Официальный сайт rosregistr 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Парфенова М.С. Возможности нового стандарта для развития творчества первоклассника

Автор: 
Марина Сергеевна Парфенова
Место работы: 
учитель музыки МОУ Ерденевская СОШ Малоярославецкого района Калужской области

 

Возможности нового стандарта для развития творчества первоклассника

 

Музыкально-эстетическое развитие в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности.

У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться.

Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности.   Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.

Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение.

“Восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство”. (Выготский Л. С.)

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение.

Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя! Музыкально-слуховые представления не рождаются на основе природных задатков.

В рамках учебного плана нового федерального образовательного стандарта развитие творческих задатков ребенка получило новую возможность: внеурочная деятельность. В нашей школе учителя постарались так построить внеурочную деятельность первоклассников, чтобы познавательный интерес нашел свое прикладное назначение. Введены курсы оригами, прикладного творчества, «изучаются на практике» народные спортивные игры, начал работу экологический «Клуб почемучек».

Особое внимание мы уделяем развитию музыкальных способностей. Реализуется авторская программа «Хоровод муз». Музыка - самый эмоциональный вид искусства. Занятия музыкой - мощное средство эстетического и нравственного воспитания школьников. Работа с обучающимися в начальных классах, как правило, приносит учителю музыки большую творческую самоотдачу детей. Ведь в этом возрасте дети обладают особой звукочувствительностью и эмоциональностью, поэтому и художественное обучение для них оказывается более интенсивным.

Особенности преподавания в начальной школе любой дисциплины, в том числе и художественной, всегда вытекают из специфики возраста учащихся. Обычно большинство детей 6-10 лет обладают музыкальными задатками, они с интересом относятся к разным видам музыкальной деятельности, любят петь и двигаться под музыку. Но, вместе с тем, дети этого возраста еще не способны удерживать внимание на длительный период времени (слушание большого музыкального произведения, многократное повторение одной и той же музыкальной фразы при разучивании песни и т. п.).   Для них характерна быстрая утомляемость, а значит, они не в состоянии долго заниматься одной и той же деятельностью.
Программа «Хоровод Муз» рассчитана на проведение занятий в первом классе три раза в неделю и является первым этапом обучения четырехлетней программы. Программа включает в себя три раздела: Хоровое класс. Шумовой оркестр. Маршевая группа. Такая организация учебной деятельности является наиболее эффективной во всестороннем развитии младших школьников.

Занятия хорового класса и шумового оркестра проводятся в кабинете музыки, а также в актовом зале при непосредственной подготовке к выступлениям на концерте. Для занятий шумовым оркестром необходимо обеспечить учеников детскими шумовыми инструментами: погремушками, деревянными ложками, звоночками, металлофонами, ксилофонами и т. д. Обеспечение необходимыми инструментами для занятий берет на себя родительский комитет класса.

Занятия маршевой группы предполагает проведение в спортивном или актовом зале. Во втором полугодии занятия проводятся с барабанами. Желательно для показательных выступлений иметь парадную форму - китель и кивер. 

В конце учебного года обучающиеся в первом классе показывают свои успехи на заключительном уроке- концерте, программа которого включает в себя все виды деятельности программы «Хоровод Муз».
Приведем пример планирования занятий двух модулей программы:

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР


Период

Содержание занятий

Примерный репертуар

Формы отчета

1.

Сентябрь-октябрь

Тема:
Сто тысяч разных звуков

  • Ритмический рисунок

С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»

 

2.

Ноябрь
декабрь

Тема: Ни дня без музыки

  • пульс

Русские народные попевки

Участие в новогоднем представлении.

3.

Январь

Тема: Такие похожие непохожие музыкальные инструменты

  • сильная доля

Русские колядки, потешки

 

4.

Февраль

Тема: Театр музыкальных звуков

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»

Участие в празднике Масленица

5.

Март

Тема: В оркестре только дети

Песни В. Шаинского

Участие в концерте, посвященном женскому дню

6.

Апрель
Май

Тема: Музыкальный словарь

Закрепление навыков и понятий, полученных на занятиях, подготовка к уроку-концерту.

Отчетный
урок-концерт

МАРШЕВАЯ ГРУППА


Период

Содержание занятий

Примерный репертуар

Формы отчета

1.

Сентябрь-октябрь

Формирование групп; Знакомство с понятием ритмики;
Постановка корпуса; Определение навыков ритмики у учащихся, наложение движений на музыку;

 

Народная маршевая музыка
(солдатские песни)
Марш С. Прокофьева
Движение под маршевую музыку.

Марш Д. Шостаковича

 

2.

Ноябрь
декабрь

Обучение движению в соответствии с характером музыки, реагировать на смену движений

Марш П. Чайковского из балета «Щелкунчик»

 

3.

Январь

Ориентировка в пространстве;
Координация движений

Торжественные марши
И. Штрауса с элементами танцевальности                 

 

4.

Февраль

Знакомство учащихся с понятием: пластика;
Пластическое интонирование 

 Полонез П. Чайковского из оперы «Евгений Онегин»                  

Участие в параде войск, посвященном Дню защитников Отечества

5.

Март

Занятия дополняются танцевальными движениями, основываясь на приобретенные навыки.

Полонез. Полька. Элементы вальса

Участие в концерте, посвященном женскому дню

6.

Апрель
Май

Работа над художественным исполнением выученного репертуара

Закрепление навыков и понятий, полученных на занятиях, подготовка к уроку-концерту.

Отчетный
урок-концерт

Различные виды внеурочной деятельности позволяют найти музыкальное занятие для каждого первоклассника, включить их в коллективную деятельность, развивать не только  творческую составляющую личности, но и формировать основы группового и коллективного общения, почувствовать успешность в познании и творчестве.
Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн