Официальный сайт rosregistr 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Павлова О.А. Легко ли быть учителем?

Автор: 
Павлова О.А.
Место работы: 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 г. Ковров

Легко ли быть учителем?

Задача учителя – открывать новую
перспективу размышлениям ученика.
Конфуций

Когда-то во время перестройки, а точнее в 1986 году, этот вопрос поставил режиссер Юрис Подниекс, рассуждая о проблемах молодежи. «Легко ли быть молодым?» - так назывался его документальный фильм, одновременно
таков был вопрос, задаваемый самим молодым людям.

Сегодня, когда наше образование находиться тоже на стадии перестройки, этот вопрос хочется задать учителям: «Легко ли быть учителем?»

Модернизация, информатизация – понятия, которые прочно укрепились рядом с понятием образование, возможно, приводят в некоторое замешательство, особенно учителей со стажем свыше 25 лет, ведь раньше эти слова употреблялись рядом со словами «общество», «экономика». Но, хотим мы того или нет, в современном обществе происходят кардинальные изменения в научно-технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах, вызванные быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это проникновение ИКТ в различные сферы человеческой деятельности называют информатизацией.  

Объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года; ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей; объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для заполнения 19 миллионов томов; в индустриально развитых странах учащиеся к моменту окончания средней школы получают больше информации, чем их бабушки и дедушки за всю жизнь; в последующие три десятилетия произойдет столько же изменений, сколько их было за последние три века.[2] Соответственно эти изменения в обществе не могут не повлечь и изменения в системе образования, общество предъявляет новые требования к качеству подготовки выпускника школы, где на первый план выходят умения:


·  коммуникативные,
·  критическое и системное мышление,
·  умение работать в команде,
·  постановка и решение задач, проектное мышление,
·  социальная ответственность и адаптируемость,
·  саморазвитие и самореализация,
·  творческий потенциал и любознательность,
·  информационные и мультимедийные умения. [2]

В этой ситуации учителю «старой закалки» трудно перестроиться с одной образовательной парадигмы, «образование на всю жизнь», на другую – «образование в течение всей жизни». А в чем трудность? Ведь никто не отменял стандарты образования, основные знания, умения и навыки (как теперь их называют, универсальные учебные действия (УУД)). На мой взгляд, современный учитель должен не только обеспечить освоение образовательных стандартов, но и показать ученику непрерывность процесса образования.  Дать ему и фундаментальную основу знаний, и убежденность в том, что эти знания не есть незыблемая громада, что, чтобы быть современным человеком, ты просто обязан приобретать новые знания, получать новую информацию, уметь принимать решения в новых ситуациях. А не таков ли сам учитель? Разве учитель в течение всей своей профессиональной деятельности не учится, не находит новые приемы взаимодействия с современными учащимися, не осваивает новые методики. Получается, что и своему ученику учитель должен передать эту готовность к образованию и изменению своей деятельности. Главное, чтобы человек был морально готов к переменам, а остальное получиться. Значит, целевая установка «научить учиться» не так уж сложна, и многие к ней готовы, так как того требует время и общество.

Другой «страшной» проблемой для некоторых учителей является компьютер. И когда мы говорим о проникновении ИКТ в сферу образования, мы можем услышать даже от заслуженных учителей: «Нет, надо уходить из школы!», «Я умею только набирать в Word, я ничего не понимаю!» А так ли страшны ЭОР, ЦОР, ОМС?
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) равны электронным, но ЭОР соответствует межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001. Электронные образовательные ресурсы отличаются от привычных нам учебников тем, что текст в них не линейно расположен, а в виде гипертекта (можно перейти по ссылкам и получить справки или перейти сразу на другие страницы), они мультимедийны, то есть учебные объекты представлены различными способами: фото, видео, графика, звук, анимация.

А разве раньше никто из нас не предлагал учащимся рассмотреть картину, иллюстрацию, портрет или таблицу, не включал музыку, различные звуки? Вот все это более широко предлагают электронные и цифровые образовательные ресурсы. К простым цифровым образовательным ресурсам относятся следующие:

  • статья в формате MS Word, HTML с иллюстрациями, PDF и др.;
  • иллюстрация в формате JPEG;
  • иллюстрация в формате JPEG с сопроводительным текстом в формате HTML;
  • книга в виде набора отсканированных страниц в формате GIF с оглавлением в формате HTML;
  • книга в формате HTML (набор файлов HTML и связанных с ними картинок);
  • аудиозапись mp3;
  • видеозапись DivX;
  • презентация в формате MS Power Point;
  • отдельный медиаобъект учебного курса, выполненный на определенной технологической платформе. [2, 9-10]

Вся коллекция ЦОР собрана на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/). Что требуется от учителя? Включать компьютер и уметь управлять мышкой, выходить в интернет и скачивать электронные образовательные ресурсы. А это куда гораздо легче, чем самим создавать их. Хотя многие учителя, не подозревая того, уже являются создателями ЦОР: множество презентаций, тестов, отсканированных текстов используется на уроках. Получается, что не так уж трудно «подружиться» с компьютером и использовать образовательные ресурсы в учебном процессе.

Но использование не всех образовательных ресурсов дает возможность учащемуся  действительно научиться, все дело в интерактивности (взаимодействии). Интерактивный компонент – это главный инструмент ЭОР, когда содержание предметной области представлено учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Этому условию удовлетворяют электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП), или открытая модульная система (ОМС), создаваемая по каждому предмету (электронный учебный модуль ЭУМ). Хранилищем ЭУМ является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru/ Таким образом, главная задача учителя – разумно использовать ЭОР и ЦОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге – для каждого ученика.

Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале статьи, хочется сказать, что учителем быть не труднее, чем во все времена. Можно вспомнить одну восточную притчу: «Однажды ученики спросили учителя  Хинг Ши, какова его основная задача. Он, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом». На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы.  К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, — сказал Хинг Ши, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно». [3]

Возвращаясь к нашему времени, можно сказать, что все цифровые и электронные ресурсы – современные инструменты, которые помогут и заставят заняться поисками, пробудят жажду знаний, но никогда не заменят реального человека. И учителем может быть трудно потому, что надо воспитать в ученике человечность и доброту.

Литература:

  • Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы.  М.: Агентство «Издательский сервис», 2010. – 328 с. Материалы расположены на сайте Республиканского мультимедиа центра  http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=279
  • Юдина И. А.  Основные направления информатизации школьного образования. Пакет методических материалов по организации единой информационной образовательной среды в образовательных учреждениях. Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.  Владивосток, 2007. Материалы расположены на сайте http://www.pandia.ru/12310/
  • Материалы сайта  http://www.sunhome.ru/prose/zadacha-uchitelya.html

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн