Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Данилин А., И. Данилина И. Как стать идеальным родителем подростка

Автор: 
Данилин А., И. Данилина И.

Как стать идеальным родителем подростка

Жизнь в семье с подростком похожа на парный танец со сменой ролей. вы выступаете то в роли ведущего, то в роли ведомого, то в роли авторитета, то в роли «чайника», ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре. Причём роли эти — не маски (главное — ничего не «играть»), а реальная готовность родителя адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и настроению, гибкая позиция по отношению к мнениям и взглядам собственного ребёнка и уважение к ДРУГОЙ отдельной личности.

Вам придётся признать, что период «непререкаемого авторитета родителей» больше никогда не вернётся, поэтому перестаньте командовать и руководить. Это — абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. Попытайтесь заново «заслужить» былой авторитет. На этом пути необходимо руководствоваться тем, что ребёнок больше не верит абстрактным словам и декларациям, он АНАЛИЗИРУЕТ ваши действия, стратегии, статус.

Попробуйте не только слушать ребёнка, но и наблюдать за его реакциями. Подчас его поза, жесты и мимика лучше говорят о его состоянии, чем привычный вербальный (словесный) подростковый протест. Задавайте себе вопрос: «ПОЧЕМУ он так неадекватно реагирует?», «Что я могу сделать, чтобы сгладить противостояние?». Поверьте, он не хочет бороться, он хочет разобраться и приглашает вас последовать за ним.

Не планируйте конкретного результата «воспитательного воздействия», и не зацикливайтесь на нём. Он всё равно будет другим. Ведь это ПАРНЫЙ танец взаимоотношений. вы задумывали одно, а получилось совсем другое — радуйтесь. ваш ребёнок избавил вас ещё от одного стереотипа. Таким образом, он способствует вашему личностному росту, провоцируя спонтанность реакции.

Помните, что одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, порой не очень оправданном, продиктованном желанием самоутвердиться. Если вы ещё этому не научились, время пришло. Не бойтесь рисковать вместе с ребёнком, но на своей территории. Чем более настойчивы и находчивы вы будете в своём желании опробовать НОвыЕ способы взаимодействия с ребёнком, тем скорее вы начнёте говорить с ним на одном языке. Главное, сделать так, чтобы подросток не переставал удивляться вашей изобрета-тельности.

Сохраняйте чувство юмора и пытайтесь передать ребёнку хотя бы небольшую часть своего оптимизма. Дело в том, что все происходящие с ним изменения как физические, так и духовные, ваш подросток воспринимает очень трагично. Если вы сами тоже начинаете застревать на анализе и разборе детских проблем и перспектив их разрешения, то ситуация дома становится похожей на непрерывное производственное совещание. Для того, чтобы лучше увидеть ситуацию, отстранитесь от неё и попробуйте посмотреть на неё с изрядной долей юмора. «Большое видится на расстоянии», желательно с более лёгких и оптимистичных позиций. Не стоит шутить над эмоциями подростка, гораздо эффективнее иронизировать над самой ситуацией. Шутка поможет немножко разрядить обстановку.

Старайтесь «фильтровать» информацию, поступающую к Вам из СМИ и литературы по проблемам подросткового возраста. Во-первых, она сама далека от идеала в плане глубины анализа. Во-вторых, хорошим тоном публикаций последних лет стали «страшилки». Поверьте, что далеко не всё, что вы прочли, относится именно к вашему ребёнку. Попробуйте, как бы, примерить прочитанное на него, и вы увидите, что «костюмчик» не всегда приходится впору. Далеко не все «ужастики», которые случаются с подростками, обязательно должно произойти с вашим ребёнком.

Вспомните о тех семейных ценностях и традициях, которые существуют в вашей семье. Проанализируйте, что из этого багажа стало общим для вас и вашего ребёнка, а где проходит очевидный водораздел. Это будет сопоставление и сравнение двух точек зрения на извечный ценностный вопрос: «Что такое хорошо, и что такое плохо?». Морально-нравственные и этические ценности нельзя механически передать, а уж, тем более, навязать, они формируются и становятся своими или остаются чужими в период всего детства. И если, какие-то, очень значимые для вас ценностные ориентиры, оказались для ребёнка в списке чужих, не хватайтесь за голову и не «пилите». Подумайте, не как рассказать и продекларировать, а как показать и убедить в преимуществах того или иного качества или свойства. Проанализируйте, что бы могли вы позаимствовать у ребёнка, чему могли бы поучиться.

Одно из главных стремлений подростка — стремление к самостоятельности. Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную за жизнь семьи. Основная проблема заключается в том, что подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях. Вам необходимо дать ему понять, что всё, что происходит в его жизни и в жизни семьи, происходит теперь не только благодаря Вам или по вашей вине, как это было в раннем детстве, но и благодаря/вопреки его действиям.

Подросток — не глина, да и вы — не скульптор. К сожалению, Вам не под силу вылепить скульптуру «идеального» ребёнка, воплощающую все ваши устремления, мечты, фантазии и амбиции, из реального сына или дочери. У него - совсем другое «идеальное Я». ваша цель — помогать ему меняться и взрослеть, исходя из его реальных устремлений и целей.

Помогайте ребёнку сделать конкретные шаги к его целям. Это — очень важно для самоопределения. Поскольку в подростковом возрасте цели глобальны, а возможности ещё немножко отстают, то его «идеал» так и может остаться в области мечтаний о несбыточном. Помогите ребёнку поверить в свои силы, и, если это необходимо, разработайте вместе стратегию достижения результата. Помните, что ведущая роль в подобной работе и ответственность за неё принадлежит ему, вы — лишь «аксакал», способный поделиться собственным опытом по запросу ребёнка.

Подростковый период — это настолько интенсивный этап изменений в жизни ребёнка, что он поглощает его целиком. Дайте возможность подростку почувствовать непрерывность жизни и непрерывность изменений и саморазвития, а данный этап лишь как ещё одну, возможно, самую сложную и реальную, ступеньку к взрослой жизни. Покажите взаимосвязь и взаимовлияние детского жизненного опыта (прошлого), бурных изменений (настоящего), и самоопределения (будущего), ведь жизненный сценарий — это результат, объединяющий в себе все компоненты.

Научите ребёнка не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к, возможно, не самому приятному, опыту для последующего анализа. Банальное: «не ошибается только тот, кто ничего не делает» помогает это осознать. Желательно показывать опыт «падений и взлётов» на примерах из собственной жизни и жизни других значимых для ребёнка людей, а не на постоянном проговаривании и бесконечном «разборе его полётов».

Обратите внимание подростка на то, что любому человеку свойственны внутренняя противоречивость, неоднозначность, конфликт желаний и мотивов поведения.

Понятия добро/зло, неудачник/победитель, правда/ложь, воля/безволие, свобода/зависимость и т.д. подчас бывают столь относительны, неоднозначны и непостоянны, что каждая новая ситуация и в жизни взрослого человека требует их проверки, анализа, а иногда и полного пересмотра. Тогда с ними уже легче справиться, поскольку из ряда уникальных и личностных проблем они переходят в ранг универсальных. Позиция «все через это проходят» гораздо меньше уязвима и более защищена, чем позиция «я такой непоследовательный».

Самопознание — прерогатива любого думающего и чувствующего человека, независимо от того, каков его возраст и статус. Связанные с этим чувства и эмоции, впервые возникшие — это только отправная точка, точка отсчёта на этом долгом, сложном, но таком захватывающем пути.

 

КАК МОЖНО ЗАПОДОЗРИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НАЧАЛ ПРИНИМАТЬ НАРКОТИКИ?

Прежде всего, мы хотим вас предупредить, что все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться Вами тактично и разумно. вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка, вы можете высказать в слух свои подозрения подростку.
Какие же это признаки?

Он (она) начал часто исчезать из дома. Причем, эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.

Он (она) начал очень часто врать. Причем, эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел в школе, в институте и т. д. Причем, врет он как-то лениво. Версии обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.
За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым вас раньше было не разлить водой?», ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Появившихся у сына новых друзей вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Причем, ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться слэнговые словечки, которые вы можете увидеть в прилагаемом нами ниже словаре наркотического арго.

Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым «чужим».
Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону — до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.

Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.

У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда вы слышите, как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.
У вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях наших пациентов.

Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.

Еще раз хотим обратить ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. вы можете начинать всерьез думать о наркотиках, только если вы твердо уверены, что у вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.

 

 

 

КАК ПРОБИТЬСЯ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РЕБЁНКА, ПРИНИМАЮЩЕГО НАРКОТИКИ

Прежде всего, необходимо определить тип личности ребёнка-наркомана и выбрать оптимальную стратегию взаимодействия на него.

