Автор:
Хабибрахманова Ирина Юрьевна
Место работы:
учитель начальных классов I квалификационной категории МОУ «СОШ №7» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской обл
Разработка урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами», 3 класс
Презентация
Предмет: русский язык.
Класс: 3.
Программа: «Школа России».
Тема: Правописание частицы не с глаголами.
Технология: деятельностная.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: проблемно-исследовательский, частично-поисковый.
Цель урока: Познакомить учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями.
Задачи урока:
обучающие: обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами.
развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Оборудование:
для учителя: учебник «Русский язык» Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой для уч-ся 3 класса (2 часть); презентация; для театрализованной сказки карточки: «Глагол», «Частица НЕ»;
для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть); рабочая тетрадь; жетоны красного и жёлтого цветов; тексты о бережном отношении к книге; тексты с пословицами.
Техническое обслуживание: проектор, экран.
Оформление доски: число, вид работы, тема урока, текст «Бережное отношение к книге» (на обратной стороне доски).
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
-Ребята, сегодня урок русского языка необычный. К нам в гости пришёл... А кто? Отгадайте загадку:
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? (Буратино.)
Слайд 1.
-Из какой сказки пришёл к нам герой? («Золотой ключик».)
-А кто написал эту сказку? (Алексей Толстой.)
-С творчеством Алексея Толстого мы познакомимся на уроках литературного чтения. ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: АВТОР И НАЗВАНИЕ.
Слайд 2.
-Буратино нас приглашает в кукольный театр на представление.
Слайд 3. Кулисы.
-Давайте заглянем за кулисы театра. Актёры в нем – части речи. А какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение, союз.) ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ИМЯ СУШ., ИМЯ ПРИЛ., ГЛАГОЛ, ПРЕДЛОГ, СОЮЗ.
-Вот идёт озадаченный актер, прислушайтесь, он что-то бормочет. «Кто? Что? Кто? Что?» Какая это часть речи и какую роль в предложении играет? (Имя существительное, в предложении – подлежащее.) ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЦВЕТОМ – ИМЯ СУЩ.
-А вот Буратино успокаивает какого-то актера. Он говорит: «Что делать? Что сделать?». Он тоже играет главную роль в предложении. Какую? (Глагол, в предложении – сказуемое.) На каждый ответ пример. ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЦВЕТОМ – ГЛАГОЛ.
-Расскажите всё, что вы знаете о глаголе?
-Глаголы обозначают действие предмета; отвечают на вопросы что делать? что сделать?; изменяются по числам; в предложении связаны с именем сущ.
3. Постановка проблемы, темы урока.
Слайд 4.
-Актеру Сказуемому дали текст спектакля. Нам необходимо определить слова, которые принадлежат ему.
на, любил, прекрасный, весна, праздник счастливая, она, читал, под, хорошее, мы
Ученики: Любил, читал.
Слайд 5.
-Придайте словам отрицательный смысл. (Не любил, не читал.)
Слайд 6.
-Что помогло глаголу получить отрицательный смысл? (Слово не.)
-Ребята, маленькое слово не называется частицей. ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЧАСТИЦА.
-Какую роль в речи играет частица НЕ? (Придает отрицательный смысл словам.)
-Ребята, Буратино хотел записать эти слова, но не знает, как написать частицу НЕ с глаголом? Можете ли вы ему помочь?
-Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами? (Предположения ребят.) ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ВОПРОСИТ.ЗНАК.
-Как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило - правописание частицы НЕ с глаголами?
-Ребята, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся.
-Так какая же тема нашего урока? (Правописание частицы не с глаголами.)
Слайд 7.
-Верно, дети. Тема нашего урока «Правописание частицы не с глаголами».
-Ребята, в русском языке, как обычно, есть исключения, и с такими глаголами мы сегодня тоже познакомимся.
4. Знакомство с новым материалом.
Слайд 8.
-В театре есть библиотека, заглянул туда Буратино, нашёл пословицы, а прочитать не может. Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками.
Работа с пословицами в парах:
Кто не работает,
|
не дружит.
|
С ложью правда
|
и рыбку из пруда.
|
Без труда не вытащишь
|
не делает.
|
Лень добра
|
тот не ест.
|
Проверка.
Кто не работает, тот не ест.
С ложью правда не дружит.
Лень добра не делает.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
-Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? (Раздельно.)
Слайд 9.
-Откройте тетради, запишите число, вид работы. Обратите внимание на удвоенную согласную в слове: одиннадцатое.
-Давайте проговорим хором по слогам. Хоровое говорение по слогам.
-А теперь запишите.
Слайд 10.
-Выпишите глаголы с частицей НЕ в тетрадь.
К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием.
Проверка.
-Какие глаголы вы выписали?
-А как будем выделять орфограмму правописание частицы НЕ с глаголами? (Орфограмма – пробел.)
-Ребята, сделайте вывод, как пишется частица НЕ с глаголами? (Раздельно.)
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: НЕ С ГЛАГОЛАМИ.
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: НЕ С ГЛАГОЛАМИ РАСХОДЯТСЯ В СТОРОНЫ.
-Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике.
Сравнение с правилом в учебнике на с.9 (внизу).
-Какое новое правило о правописание глаголов вы узнали?
-Давайте сделаем вывод хором, как пишутся глаголы с частицей НЕ? Хоровое говорение.
Слайд 12.
Наша экскурсия по театру продолжается. Буратино предлагает вам посмотреть грамматическую сказку. А значит, мы с вами оказались в зрительном зале. Сядьте поудобнее.
-Просмотрев сказку, ответьте на вопрос, какие глаголы с НЕ запомнили?
-Итак, представление начинается.
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЗВУЧИТ МУЗЫКА, ОТКРЫВАЕТСЯ ЗАНАВЕС.
Начинается инсценировка сказки детьми.
В ролях: Рассказчик: Курочкина Анастасия
Глагол: Печора Руслан
Частица НЕ: Белан Ирина
СИЛА ЛЮБВИ
Сказка
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.
-Какие глаголы с НЕ запомнили? (Предположения детей.)
-Посмотрите на экран: не люблю, не верю, не подходила, не может, ненавидеть, негодовать.
Слайд 13.
-Что вы заметили? (Что глаголы ненавидеть, негодовать пишутся слитно.)
-Ребята, как же пишется НЕ в этих глаголах? (Предположения детей.)
-А почему? Можете ли вы предположить? (Не имеют смысла без НЕ.)
-Давайте уберём НЕ и попробуем прочитать.
-Я говорю так, я вас годую? Или навижу? (Нет.)
-Я вам говорю: я вас люблю, ценю, уважаю.
-Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями.
Слайд 14.
-Объясните значение слова ненавидеть. Негодовать.
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ИЗ СЛОВАРЯ ОЖЕГОВА.
-Давайте заглянем в словарь Ожегова. Рома и Полина нашли эти слова, и они сейчас зачитают значение каждого из слов.
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЗНАЧЕНИЕ-НЕНАВИДЕТЬ.
Ненавидеть – питать ненависть к кому-нибудь или к чему-нибудь.
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ЗНАЧЕНИЕ-НЕГОДОВАТЬ.
Негодовать – значит возмущаться, быть недовольным.
-Давайте хором повторим, какие глаголы с НЕ пишутся слитно. Хоровое говорение.
-Запишите их, запомните.
-Как написали НЕ с глаголами? Почему? (Слитно. Слова-исключения.)
5. Физкультминутка.
-Упражнение для глаз.
Растираем ладошки, накрыли глаза. Подержали немного, опустили. Еще раз повторили.
-Круговые движения глазами.
6. Первичное закрепление.
-Наше представление продолжается и сейчас Буратино предлагает вам сыграть роль упрямой частицы.
-Совсем заупрямилась частица. Стала она отвечать на вопросы Глагола: «Слезь со стула?», (Не слезу.) Хоровое говорение.
-Запишите в тетрадь НЕ СЛЕЗУ.
«Упадёшь?» НЕ УПАДУ.
«Решишь?» НЕ РЕШУ.
«Молчишь?» НЕ МОЛЧУ.
