорить о технологии урока, о тех приемах и способах, которые помогают сделать его педаго­гически эффективным.
Центром образовательного процесса является ученик, все наши усилия, в конечном счёте направлены на то, чтобы развить, воспитать яркую самостоятельную личность, а не конкретно физика, биолога, историка, филолога…

В своей педагогической деятельности каждый учитель использует те или иные технологии и приёмы, способствующие активному включению воспитанников в процесс продуктивного обучения, в творческую деятельность на уроке. Это технологии

  • полного усвоения знаний,
  • разноуровневого обучения,
  • коллективного обучения,
  • проблемного обучения,
  • игровые,
  • проектного обучения,
  • информационно-коммуникационные
  • здоровьесберегающие и т.д.

Конечно, на одном уроке невозможно применить все перечисленные технологии, это следует делать в системе. Использование ИКТ способно помочь в этом педагогу: регулировать темп урока, сделать его более мобильным, интересным, разнообразным, насыщенным не только аудиоинформацией (как это обычно происходит на уроках без ИКТ), но и информацией образной, позволяющей учащимся со склонностью к визуальному восприятию (таких очень много) активно работать на уроке и более полно усваивать информацию.

В современной педагогике, исследующей технологии урока, существует множество новых техник и  приёмов, способных сделать обучение более успешным.

Каждый принцип предполагает использование практически неограниченного количества инновационных приемов и техник.

Применение современных техник и технологий в образовательном процессе является основой деятельностного способа обучения, в котором, в отличие от репродуктивного или объяснительного, заложено личностное включение школьника в учебный и воспитательный процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

Такой подход к обучению и воспитанию подростка обеспечивает комфортное психологическое самочувствие учителя и учащихся, снижение – снятие конфликтных ситуаций на уроке и во внеурочной деятельности, создание благоприятных условий для повышения уровня общекультурной воспитанности подростков.

 

Технологичность обучения литературе с применением информационно-компьютерных возможностей
Технологии, техники преподавания литературы… Услышав такую формулировку впервые, я внутренне воспротивилась ей. Как это возможно – «поверить алгеброй гармонию»?! Препарировать полёт мысли, фантазии, импровизацию?

Выражение «педагогические технологии» действительно иногда встречает  внутреннее сопротивление, особенно когда речь идет о пре­подавании искусства, требующем не столько строгой заданности процесса, сколько сопе­реживания, соразмышления и того неуловимо­го «чуть-чуть», которое невозможно заранее прогнозировать, но которое нередко и рож­дает эмоциональный подъем, обеспечиваю­щий контакт «художественный образ — учитель — читатель». Однако первая часть слова «тех­нология» в переводе с греческого означает ис­кусство, мастерство, умение, а в БСЭ понятие определяется как «совокупность приемов и способов получения» определенного результа­та. В этом смысле вполне правомерно гово­рить о технологии урока, о тех приемах и спо­собах, которые помогают сделать его педаго­гически эффективным.

Центром образовательного процесса является ученик, все наши усилия, в конечном счёте направлены на то, чтобы развить, воспитать яркую самостоятельную личность, а не конкретно физика, биолога, историка, филолога…

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Перефразируем эту знаменитую строку Вознесенского: «Все средства, направленные на созидание личности, приемлемы». Тогда возникает вопрос: готовы ли учителя отнестись к своему предмету как к средству (воспитания, развития, формирования личности)? Если – да, то внимательный взгляд на свой урок как на средство совершенно необходим.
В своей педагогической деятельности каждый учитель использует те или иные технологии и приёмы, способствующие активному включению воспитанников в процесс продуктивного обучения, в творческую деятельность на уроке. Это технологии

  • полного усвоения знаний,
  • разноуровневого обучения,
  • коллективного обучения,
  • проблемного обучения,
  • игровые,
  • проектного обучения,
  • информационно-коммуникационные
  • здоровьесберегающие и т.д.

Конечно, на одном уроке невозможно применить все перечисленные технологии, это следует делать в системе. Использование ИКТ способно помочь в этом педагогу: регулировать темп урока, сделать его более мобильным, интересным, разнообразным, насыщенным не только аудиоинформацией (как это обычно происходит на уроках без ИКТ), но и информацией образной, позволяющей учащимся со склонностью к визуальному восприятию (таких очень много) активно работать на уроке и более полно усваивать информацию.
В современной педагогике, исследующей технологии урока, существует множество новых техник и  приёмов, способных сделать обучение более успешным. Вслед за Анатолием Гином, автором пособия для учителей «Приёмы педагогической техники», хочется выделить пять основных принципов педтехники:

  • свободы выбора;
  • открытости;
  • деятельности;
  • обратной связи;
  • идеальности.

Каждый принцип предполагает использование практически неограниченного количества инновационных приемов и техник (насколько хватит богатства воображения учителя, его мастерства, его наработок).
Предлагаю вашему вниманию технологизацию одной из тем курса литературы за 9 класс – «Изучение творчества М.Ю. Лермонтова». Поставив перед собой цель -  выяснить, как можно использовать современные технологии преподавания, я вдруг обнаружила, что многие из них давно применяю, сама того не подозревая, на автомате, как герой известной комедии Мольера, который очень удивился, узнав, что всю жизнь говорил прозой.

Каждый урок любой темы я начинаю с заставки-бренда. Узнаваемость, ожидаемость такой заставки делает предстоящую учебную работу как бы уже знакомой.

Непосредственно за объявлением темы урока следует целеполагание. Учащиеся не должны вслепую следовать за учителем. Только ясное понимание цели создаёт на уроке атмосферу сотрудничества. Перед вами два варианта целеполагания: авторитарный, идущий от учителя, и приглашающий учащихся к совместной деятельности  в образовательном процессе:

 

Цели урока:

  • Обучение выразительному чтению любимых стихотворений Лермонтова.
  • Разбор стихотворения – умение и мастерство.
  • Контроль знания биографии М.Ю.Лермонтова.
  • Контроль умения составлять письменное высказывание о стихотворении.

Цели урока:

  • Учиться выразительно читать любимые стихотворения Лермонтова.
  • Овладевать умением и мастерством разбора стихотворений .
  • Показать знание биографии М.Ю.Лермонтова.
  • Продемонстрировать умение составлять письменное высказывание о стихотворении.
 

Большое значение имеет привлекательность цели. Перед учеником ставятся простые, понятные и привлекательные для него цели, осуществляя которые он выполняет  те учебные действия, которые планирует педагог.

На различных этапах урока используются разные педагогические техники. Такое разнообразие делает урок мобильным, включает разные виды деятельности учащихся, даёт им возможность отдохнуть, ибо смена деятельности тоже отдых.

При формулировании домашнего задания можно использовать технику своей опоры - ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене).

Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.

Идеальное задание – вид творческой работы по выбору.
Также интересно использовать технику отсроченной отгадки. В начале или в конце урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом или предложена учащимся для самостоятельного исследования. Я предложила ученикам поразмышлять над вопросом: «Как случилось, что Лермонтов, офицер, прекрасно владевший оружием, погиб на дуэли? Почему он стрелял в воздух?»

На этапе начала урока и проверки домашнего задания целесообразно использовать технику повторения с контролем. Ученики составили серию контрольных вопросов к изученному на предыдущем уроке материалу.
Затем одни учащиеся задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

Основной этап – освоение нового материала.
Это центральный этап урока. И не следует забывать, что необходима «смена декораций» - выключаем проектор и обращаемся к тексту. Сберегаем здоровье – нельзя, чтобы учащиеся работали с экраном весь урок.  После прочтения и анализа ряда стихотворений можно вновь обратиться  презентации.
Сопоставительное аналитическое прочтение двух «Пророков» (Пушкина и Лермонтова) – техника пересечения тем. Ученики выполняют задания, связывающие последний изученный материал с ранее изученной темой, указанной учителем. Прием хорош тем, что повторение предыдущего изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.

Одним из самых сложных заданий ГИА и ЕГЭ является работа со средствами выразительности речи. Проблема в том, что на уроках литературы мы больше внимания обращаем на содержательную сторону художественного произведения, особенно в классах среднего звена. И времени не отводится, и учащиеся не всегда осознают необходимость работать с формой произведения. На материале разбираемых стихотворений рационально осуществлять межпредметную связь, которая позволит эффективно готовиться к экзаменам.
Приближаясь к последнему этапу урока – этапу рефлексии вновь применяем технологию свободы выбора - возможность выбрать, предпочесть тот портрет  Лермонтова, который наиболее полно отражает индивидуальное представление учащегося о творчестве поэта и его личности.

На этом же этапе урока появляется возможность реализовать технику отсроченной отгадки. Получив более полное представление о  личности Лермонтова, связав творчество поэта с его биографией, ученики уже могут попытаться самостоятельно решить поставленную на предыдущем уроке задачу. Результатом такой деятельности могут стать проекты учащихся, действительно заинтересовавшихся тайной гибели поэта.

Этап рефлексии. Закрепление. Подведение итогов.
На этом этапе использую такие техники: повторение с контролем, опрос-итог (в конце урока задаю вопросы, побуждающие к рефлексии урока).
Например:

  • что на уроке было главным?
  • Что было интересным? (Следует различать главное и интересное.)
  • Что нового сегодня узнали?
  • Чему научились?

На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек. Мнения, возможно, и не совпадут. Важно: учитель не должен добиваться "административными мерами", чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Другое дело – он может наравне со всеми высказать и свое мнение.
Здесь же можно использовать творческие задания со свободой выбора.
При формулировании нового домашнего задания использую технику его обсуждения и свободного выбора – идеального задания.

Применение современных техник и технологий в образовательном процессе является основой деятельностного способа обучения, в котором, в отличие от репродуктивного или объяснительного, заложено личностное включение школьника в учебный и воспитательный процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
Такой подход к обучению и воспитанию подростка обеспечивает комфортное психологическое самочувствие учителя и учащихся, снижение – снятие конфликтных ситуаций на уроке и во внеурочной деятельности, создание благоприятных условий для повышения уровня общекультурной воспитанности подростков.

 

Литература

  • А.Гин . Приёмы педагогической техники. Пособие для учителя. 3-е издание.- Москва, «Вита», 2001.
  • Л.Н.Пастухова, Е.Л.Пастухова. «И невозможное – возможно…» Использование нетрадиционных форм деятельности в образовательном процессе. – «Литература в школе», 2004 №7.
  • Е.М.Прищепа. Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе. - «Литература в школе», 2004 №.12.
  • О.В.Донцова. Компьютерная поддержка уроков литературы. - «Литература в школе», 2005 № 6.
  • Н.Л.Галеева. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии. Москва, «5 за знания», 2007.
  • А.Гутов. О словесном и визуальном в обучении. - «Литература в школе», 2007 № 9.
  • Л.И.Боброва. Современный урок и мультимедийные средства. - «Литература в школе», 2008 № 3.
  • О.В.Донцова. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы. - «Литература в школе», 2008 №11.

 


    »  Тэги к этому документу:

    Поиск

    Loading
    Глобальная школьная лаборатория

    Смотреть видео онлайн


    Смотреть русское с разговорами видео

    Online video HD

    Видео скачать на телефон

    Русские фильмы бесплатно

    Full HD video online

    Смотреть видео онлайн

    Смотреть HD видео бесплатно

    School смотреть онлайн