Инфантильная личность, то есть личность незрелая, неуверенная в себе, с несформировавшейся способностью получать телесные удовольствия, будет стремиться получить удовольствие не телесными методами (в нашем случае с помощью наркотиков). Однако, наши дети прекрасно знают и чувствуют, что такие методы получения удовольствия находятся под запретом общества. Поэтому, где-то в глубине души ваш ребенок постоянно чувствует постыдность и неполноценность наркотического способа получения удовольствия.

Желание принимать наркотическое вещество и ощущение, что этого делать нельзя, в его душе вызовут тревогу и неуверенность в своих поступках. Слова и действия родителей и врачей направленные на прекращение приема химических веществ, вызывающих удовольствие, будут вызывать усиление этой тревоги.

Человек не может жить с постоянным ощущением тревоги. Бессознательные механизмы психики подростка будут вызывать психологическую защиту личности от факторов, способных усилить чувство тревоги.

Самым первым таким фактором у любого молодого человека будут первые разговоры с родителями. Поэтому в первую очередь мы столкнемся именно с психологической защитой личности.

Если ваш ребенок оказался относящимся к типу I (холерик), то наиболее вероятно, что такой человек будет защищаться от тревоги, вызываемой как приемом наркотиков, так и необходимостью прекращения их употребления способом, который психоаналитики называют «идеализацией».

1. «Идеализация». Этот способ защиты рождается из убежденности маленького ребенка в том, что их родители являются богами, способными на сверхчеловеческие деяния. Личность бессознательно верит в то, что кто-то всемогущий обеспечит защиту в любой ситуации.
Такой подросток будет защищаться от тревоги тем, что будет искать опеки кого-то, кого он чувствует психологически более сильным. Очень часто такие ребята не очень интересуются эффектом наркотика. Как это не покажется странным, для них самое главное - это компания «сильных» ребят с простой, понятной (т.е. примитивной) системой ценностей.

Такой подросток спасается от тревоги, стремясь полностью попасть под влияние какого-то авторитета. Он стремится полностью идентифицировать себя с ним, психологически слиться с таким человеком или людьми, вести себя и действовать так же, как и они.

Главное в поведении родителей с такими подростками - это развенчание его наркотических авторитетов. Родители должны разобраться в том, что окружает подростка и продемонстрировать ему «изнанку» окружающей его среды. Делать это, конечно, нужно не в лоб, а косвенно, подсовывая подростку материалы о наркоторговцах и т. д.

Важно понимать, что таким детям абсолютно противопоказаны авторитарные принципы психотерапии, такие как «кодирование» и другие волшебные палочки. Такие ребята очень легко попадают под влияние и могут оказываться в психологической зависимости от врача-психиатра. Врач для таких ребят должен быть авторитетом, но не превращаться в наркотик.

Не надо забывать о том, что подростки, которые склонны идеализировать людей, которые их окружают, могут так же легко возненавидеть их. Если авторитет при близком общении не оправдал ожидания подростка, то молодой человек начинает отрицать его с такой же силой, с какой раньше идеализировал.
Если ваш ребенок относится к типу II (сангвиник), то скорее всего он защищается от тревоги с помощью поведения, которые психоаналитики называют «примитивное всемогущество».

2. «Примитивное всемогущество». Происхождение такого способа защиты, как вы помните, берет свое начало в «застревании» у взрослого человека нарциссической фазы развития чувства телесного удовольствия.
Для таких подростков главный способ избежать тревоги состоит в манипулировании другими людьми. В наркотической среде они очень быстро становятся мелкими торговцами наркотиками или, по крайней мере, добывают деньги с помощью разбавления и перепродажи наркотиков.

Они разбавляют наркотик не без удовольствия. Сознательно или бессознательно им доставляет удоволь-ствие мысль о том, что кто-то другой отравится еще хуже, чем он сам. Такие подростки не говорят правду «до последнего». Дома они с удовольствием используют все описанные нами способы манипулирования родителями.
Главный способ убедить их изменить отношение к наркотикам — максимально жестким способом пресечь возможности для манипулирования. Таким подросткам необходим жесткий контроль в семье. Любая его ложь, любая попытка манипулировать родителями должна быть раскрыта и оглашена публично. Для таких подростков крайне значима встреча с милицией.

Милиция и органы дознания — это такое место, где будут манипулировать им, а он продолжать манипуляции не сможет. Может быть очень полезным найти молодого человека, который приобретает наркотики у вашего ребенка. Если вы сможете сообщить следующему звену в цепочке, что ваш сын их сильно разбавляет, то ваш ребенок также не сможет манипулировать другими, даже находясь внутри собственной наркотической компании.
Такому человеку необходим врач с жесткой, авторитарной линией поведения. Вам нужно найти специалиста, которым ваш ребенок не сможет манипулировать. Жесткий контроль свободного времени необходимо организовать на весь период лечения такого подростка.

Если ваш ребенок оказался принадлежащим к типу III (флегматик), то наиболее вероятно, что в качестве психологической защиты он использует способ, который психоаналитики называют «примитивное отрицание».

3. «Примитивное отрицание». Это способ психоло-гической защиты, заключающийся в отказе подростка признать существование тревожащих неприятностей чем-то реальным. Его происхождение скрывается в анальной фазе становления человеческой сексуальности. Отрицание - это, фактически, магическая форма защиты - «если я этого не признаю, значит этого в действительности не существует».
Такой подросток способен вытеснить любую неприятность на периферию сознания, фактически, он мгновенно о ней забывает.

Молодые люди, пользующиеся такой формой защиты, почти всегда склонны к перепадам настроения и затяжным периодам депрессии.

При откровенном взрослом разговоре во время депрессии они достаточно легко соглашаются лечиться, но, к сожалению, в ходе лечения часто срываются, так как неустойчивость психики является наиболее общим свойством их характера. Твердо принятое решение они через 5 минут забывают благодаря своей способности к вытеснению.

Для лечения таких подростков необходимо искать жестко структурированные длительные реабилитационные программы. Психотерапевтический подход общества анонимных наркоманов как будто специально создан именно для таких людей. Если ваш ребенок пользуется именно таким способом психологической защиты, то обязательно обратитесь в «Общество Анонимных Наркоманов» («АН»).

Все обязательства такого молодого человека родители обязаны принимать только в письменном виде. Стратегия письменных контрактов в этом случае является не желательной, а обязательной.

Еще одним видом отрицания является тип психологической защиты, который в психоанализе называется «примитивное расщепление».

Для родителей наших пациентов необходимо понимать, что такие подростки как бы делят себя на две личности: «Я — наркоман» и «Я — без наркотиков». В реальности это обозначает следующее:
«Раз я сию минуту не употребляю наркотики, значит, я — хороший и все вокруг должны мне доверять... Раз я хороший, значит, мне можно покурить разочек. Раз я покурил разочек, значит, мне можно покурить и побольше. Вчера я был наркоманом и был плохой. Сегодня я не курил, значит, я хороший, и мне сегодня снова все должны доверять и делать подарки».
Каждый период отказа от приема наркотиков молодой человек как бы вытесняет из памяти, отрицает то время, когда он наркотики употреблял, и поэтому не испытывает ни чувства вины перед окружающими, ни тревоги.
Рекомендации примерно те же.

Если ваш ребенок относится к типу 4, то он скорее всего пользуется самой древней формой психологической защиты, которую психоаналитики называют «примитивной изоляцией».

4. «Примитивная изоляция». Когда младенец перевоз-бужден или расстроен, он просто-напросто засыпает, то есть, при возрастании количества стрессов или уровня тревоги, человек стремится перейти в другое состояние сознания. Наиболее частый вариант такой изоляции — либо уход в собственные фантазии, либо бегство от стрессов в химические вещества, то есть, собственно, в наркотики. Надо сказать, что такие подростки чаще всего удивительно отзывчивы и чутки. Они склонны к затяжным переживаниям и депрессиям.
Для получения согласия на лечение эффективнее всего постараться показать подростку, что наркотик не прячет его от пугающей реальности, а наоборот, приводит к столкновению с самыми кошмарными сторонами действительности. На таких ребят хорошо действуют нейтральные разговоры родителей о СПИДе или гепатите у наркоманов, о их ранней смерти.

В таком способе психологической защиты есть одно неявное достоинство — бегство подростка в фантазии не требует искажения самой реальности. Поэтому на него хорошо действуют спокойные рассудочные доводы и аргументы. С переменным успехом они/подростки поддаются внушению врачей при сохраненном на весь период лечения разумном и доверительном контроле родителей. Каждое требование родителей к ним должно быть тщательно мотивировано с помощью рассудка.

 

ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛИ В СЛУЧАЕ «ЛОМОК»?

Очень часто бывает так, что впервые родители начинают понимать, что их ребенок принимает наркотики только тогда, когда у сына или дочери, на их глазах разворачивается наркотический абстинентный синдром — ломки.
Паника, охватывающая взрослого человека в этот момент, не поддается описанию. Мать или отец теряют голову и начинают звонить по любым доступным им телефонам, указанным в попавшейся под руку рекламной газете.
Что же нужно делать в действительности?

Нужно прекратить внутреннюю панику. Слезами горю не поможешь. Да, в вашей семье возникла проблема. Эта проблема очень трудна, но разрешима.

Вспомните! Наркоманы во время ломок не умирают! Они умирают от той гадости, которую вводят в свой организм.

Наступление «ломок» означает, что этой химической гадости в организме в данный момент практически не осталось.

Померьте подростку давление. Абстинентный синдром может быть опасен, только если у молодого человека очень низкое давление. Опасно если верхняя цифра артериального давления ниже 90 (если ваш ребенок не страдает гипотонией, то «ломки» становятся опасными при давлении ниже 90/60 миллиметров ртутного столба). Если давление ниже этих цифр, Вам нужно обратиться к врачу немедленно.
Немедленно потребуйте от ребенка, чтобы он завтра же вместе с Вами обратился к врачу. Подросток, практически в 100% случаев даст свое согласие и этим позднее можно будет воспользоваться.

вы можете дать подростку 2-3 таблетки любого анальгетика, который есть у вас в доме. Подойдут баралгин, спазмалгон, аспирин и т. д.

вы можете один раз рискнуть и дать своему ребенку 2 таблетки любого успокоительного, который найдете у себя в аптечке или в аптечке своих соседей и близких. Только не забудьте посмотреть, какое успокоительное вы даете. А на следующий день во время визита к врачу скажите ему, какие таблетки вы дали. Ни в коем случае не давайте больше двух таблеток. Единственное, чего вы ни в коем случае не можете давать — это спиртных напитков и успокоительных препаратов на основе спирта (нельзя пользоваться валокордином, корвалолом и т. д.).
вы можете воспользоваться методом, предложенным американским терапевтом Маргарет Розен: разденьте вашего ребенка до пояса и положите на не очень мягкую кровать или кушетку. Согрейте свои руки и положите их на плечи лежащего подростка. Медленно, поглаживающими движениями не отрывая рук, продвигайте ладони от плеч вдоль позвоночника к пояснице, стараясь мягко расслабить мышцы вашего ребенка. вы будете чувствовать напряженные группы мышц руками как бугры под кожей. Не надо давить на них сильно. Они расслабятся от мягких поглаживающих прикосновений. Это просто активная форма родительской ласки. Папа всегда ласковее относится к дочери, а мама к сыну.

Если все происходит вечером, помните, что ваша семья в состоянии спокойно пережить эту ночь. Не надо пытаться в ночи принимать ответственное решение о немедленном начале лечения, лучше спокойно обратиться в клинику в начале следующего дня.

 

 

СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Призывая ребенка взрослеть, вы же сами становитесь главным тормозом на этом пути. Ниже мы попробуем проанализировать причины подобных родительских стереотипов.
Впервые, вероятно, с момента рождения ребенка ваш авторитет значительно пошатнулся. Если раньше: «Мама сказала...» обладало поистине магической силой, то теперь вы все чаще слышите в ответ: «Ну и что...». вас это не может не раздражать.

Дело в том, что ваш ребенок взрослеет. Ведь вы радуетесь его растущей способности анализировать и сравнивать другие, менее значимые для вас факты.
Проблема заключается в том, что теперь он может адекватно оценивать и вас самих и ваше поведение со своих новых позиций. Он неизбежно начинает сравнивать вас с тем образом идеальных родителей, который у него сложился, и является результатом растущих аналитических способностей, с родителями реальными, то есть с тем, с чем ему приходится сталкиваться каждый день. Увы, очень часто это выбор не в нашу пользу. Ведь ничего идеального на свете не существует. Мы с Вами тоже не являемся исключением из этого правила.

Ставя под сомнение ваш авторитет, ребенок как бы дает Вам право на ошибку. Радостно примите эти новые правила игры, и Вам сразу станет легче. Подумайте, как приятно сойти с пьедестала и стать просто обычным человеком.

К сожалению, затяжная борьба за свой «былой авторитет» ни к чему хорошему не приведет. Ведь вы уже знаете, как значимо для него мнение кумиров и референтных групп. В этом возрасте родители очень редко попадают в число кумиров, сказывается разница поколений. В лучшем случае, ваша семья попадает в разряд референтных групп. В худшем же и этого не происходит. Реагируйте на это спокойно и попробуйте предпринять попытку привлечения внимания вашего ребенка к тем семейным и вашим личным качествам, которые в данный момент являются для него значимыми.
вас не может не раздражать количество конфликтов, возникающих в семье в данный возрастной период развития вашего ребенка.

Но если вы вспомните главные причины ссор, то вы с удивлением заметите, что основными поводами для конфликтов являются какие-нибудь мелочи, чаще всего повседневно-бытовые дела.
Проблема заключается в том, что ваш взрослеющий ребенок уже пробует получить свои права взрослого человека, подчас игнорируя свои несложные обязанности. Здесь существует два основных принципа, которые необходимо соблюдать.

Во-первых, в спокойном тактичном разговоре объясните ребенку, что помимо прав, взрослость накладывает определенные обязательства на человека, и он сам, как и все взрослые люди, по правилам взрослой игры, теперь должен их выполнять.

Во-вторых, Вам самим необходимо осознать, что семейные конфликты по мелочам служат для вашего ребенка как бы «полигоном» для испытания новых, непривычных, взрослых стратегий поведения, которые он еще только начинает осваивать в семейных, безопасных условиях. Безопасность семейного контекста заключается в том, что он совершенно точно знает, что вы его любите и простите ему гораздо больше, чем посторонние люди. Попробуйте перевести конфликт в рамки деловых переговоров, где вы даете ему возможность почувствовать себя не ребенком, на которого смотрят свысока и не принимают всерьез, а полноправным взрослым членом семьи, с мнением которого нельзя не считаться. вы увидите, что количество возникающих конфликтов резко пойдет на убыль.

вы, как и все родители, дети которых так «неожиданно» повзрослели, переживаете так называемый «кризис среднего возраста».

Бессознательно, вы противодействуете повышению самостоятельности и взрослению собственного ребенка. Ведь он уходит во взрослую жизнь и неизбежно отдаляется от семьи. В американских семьях детей в это время принято обеспечивать собственным жильем и отселять от родителей. Поскольку у нас в стране такой практики не существует, в силу как материальных проблем, так и культурных традиций и норм, то вы вынуждены жить вместе, приспосабливаясь друг к другу. Что же означает этот возраст для вас?

1. Уход, пусть даже только психологический, ребенка из семьи ставит перед Вами новые личностные проблемы. До этого вся ваша жизнь как бы крутилась вокруг него. Теперь вы страдаете от того, что он отдаляется, и вы становитесь ему не нужны. Он существует в своем мире, со своими друзьями и идеями. А вы остаетесь одни. ваша попытка противодействовать его взрослению — это своеобразно проявляющийся страх одиночества.
2. Меняются отношения с вашим супругом. Если много лет вы общались опосредованно, через ребенка, и у вас существовала общая цель — его воспитание, то теперь, оставшись вдвоем, вы можете осознать, что не все в ваших отношениях так гладко. Ребенок много лет как бы являлся центром семьи. Теперь Вам предстоит вместе строить «новую семью», выдвигая для себя новые общие цели и задачи. Этот процесс не всегда оказывается легким.
3. Наблюдение за повзрослевшим ребенком неизбежно вызывает активизацию механизма сравнения. Ведь, вроде бы, совсем недавно, и вы хорошо помните это время, вы тоже были таким же молодым. Казалось, что вся жизнь впереди и времени так много, что можно не торопиться.
Теперь же, оглядываясь на собственное прошлое, вы мысленно начиная подводить итоги, думаете, что многое уже невозможно исправить и вернуть, что часть надежд так и останется несбывшимися. У вашего ребенка, как когда-то у вас, все впереди, у вас же уже многое позади, а самое главное, остается все меньше сил, здоровья, времени и энергии, чтобы реализовать собственное «Я».
У кого-то из родителей этот процесс проходит легче, кто-то, анализируя собственные ошибки, реагирует более болезненно.

Главное, вы должны понять, что вы пытаетесь решить собственные проблемы за счет своего ребенка, а это недопустимо. Ведь вы уже знаете основные психологические особенности развития вашего ребенка в подростковом и юношеском возрасте, понимаете, что ему хватает своих нелегких проблем. Поберегите его! Решайте свои проблемы сами!

 

КАКИМ ОБРАЗОМ ДЕТИ ДОСТАЮТ ДЕНЬГИ НА НАРКОТИК?