-Ребята, как записали глаголы с частицей НЕ? (Раздельно.)
-Молодцы! Вы все справились с заданием.
-Как пишется частица не с глаголами?
-А теперь прослушайте шуточное стихотворение в исполнении одноклассников.
Стихи читают: Печора Р., Гурьева П., Отрыванкин С., Сарбозова У.
Мальчик: Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок не
Дёргать за косички!
Девочка: Никогда с братишкой не
Драться за обедом!
На уроках больше не
Говорить с соседом!
Мальчик: Я согласен даже не
Рисовать на карте.
Я согласен даже не
Танцевать на парте!
Девочка: Но не смейте делать мне
Никаких упрёков,
Если даже я и не
Выучу уроков!
Ю.Вронский
-Найдите в учебнике на с.9 упражнение 14, текст стихотворения перед вами.
-Алина, прочитай задание, которое дано после стихотворения.
-Выпишите самостоятельно глаголы с частицей НЕ. Подчеркните орфограмму.
Проверка.
-Проверим, какие глаголы с частицей НЕ вы выписали?
-Ребята, чему нас учит это стихотворение? (Правилам поведения.)
-Буратино собирается в школу в первый класс, а вы уже в третьем классе. Дайте советы нашему герою по правилам поведения на уроке.
-Катя, прочитай еще раз правила поведения.
Слайд 16.
НЕ опаздывать на урок.
НЕ разговаривать на уроке.
НЕ мешать своему соседу по парте.
НЕ рисовать на партах.
-Как пишутся глаголы с частицей НЕ?
Работа по карточкам самостоятельно. Один ученик у доски.
Слайд 17.
-Вставь в текст частицу НЕ так, чтобы некоторые глаголы имели отрицательный смысл.
...Береги книгу! ...бери её грязными руками и ...клади на грязный стол. ...перегибай книгу и ...загибай у неё листов. Если ты ...взял книгу в библиотеке, то ...забудь вернуть её в срок.
-Проверим, что у нас получилось.
Взаимопроверка.
-Поднимите руку, кто справился без ошибок, и считает, что можно поставить отметку «5»?
-Сравните с экраном.
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: ТЕКСТ С НЕ.
-Чьи пятёрки подтвердились?
-Чему учит нас этот текст? (Бережному отношению к книге.)
-Как пишутся глаголы с частицей НЕ?
7. Контроль. Самопроверка знаний.
Слайд 18.
-Сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал.
Индивидуальная работа.
-Работа с сигнальными карточками. Я буду называть глаголы, а вы поднимаете сигнальную карточку. Если глагол с НЕ пишется раздельно, то поднимаете карточку с буквой «Р», если глагол с НЕ пишется слитно, то поднимаете карточку с буквой «С».
-Ненавидеть, не решает, не бегает, негодовать, не знает, не скучает.
-Как пишется НЕ с этим глаголом?
-Сделаем вывод по уроку: как пишутся глаголы с частицей НЕ? (Раздельно).
-Назовите глаголы-исключения. (Ненавидеть, негодовать).
8. Домашнее задание.
Слайд 19.
-Ребята, для Вас Буратино подготовил необычное домашнее задание. Предлагает тем, кто желает. Записать несколько правил поведения на дороге, употребив глаголы с НЕ.
-Предлагаю еще дополнительное задание: подобрать загадки, в которых встречаются глаголы с частицей НЕ записать в тетрадь.
-Для остальных упражнение из учебника.
9. Итог урока. Рефлексия.
Слайд 20.
-Подведём итоги. Что новое для себя открыл каждый из вас?
-Ребята, на партах лежат два жетона: красный и жёлтый. Если вы считаете, что тема вами усвоена, то поднимите жетон красного цвета, если возникли трудности, по каким-либо причинам не усвоили материал, то поднимите жетон жёлтого цвета.
Давайте сделаем вывод: большинство учащихся считает, что усвоили материал. Мы еще с вами будем работать на уроках над этой темой.
-Экскурсия по театру завершается. На прощание Буратино даёт вам совет.
Слайд 21.
«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».
На этом урок закончен.
|