Автор:
Чижова Светлана Викторовна
Место работы:
МОУ Березниковская ООШ Собинского района Владимирской области Учитель математики http://shkola-berezniki.ru/
Программа факультатива «РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ». 5 класс
…Математические сведения могут применяться умело
и с пользой только в том случае, если они усвоены
творчески, так, что учащийся видит сам, как можно
было бы прийти к ним самостоятельно.
А.Н. Колмогоров
Пояснительная записка
Общепризнано, что решение математических задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений и навыков, ведущей формой учебной деятельности у учащихся в процессе изучения математики, одним из основных средств их развития. А ориентация школьников на поиски красивых, изящных решений математических задач способствует эстетическому воспитанию учащихся. Чтобы справиться с трудными задачами, надо проявить смекалку – обычных методов может и не хватить. Кроме смекалки, нужны настойчивость и целеустремленность – без этих качеств трудно заниматься любым делом, не только математикой.
Безусловно, верно высказывание о том, что «для того, чтобы научиться решать задачи, нужно решать их». Вместе с тем, опыт показывает, что целенаправленное обучение решению задач, выявление некоторых особенностей поисковой деятельности, связанной с решением незнакомой, нестандартной задачи, способно принести школьнику немалую пользу, пробудить и укрепить его интерес к изучению математики.
Данный факультатив и призван научить школьников решать задачи различной степени сложности и видов, используя различные факты, полученные на уроках математики. А это, в свою очередь, поможет им лучше познать теорию, научиться творчески мыслить.
Программа составлена с опорой на учебник – собеседник Л.Н. Шеврина.:
«Математика. Учебник – собеседник для 5-6 кл./ Л.Н. Шеврин и др. - М.: Просвещение, 1989г
Цели и задачи
- Дать дополнительные знания по программе элементарной математики.
- Научить ребят умению подходить к решению задач в нестандартных ситуациях, показать некоторые стандартные приемы их решения.
- Прививать умение рассуждать при решении задач, объяснять решение последовательно и непротиворечиво.
- Научить получать удовольствие от «общения» с математическими задачами.
- Развивать смекалку, воспитывать настойчивость и целеустремленность
Содержание
1. Вводное занятие (1 час)
Учимся рассуждать при решении задач: Что значит рассуждать?
2. Основная часть ( часов) Решение задач по разным темам:
Признаки делимости. Учимся рассуждать при решении задач: Когда может пригодиться деление с остатком. НОД, НОК, применение для решения практических задач.
Общие свойства обыкновенных дробей. Сложение и вычитание. Применение умножения к решению задач.
Учимся рассуждать при решении задач: Важно хорошо продумывать условие задачи. Учимся рассуждать при решении задач: Могут быть разные способы решения.
Решение занимательных задач с рациональными числами.
Задачи на пропорции. Задачи на проценты.
Задачи о концентрации раствора.
Практическое применение прямой и обратной пропорциональности.
Кто придумал отрицательные числа и зачем они нужны.
Модуль числа. Какие практические задачи могут скрываться за задачами про числа. Учимся рассуждать при решении задач: Как планировать свои действия.
3. «Худший случай» в задачах. (2 часа)
4. Решение олимпиадных задач. (4 часа)
Учебно–тематический план
№ занятия |
Тема
|
Количество часов
|
1.
|
Вводное занятие. Учимся рассуждать при решении задач: Что значит рассуждать?
|
1
|
2, 3
|
Признаки делимости. Применение при решении задач. Учимся рассуждать при решении задач: Когда может пригодиться деление с остатком
|
2
|
4,5
|
НОД, НОК, применение для решения практических задач.
|
2
|
6
|
Общие свойства обыкновенных дробей. Сложение и вычитание.
|
1
|
7-10
|
Решение олимпиадных задач.
|
4
|
11
|
Применение умножения и деления к решению задач
|
1
|
12
|
Учимся рассуждать при решении задач: Важно хорошо продумывать условие задачи.
|
1
|
13,14
|
Учимся рассуждать при решении задач: Могут быть разные способы решения.
|
2
|
15-17
|
Решение занимательных задач с рациональными числами.
|
3
|
18
|
Задачи на пропорции.
|
1
|
19,20
|
Задачи на проценты.
|
2
|
21,22
|
Задачи о концентрации раствора.
|
2
|
23,24
|
Практическое применение прямой и обратной пропорциональности.
|
2
|
25
|
Кто придумал отрицательные числа и зачем они нужны.
|
1
|
26,27
|
Модуль числа.
|
2
|
28
|
Какие практические задачи могут скрываться за задачами про числа
|
1
|
29,30
|
Учимся рассуждать при решении задач: Как планировать свои действия.
|
2
|
31,32
|
«Худший случай» в задачах.
|
2
|
33
|
Контроль
|
1
|
34
|
Итоговое занятие.
|
1
|
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
- ШевринЛ.Н. «Математика. Учебник – собеседник для 5-6 кл./ Л.Н. Шеврин и др. - М.: Просвещение, 1989г
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За станицами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989г.
- Баранова И.В. и др.Задачи по математике для 4-5кл. - М.: Просвещение, 1988г.
- . Шарыгин ИФ., Шевкин А.В. Задачи на смекалку: учебное пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2007г.
- Шуба М.Ю. Занимательные задачи в обучении математике. - М.: Просвещение, 1995г.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М.: Просвещение, 1988г.
- Журнал «Математика в школе»
|