Родители очень часто задают себе вопрос: «Наркотики очень дорогие, как же ребёнок достает на них деньги? Ведь мы, практически, не даем ему денег на карманные расходы?»
Деньги эти добываются несколькими, отнюдь не сложными путями:

1. Перепродажа. В наркотической среде этому методу обучаются почти сразу. Покупаешь «кассету», отсыпаешь из нее немного порошка, потом досыпаешь туда какой-нибудь гадости, а потом «разбодяженный» таким образом порошок кому-нибудь продаешь. Лучше всего кому-нибудь «новенькому». Если ты завербовал несколько «новеньких», то у тебя появляется «своя» цепочка. В этой цепочке молодой человек работает поставщиком наркотика и кроме получения бесплатной дозы для себя может заработать какие-то деньги. Надо отметить, что в результате таких разбавлений на улицах Москвы, практически, невозможно обнаружить «кассеты» с героином, в которых самого героина содержалось бы больше 4-10%.

2. Воровство. Воровать обычно начинают у родителей. Деньги стараются воровать из «толстых» пачек, чтобы это было «незаметно». Самое удивительное, что очень часто родители не замечают систематических пропаж небольших денежных сумм. Один из пациентов рассказывал, что он в течение 3 лет воровал у отца доллары и, только когда украденная сумма перевалила за 3 тысячи, отец обратил на это внимание. У посторонних наркоманы воруют достаточно редко, только если подворачивается случай. Чаще всего такие кражи совершаются если не в собственном доме, то в домах родственников и друзей.

3. Манипулирование. В этой группе мы объединяем ряд простейших форм поведения, направленных на то, чтобы выманить из родных и близких деньги на наркотики, не прибегая к воровству:
«Шантаж» — выпрашивание денег под предлогом того, что случилось что-то страшное как с самим подростком, так и его друзьями. Молодые люди рассказывают родителям и близким о том, что «кто-то заболел», что какого-то неизвестного родителям приятеля «посадят в тюрьму», а для того, чтобы ваш ребенок мог помочь, срочно нужны деньги. Самый частый прием шантажа — рассказ о собственных долгах и угрозах для жизни самого наркомана, связанных с этими долгами. Родственникам никогда не удается увидеть человека, у которого сын якобы, занял деньги. В некоторых семьях шантаж вообще не мотивируется. Подростку удается добиться результата, просто не разговаривая с родителями и лежа на диване с трагическим выражением лица. Срабатывает модель «если ты не дашь мне денег — я больше не буду с тобой разговаривать и ничего тебе не скажу». Если в результате такого поведения деньги получены, то узнать, для чего они нужны, не удается никогда.
«Динамо машина» — стратегия поведения направлена на то, чтобы выпросить деньги с помощью невыполняемых обещаний. «Я сдам экзамен, но мне нужно 500 рублей»; «Я буду каждый день убирать квартиру, но мне сегодня нужны деньги»; «Я поздравлю бабушку с Днем рождения, но мне нужно для этого 500 рублей» и т. д. Родители в большинстве случаев не контролируют выполнение обещаний. Их успокаивают слова-обещания сами по себе. Проще всего подростку добиться таким образом денег от родителя или знакомого противоположного пола. Папы легче верят обещаниям дочек, а мамы — сыновей.
Крутят «динамо» девочки и на улицах. Симпатичной девушке, кокетничая, проще выпросить деньги у незнакомого мужчины или попытаться совершить что-то вроде сексуальной аферы, пообещав интимную близость и выпросив «задаток».
«Игра на понижение». Тактика поведения, направлена на выпрашивание маленьких денежных сумм под предлогом необходимости большой суммы. «Мама, мне срочно необходимо 100 долларов, у меня девушка заболела, мне нужно купить лекарства... Ну, не можешь дать сто долларов, дай 100 рублей...» Мысль о том, что большую сумму денег отдавать не нужно, приносит родителям и знакомым облегчение, и они легко и, даже не интересуясь, зачем ребенку нужны эти деньги, отдают маленькую сумму, которая достаточна наркоману для приобретения очередной дозы.
«Разделяй и властвуй». Чаще всего истории, которые подростки рассказывают родителям, с целью получить у них деньги, подразделяются на истории для пап и истории для мам. Польщенные «доверием» ребенка мама и папа не рассказывают друг другу о доверенных им «тайнах» и выданных ребенку деньгах. Если муж и жена найдут время и пообщаются друг с другом на тему — кто и когда давал ребенку деньги, то им будет легче понять, откуда берутся деньги на наркотики. Если ребенок использует «метод» шантажа, то он «обижается» сначала на одного из родителей, если результат не получен, начинает обижаться на другого.

