Автор:
Ишпаева Гульнара Борисовна
Место работы:
учитель математики и информатики МОУ гимназия №1 г. Агрыз Республики Татарстан.
Роль учителя школы - центра компетенции - в современном образовательном пространстве
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационных и коммуникационных технологий. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в настоящее время. Следовательно, профессионализм учителя – синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. Учитель ХХ1 века - учитель века информатизации общества.
2010-11 учебный год стал знаковым для системы образования нашей республики, района, гимназии №1, в которой я работаю заместителем директора по информатизации образования. Началась реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 гг. «Килечек»(«Будущее»), внедрение новых стандартов начального обучения.
Среди проектов Стратегии особое место занимают Проекты в области информатизации образования. Это проекты:
- «Компьютер – школе»;
- «Компьютер – учителю»;
- «Интерактивное и проекционное оборудование – школе»;
- Обеспечение доступа к ресурсам сети Интернет;
- Внедрение информационной системы «Электронное образование в Республике Татарстан»;
- Подготовка педагогических кадров в области ИКТ;
- «Удаленная школа»;
- Дистанционное обучение детей-инвалидов;
- «Школа - центр компетенции в электронном образовании»;
- «Электронные учебники».
В рамках перечисленных проектов с 2010 года началось обеспечение школ Республики Татарстан компьютерным оборудованием. Так, по проектам «Компьютер – учителю» и «Компьютер – школе» педагоги района получили ноутбуки и компьютеры, оснащенные необходимым программным обеспечением. В школах районного центра заменен канал доступа в Интернет на опто-волоконный. Педагогами района опробована и работает Информационная система «Электронное образование в Республике Татарстан». Система позволяет вести сайты школ, электронное расписание, электронный журнал, электронный дневник, портфолио учителя и ученика. Отличительной чертой данной информационной системы является, то, что она открывает доступ к базам цифровых образовательных ресурсов, в том числе ресурсов «Кирилла и Мефодия» по всем предметам. Система объединяет около 2000 сообществ учителей и учеников, которые систематически делятся опытом, впечатлениями, проектами в сети.
Следующий проект «Школа - центр компетенции в электронном образовании» предусматривает создание в каждом районе республики школы - Центра компьютерных компетенций, где будет осуществляться тьюторское обучение педагогов, проводиться мастер-классы и тренинги. Всего по Республике Татарстан 54 школы – центры компетенции в электронном образовании: по одной школе в каждом муниципалитете. В Агрызском районе такой школой стала гимназия №1.
Не случайно данный проект внедряется именно в нашем учебном заведении. Педагоги гимназии - активные участники мероприятий с применением информационно коммуникативных технологий. Так, в прошлом учебном году, приняв участие в Республиканском конкурсе «Компьютер-Учителю», мы одними из первых в районе получили ноутбуки, которые успешно внедряем в обучении и воспитании наших учеников. В данный период работы осуществляем постепенный переход на свободное программное обеспечение.
Педагогический коллектив гимназии регулярно делится опытом работы с коллегами: на базе нашей гимназии организуются семинары для учителей и руководителей школ района, в том числе, с применением информационных технологий. Трансляция нашего опыта проходит через Интернет – педсоветы, форумы, конференции, конкурсы, общения на сайтах педагогических сообществ таких как www.openclass.ru, www.proshkolu.ru, www.pedsovet.org., http://www.it-n.ru, образовательный портал http://www.belem.ru. Все это позволяет учителям гимназии выходить на республиканский, российский, международный уровни.
Учителя начальных классов первыми в районе апробировали внедрение образовательных стандартов 2 поколения и прошли обучение на курсах по применению современного компьютерного оборудования и технологий.
Все это позволяет нам ставить новые, более высокие цели и задачи перед коллективом учителей и учащихся. Став центром компетенции мы должны будем обучать педагогическое сообщество нашего района новым технологиям и методикам.
Мы убеждены, что с реализацией проекта «Школа - центр компетенции в электронном образовании» возрастет эффективность образовательного процесса, и опыт внедрения информационных и интерактивных технологий послужит удачным примером для его применения в других школах района.
Ведь создание эргономичного образовательного пространства, комфортной и благоприятной среды для обучения и преподавания, повышение учительской информационной компетентности, обеспечение свободного взаимодействия всех участников образовательного процесса и интеграция с другими образовательными учреждениями и является первостепенной задачей наших совместных усилий и работает на повышение качества образования.
Какова же роль учителя во всем этом стремительном развитии?
Роль учителя школы – центра компьютерных компетенций состоит в том, чтобы развиваясь и обучаясь самим, за собой повести других. Наши учителя старательно обучаются на дистанционных курсах, организованных компаниями АйТи, Интел; совершенствуют свои навыки работы за компьютером, в сетевых сообществах.
Научно- технический прогресс дал нам возможность повышать образование, общаться с коллегами, участвовать в дискуссиях через Интернет, не выезжая из своих населенных пунктов, даже не выходя из стен родной школы.
Сегодня учителя повышают свою квалификацию через общение в сетевых сообществах, через Мастер-классы, через курсы дистанционного образования. Всегда можно найти методические разработки на различных сайтах. Интернет стал средой сетевого взаимодействия педагогов. Появилась возможность коллективного использования и создания цифровых образовательных ресурсов. Размещая свои материалы, учитель получает квалифицированную помощь и оценку коллег. В случае победы в интернет- конкурсах он не только пополняет свой портфолио дипломом и сертификатом, а получает моральное удовлетворение от успешной работы.
При использовании сетевых сообществ у нас происходит постепенное переосмысление применения педагогических технологий и инструментария ИТ в профессиональной практике преподавателей под влиянием социальных сервисов. Они ломают стереотипы доминирующей роли учителя, позволяют переключиться на личностно-ориентированные формы обучения и организовать активное взаимодействие и сотрудничество учащихся и учителей, вовлекают учеников в групповые формы учебного взаимодействия, и используются педагогами как среды для отработки важных социальных навыков. При этом используются современные методики, и прежде всего, метод проектов.
Учитель, умеющий работать в сетевых сообществах, не только сам владеет профессиональной ИКТ-компетенцией, но сумеет сформировать умения у своих учеников. Организация их самостоятельной познавательной деятельности при работе с ресурсами Интернета способствует развитию умений работы с информацией. Участие в различных детских конкурсах активизирует их деятельность. Это поможет быть нашим выпускникам успешными в 21 веке.
Учителям школ необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень. Как одну из вариативных моделей можно рассмотреть деятельность внутри профессионального сетевого сообщества преподавателей. Профессиональное сетевое сообщество преподавателей – это виртуальное пространство для общения, обмена опытом и распространения передовых идей и методик обучения с целью совершенствования профессиональных компетенций.
Учителю, у которого отсутствует базовая ИКТ - компетентность будет невозможно профессионально работать в инновационной образовательной среде
|