4. Проституция и откровенное вымогательство. Встречаются, но не слишком часто. Девочки начинают заниматься проституцией чаще всего на поздних стадиях развития наркомании, когда теряют обаяние и привлекательность, что не позволяет им крутить «динамо». Мальчики начинают выпрашивать деньги на сигареты или на билет в метро так же только тогда, когда другие формы добычи денег перестают у них получаться.

 

ГОРМОНАЛЬНАЯ БУРЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Почему подростку так нелегко с самим собой?
Для подросткового возраста характерно:

  1. начало функционирования половых желёз, появление вторичных половых признаков;
  2. у девочек половое созревание начинается на 2 года раньше и длится 3-4 года, у мальчиков 4-5 лет;
  3. период роста сексуальности и гиперсексуальности у мальчиков;
  4. гормональная перестройка: у девочек рост количества эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков;
  5. новая «химическая среда» организма вызывает резкие перепады настроения (эмоциональные качели);
  6. высокие темпы роста, сравнимые только с внутриутробным периодом и возрастом от 0 до 2-х лет;
  7. рост скелета идёт быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры;
  8. у девочек увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно переживается очень тяжело;
  9. у мальчиков увеличивается количество мышечной ткани: число мышечных клеток у мальчиков превышает соответствующее число у девочек в 4 раза;
  10. увеличение объёма лёгких и глубины дыхания с целью обеспечения растущего организма кислородом;
  11. увеличение объёма сердца в 2 раза за пубертатный период;
  12. значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли, вегето-сосудистая дистония;
  13. гиперфункция гипотоламо-гипофизарной и эндокринной системы;
  14. нестабильность эмоций;
  15. поллюции у мальчиков и месячные у девочек подчас вызывают реакцию физиологического отторжения собственного тела;
  16. темпы развития сальных желёз (прыщи на лице, повышенная потливость, сальные волосы).

Является ли подросток жертвой бушующих гормонов?
— Да. Грейс Крайг приводит следующие общие эмоциональные проявления гормонального криза:

  1. частая смена настроения;
  2. депрессия;
  3. неусидчивость и плохая концентрация внимания;
  4. раздражительность;
  5. импульсивность;
  6. тревога;
  7. агрессия и проблемное поведение.

— Нет. На состояние подростка оказывает влияние масса других факторов:

  1. отношения в семье;
  2. статус в подростковой среде;
  3. уровень академических успехов;
  4. способность построить долгосрочную перспективу и т. д.

 Каковы психологические особенности подрост-кового возраста?
Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме.

Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением статуса школьника.

Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства челове-ческих взаимоотношений.
В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников.

Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.

Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности;

Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.
В молодёжной среде у подростка формируется «мы-концепция». С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причём взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны.

Формирование «Мы-концепции» у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы – это группа, ценности которой подросток принимает и разделяет, мнение которой является для него значимым.

Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.

В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.

Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
Рост критичности подчас ведёт к полному негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряжённые для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма. Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники).

В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя.

Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). Я буду КАК ВЗРОСЛЫЙ — игра — копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом.

Хочу успокоить родителей: это почти всегда будут НЕ они, а другой значимый взрослый.

Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодёжной субкультуре: вес, рост, гора мышц и т. д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации.

Ребёнок подражает взрослым стереотипам сексуальности по форме, а не по сути, поэтому так популярна среди девочек литература, типа «Искусство соблазнять» или «Как стать роковой женщиной». Образец для подражания связан для девочек с системой ценностей, сформировавшейся в семье. Это не обязательно «роковая красотка», это может быть и стиль «бизнес-вумэн», максимально приближающийся к мужскому стереотипу. Она всегда выглядит сногсшибательно, ей нет дела до «этих глупостей».

Мужским идеалом чаще всего становится супергерой, проповедующий культ силы, выносливости, смелости, ценности настоящей дружбы, то есть герой современного боевика.

Неверно было бы полагать, что «Я-идеальное» формируется ТОЛЬКО по внешнему механизму. Это — лишь начальная точка отсчёта. Дальше следует овладение взрослыми умениями и навыками, заботой о ближних, а, самое главное, мерой своей посильной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за происходящее в семье и вокруг, за себя и свои поступки.

Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки.

Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей, непременно успешной» карьеры. Учёба впервые превращается не в учёбу для оценки, а в учёбу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретает личностный смысл и личностную ценность.

Если такой путь постижения новых знаний, умений и навыков поддерживается значимыми взрослыми, иногда с помощью конкурентной борьбы, то перспектива роста «Я-идеального» многократно усиливается.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн